#Яесть: «Обратно на небо», или Путешествие длиной в 14 лет

14 февраля 2020, 18:49
#Яесть: «Обратно на небо», или Путешествие длиной в 14 лет
Мой (и не только) одногруппник Андрюха Андрей Лысяков написал роман. Самый настоящий. В двух томах. Фантастический (всё, как я люблю).

Результат, в общем-то, закономерный. Оглядываю мысленно нашу 1341 и понимаю, что ТАКОЕ сотворить мог только он. Высокий, статный, с ниспадающей на лоб вечной чёлкой и вечно же мечтательным взглядом куда-то поверх тебя. Конечно же, не спросить, как он дошёл до романа я не могла. Тем более, что его Путешествие Героя длилось четырнадцать лет.

Роман «Обратно на небо». Прочитать его можно здесь.

- Кто ты сейчас, Андрей?

- Лысяков Андрей Александрович,  1977-го года рождения. Режиссёр, производитель видео полного цикла в одном лице.

- То есть ты сам швец и жнец или как?

- Швецов в этой индустрии нет, есть сценаристы, режиссёры, художники, операторы, и так далее, вот это вот всё я. Чего я не делаю, это я не пишу оригинальную музыку.

- Неужели ты чего-то не можешь?

- Не сложилось, нет у меня музыкального образования, хотя я очень много пел в юности.

- Ладно, давай ближе к нашей теме. Поговорим о твоём романе. Он у тебя социально-фантастический. Что в твоём понимании социальная фантастика?

- История про социум. То есть это не история одного человека, не история одного героя, а на первый план там выходит акцент именно в сторону социума, социальных тенденций больших. Почему фантастика? Потому что там представлены ситуации, которые пока на данный момент не могут состояться в реальной жизни.

- Ты сейчас про космический корабль?

- Мне важно было представить развитие социума в абсолютно изолированных, стерильных, чистых условиях. Как культура бактерии развивается в чашке Петри.

- А чем тебе это было важно?

- Не знаю, почему-то стало интересно.

- И ты начал смотреть?

- Я начал это дело воображать. В 2003-м я приехал в Москву и сразу попал на игру «Кто хочет стать миллионером», потом были «Народ против», «Танцы со звёздами», «Женская лига». Все шоу были разноплановыми, сделали их британцы. Наша компания их покупала и реализовывала уже здесь. Я участвовал в адаптации и учился «хитовости». Важно было понять, почему шоу должно выстрелить именно здесь и сейчас. Например, бальные танцы считались не совсем «нашими», типа, работать надо, а не плясать.

Но! Смысл в том, чтобы посмотреть, как человек совершенно не предназначенный для танцев, и которого вообразить в этом невозможно, будет выглядеть, танцуя в паре. Например, актёр боевиков в вальсе. Это элемент противоречия.

Неожиданность - да, но она работает первые десять секунд. А вот противоречие остаётся до самого конца. Каждую минуту этот человек находится в конфликте с ситуацией.

- Конфликты – твоё всё?

- Они основа любого сюжета. Соответственно, этот человек, несмотря на то, что он спортсмен, у него мозги кипят, он не понимает, как это сделать, и он не может включить те группы мышц, которые не работали никогда. Он всю жизнь бил морды, а теперь ему нужно двигаться плавно. Людям интересно посмотреть, как он это будет преодолевать.  И в книге мне важно было вообразить этот механизм и отразить его.

- Роман развивается по двум сюжетным линиям…

- Да, два реалистичных героя, обычные люди в необычных обстоятельствах.

- Знаешь, я, когда читала, поначалу хихикала, но ровно до того момента, пока не началась сцена с абортом. И тут я зависла. Зачем? Причём так подробно…

- Продолжение конфликта. Дело в том, что социум, про который я пишу, развивается через определённые точки. И есть вещи, которые невозможно обойти вниманием, в том числе и вопрос деторождения, вопрос семьи, института семьи и продолжения рода. И естественно, что эти точки, должны совпадать с болевыми точками нашего социума, потому что иначе будет неинтересно читать. Книга же о людях, человеке и человечестве и об общечеловеческих особенностях.

- Давай немного ещё поинтригуем. Часть героев «вылупилась» из анабиоза, а потом – раз - и беременность! Хотя, как говорится, ничего не предвещало.

- Я не мог обойти своим вниманием процесс деторождения. И здесь конфликт - совершенно неожиданная беременность девушки, которая собственно начала жить сама менее полугода назад по человеческим меркам, и абсолютно к этому не готова ни с какой точки зрения. Ситуация является смертельно опасной для неё. И встаёт здесь очень большой этический вопрос: делать это или не делать, когда человеку который: а) сам, насколько он себя помнит, воспитан в католических традициях; а) обязан стимулировать большой демографический рост в вверенном ему обществе; с) совершенно не понимает - справится или нет.

- Судя по тому, с каким жаром ты об этом говоришь, для тебя это важно….

- Я горжусь этой сценой. Для человека, который с таким, может быть, ещё и не сталкивался, важно было бы почитать. И я разыгрываю ситуацию, в которой операция неизбежна.

- Тебе нравится загонять своих героев в самое пекло?

-  Конечно! Это базовый принцип. Я не хочу говорить слово «драматургия», оно как-то пафосно звучит очень. Будем рассуждать логически. Поскольку конфликт – это основа сюжета, то чем острее конфликт, тем интересней сюжет. Соответственно нужно поставить героев в такую ситуацию, в которой либо вой, либо ложись и умирай, либо отгрызай оппоненту нос.

- Андрей, о каком времени ты говоришь в своём романе?

- Не слишком далёкое будущее. Я столкнул людей, которые очень похожи на нынешний эстеблишмент, и совершенно других, только что осознавших себя в этом мире.

И вот они оказываются лицом к лицу. В этой ситуации не имеет совершенно никакого значения, сколько у кого-то денег было, с кем они знакомы, и кто они вообще такие. Имеет значение только то, что в голове и в душе. Теперь важно себя как-то реализовать, поставить, интегрироваться и вести какой-то диалог. Вот ситуация - мы прилетели, обратно не можем, ребята, извините - всё. Давайте как-то решать, либо так, либо сяк, будем что-то решать, как-то договариваться.

- Когда автор создаёт произведение, он всегда наделяет каких-то героев своими чертами. Где там есть ты?

- Везде. Потому что, что такое человек, личность? Набор черт. Как только мы воображаем себе, что у этого персонажа чего-то больше, а чего-то меньше, это уже отчасти другая личность. И вот в каждый персонаж вкладываю свой набор качеств, но в разных пропорциях.

- Есть любимый герой?

- Безусловно! Но именно из желания сделать его как можно более интересным, мочил его просто до невозможности, в течение всего романа. Он оказывается в совершенно фантастической ситуации, когда он просто так ни с того ни с сего становится во главе целого народа, и у него есть все ресурсы, у него есть все возможности повелевать. То есть ему изначально дана власть делать, что он хочет, по крайней мере, морально.

- Это ж мечта многих мужчин…

- Да.  Всё, о чём может фантазировать современный молодой мужчина. Он абсолютно свободен, чтобы создавать, творить, выдумывать какие-то схемы, системы, по которой будет народ существовать.

- Мне всегда бывает грустно, когда герои в книгах умирают. Ты убил обеих моих любимых женщин книги. Видимо, тоже конфликт и поддержание интереса. А почему имена такие необычные?

- Что касается имён, у меня изначально на этом был пунктик. Мне не хотелось, чтоб имена были  бесхарактерные. Но в тоже время не хотелось, чтобы они были бессмысленными, потому что имена даёт человек, который помнит земную культуру урывками.

Он помнит наборы звуков из разных областей, из разных культур. Но в принципе, для него эти имена бессмысленные, и он сам - главный герой - за это переживает. Он переживает, что не помнит смысла слов, откуда они взялись. Он знает, что имя - это навсегда, что это очень серьёзно, и он старается их назвать красивыми словами.

Дело в том, что Эму, один из главных героев, не помнит своего имени до тех пор, пока его ему не сказали.

- Не будем спойлерить, но Эму – татарин?

- Не будем. Он космополитичен и хорошо образован. И ему важно решить другие вопросы. Как себя вести, имея в распоряжении пятьдесят идеально красивых женщин? Как при этом вести себя с парнями? Что продвигать и внушать людям, зная, что они достаточно скоро станут выше, сильнее, красивее, умнее и сообразительнее, чем ты? На что следует делать упор, исходя из собственного инстинкта самосохранения хотя бы? Стоит ли говорить о том, что старших надо уважать, надо же вот друг другу помогать, надо быть добрыми? Или же сказать, - ребята каждый сам за себя, у нас естественный отбор. И они завтра тебе же открутят голову.

- Ты писал роман четырнадцать лет. Немалый срок…

- Я хотел сделать что-то серьёзное. В силу своей работы писал много мелких вещей для телевидения. А хотелось создать какую-то грандиозную заметную вещь, которая претендовала бы, скромненько скажем, на право называться поп-массовым продуктом. При этом очень не хотелось скатиться в графоманство. Я выбрал такую тему, в которой каждая моя новая мысль, каждый мой новый какой-то опыт вписывались бы в этот контекст.

Всё началось с сюжетной линии Эму, которая была написана достаточно быстро, но была неполной без какого-то отражения. В конце возникал вопрос - и что теперь? Я пришёл к мысли, что необходима вторая сюжетная линия Комарова. Этого товарища я тоже очень нежно люблю, потому что в него вложил человечность свою какую-то.

- Не уходи опять в героев, вернись к вопросу, пожалуйста…

- Большую часть времени был занят другой работой, по ночам много писал, но, естественно, с перерывами на «подумать». Мог месяцами не подходить.  Дописал, вроде, уже даже можно показывать. Ещё два года. Переписывал, прорабатывал, снова начинал сначала. Знаешь, я почему-то представлял в этот момент косу из волос, и я вижу, что из неё начинают выбиваться какие-то прядки. И вот я их ищу и вплетаю обратно, то есть все, о чём сказано вначале, обязательно должно найти свое продолжение, ни одного слова просто так.

- Когда ты мне отправил ссылку на роман, то предложил его обругать. Неужели ты сам настолько не веришь в своё детище?

- Я верю в конфликт. Я не жду, что книга понравится вообще всем, так быть не может. И если у меня долго не будет отрицательных отзывов, то не будет и дискуссий на эту тему. На одном из форумов прозвучала такая фраза  - мужикам должно понравиться. Дальше идёт ссылка на «Виагру». Ну, не знаю, может тролль, но он честно прочитал книгу, побольше бы таких.

- Андрей, рукописи горят?

- Рукописи горят. Мысли не горят. Идеи не горят. Возможно, есть во Вселенной такие силы, которые видят и знают все наши мысли, высказанные и тайные. Одно время я придерживался мнения, что даже то, что мы лишь собираемся написать или сказать, нам не принадлежит, и диктуется кем-то свыше.

Конечно, хочется верить, что каждый из нас - не просто ретранслятор чье-то воли, а сам чего-то стоит. Однако исчерпывающих доказательств ни в поддержку этой теории, ни против неё у меня нет.

- Давай в двух словах - о чём роман? Что самое главное должен понять читатель?

- Как автор я обязан это сказать - о невероятных эволюциях человеческой Души.

- А что бывает вероятные эволюции?

 - Бывают.

 - Например?

- В повседневности мы видим постоянно. А здесь, в книге, человек из обслуживающего персонала превращается в Божество. То есть он превращается в повелителя мира, хотя ему этого права никто не давал, он это делает сам. И читателю предстоит ответить для себя на вопросы, откуда и что берётся в человечестве. То есть в этом рассказе больше вопросов, чем ответов. А как оно происходит? Откуда берутся человеческие пороки и добродетели, или какие-то общечеловеческие тенденции? Но самое главное - это роман о последствиях действий. Важно ведь?

- А то!

Беседовала одногруппница Андрея Лысякова Татьяна Павлова, в миру и сети #ВашКоучПоЖизни. 



Вернуться назад


© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх