Неудобные дети

30 января 2017, 14:13
Неудобные дети
В 2010 году в российском образовании появилось новое слово «инклюзия». Включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную систему было принято с осторожностью

Медленно, но верно, стали появляться новые ФГОСы, специальные группы, ресурсные классы, тьюторы. В 25% школ, как рапортуют ответственные ведомства, созданы условия, оборудованы помещения, обучены педагоги. При этом сохранена 8-ступенчатая система коррекционного обучения, когда дети с теми или иными особенностями развития учатся отдельно от нормативно здоровых детей, их объединяют в спецшколы.

Но есть дети, которые не вписываются в прежнюю систему обучения и образования, а новая система не готова их принять, - это дети с расстройством аутистического спектра (аутизмом – РАС). Детей не берут в сады и школы – у них проблемы с поведением, это очень «неудобные» дети для учителей, для отчетов, для системы.

«Аутизм – это дорого» говорит в выступлении Екатерина Мень, директор «Центра проблем аутизма», на круглом столе в Общественной палате РТ 18 января. «Для примера, в США – это 60 тысяч долларов в год. Там давно поняли простую арифметику: выгодно вложиться в детство, чтобы в будущем сократить расходы на человека с аутизмом в 2 - 3 раза». Что означает «выгодно вложиться»?  Это значит – поставить диагноз до 2-х лет, составить программу развития  и реабилитации ребенка, применять методы эффективные и универсальные, а не делать всё «на глазок». И самое главное: дать детям учиться в школе, желательно в обычной среде – именно общее образование закладывает нормативную систему связей, меняет то, как функционирует мозг в целом, нормализует жизнь.

Вовремя поставленный диагноз и разработанные коррекционные мероприятия уже к 7 годам «выправляют» ситуацию, и дальнейшее обучение (среднее, специальное, высшее) не является для такого человека проблемой.

Аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, однако обучение в большинстве случаев помогает адаптировать его к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.

В республике уже есть организации педагогов-энтузиастов и активных родителей, которые начали работу по организации включения детей с РАС в систему образования. На мой взгляд, важно, чтобы их услышали в коридорах исполнительной власти. А пока родители детей, добившихся успехов, могут сказать, как Елена Багарадникова  (руководитель организации помощи детям с РАС «Контакт» в одном из интервью):  «Мой сын учится в школе по общеобразовательной программе, делает успехи, и я им горжусь. Но то, что он адаптировался - заслуга не государства, а семьи. И с этим сталкиваются почти все родители».

Ольга Тимуца

Фото: aistenok.ru 



Вернуться назад


© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх