Экзаменационное «пора!»

Общество    25 мая 2017, 09:31
Фото: kazanreporter
Фото: kazanreporter
Для выпускников девятых и одиннадцатых классов и их родителей началась горячая пора государственной итоговой аттестации (ГИА). Посмотрим на это без преувеличения волнительное событие глазами педагогов

Учитель перед выбором твоим

Учителям двойки не нужны. Урежут выплаты за качество, не допустят к аттестации на первую или высшую категории, директор тет-а-тет «комплиментов» воз и маленькую тележку отвесит. Выпускники старшей школы, в целом, думают в унисон с учителями. Хотя среди них растет число тех, кто никуда не поступает и сдает ЕГЭ исключительно ради аттестата. И это отнюдь не глупые дети, просто их интересуют специальности, по которым на бюджет нереально поступить. Да и деньги им нужны в объеме, значительно превышающем размер стипендии.

С девятиклассниками ситуация сложнее. Когда только вводили обязательные предметы по выбору, обещали, что через год двойка по ним автоматически будет означать окончание школы со справкой. «С такой только в дворники берут», – стращали потенциальных двоечников учителя. Год прошел, а разъяснений на этот счет до сих пор не появилось. В приемных комиссиях ссузов детям с начала учебного года говорят, что их примут и без предметов по выбору. А раз так, зачем париться?

Теперь уже выпускники стращают учителей: «Не сдадим, а вас за это уволят».

В ссуз не как в вуз

Государство декларирует заботу о подготовке квалифицированных кадров для заводов. На базе лучших техникумов и колледжей созданы так называемые «ресурсные центры», оснащенные первоклассным оборудованием. Все это здорово, но давайте посмотрим, какие предметы по выбору сдают ребята и девчонки, поступающие на инженерные специальности. В лидерах – обществознание, география, биология и, благодаря минимальному проходному баллу, информатика.

Другими словами, в будущие автослесари, наладчики и операторы ЧПУ идут выпускники, не знающие физику.

А должно быть как при поступлении в вуз, где, допустим, абитуриент-медик в обязательном порядке сдает биологию и альтернативы этому быть не может.

Забота регионального уровня – мотивировать учащихся на изучение татарского языка. Для этого придумали единое республиканское тестирование (ЕРТ), но оценка по нему заносится в журнал как текущая. Девятиклассник может пропустить экзамен, сославшись больным, и ничего за это ему не будет. Впрочем, татарский сдают без контроля со стороны «федералов», поэтому оценки по нему за редким исключением бывают положительными. Учителям других предметов в этом плане сложнее. Тем более что татарский сдают раньше всех, что формирует у детей неверное представление об ОГЭ как о «халявном» мероприятии.

Профсоюзный пассив

Проведение ГИА целиком ложится на плечи учителей. Они работают в пунктах проведения экзамена руководителями штаба ППЭ, помощниками руководителя, организаторами в аудиториях… Организуют детей, заполняют кучу бумаг, несут юридическую ответственность вплоть до уголовной за нарушения на экзамене… Логично спросить: какое вознаграждение имеют за это учителя? В Татарстане – это небольшая прибавка к зарплате (в отдельных школах до 500-600 рублей) из фонда оплаты труда и, если повезет, отгула.

Между тем во многих других регионах учителям за работу на ЕГЭ платят, причем не из школьных денег.

Соответствующая норма прописана в законе «Об образовании в РФ». В нем прямо говорится, что за работу на ЕГЭ учителям положена компенсация, которая выплачивается из бюджета региона. «Это совершенно логично, – объясняет юрист независимого профсоюза «Учитель» Юрий Варламов, – так как государственная аттестация не относится к образовательному процессу, который ведет учреждение (школа). Это внешний и независимый институт для оценки уровня знаний выпускника, полученных в результате образовательной деятельности».

Почему татарстанская организация профсоюза народного образования и науки РФ молчит на этот счет? Может быть, потому что слишком вольготно себя чувствует в отсутствии конкуренции со стороны независимых профсоюзов, в чем, в конечном итоге, виноваты сами учителя…

ГИАномика

Система ГИА нуждается в совершенствовании. Не столько процедуры проведения экзамена, сколько мотивации его участников. В идеале нужно перестать кошмарить учителей за низкие результаты учащихся. Штрафные санкции в материальном выражении мало что дают бюджету, зато серьезно стимулируют учителей на подработки по линии репетиторства. На репетиторов в контексте дискуссии о налогообложении самозанятых граждан у государства большие виды. Чиновникам кажется, что там огромные деньги крутятся.

В действительности, это совсем не так, и вместо того чтобы изыскивать способы выявить и обложить репетиторов налогами, государство лучше бы озаботилось тем как свести это явление отечественной школы к минимуму.

Сделать это, на мой взгляд, просто. Министр образования Васильева, когда только вступила в должность, запретила подготовку детей к ГИА после уроков. Но по факту она продолжается, разумеется, на безвозмездной для учителей основе. Отсюда стремление педагогов отвадить выпускников от сдачи своего предмета. А теперь представим ситуацию, когда за детей, выбирающих мой предмет, мне как педагогу платят вменяемые деньги. Хотя бы по сто рублей за ребенка при условии, что занятия проводятся в группах числом не более пятнадцати человек, и что чем больше у меня таких групп, тем больше я заработаю.

Еще надо нормально платить учителям за ставку, чтобы они не тянули по полторы-две ставки. (Это как раз тот случай, когда количество перерастает в качество – неважное, надо признать.) Снизить норматив наполняемости классов до пятнадцати человек максимум, что давно реализуется в гимназиях и лицеях – в том числе, поэтому они блистают на фоне обычных школ. При выполнении этих условий уместными будут проверочные работы помимо ГИА – промежуточная итоговая аттестация и республиканские контрольные. Сегодня при нагрузке в полторы-две ставки они ложатся на учителя ну просто адовым ворохом бумаг.

 «Размечтался» - скажет какой-нибудь коллега-учитель, прочитав эти заметки. Увы, он прав. И пока предложения по реформированию нашей системы образования, не связанные с урезанием расходов на нее и обременением учителей новыми обязанностями, будут оставаться гласом вопиющего в пустыне, инновационной и отвечающей веяниям времени эта самая система образования не станет.

Феликс Одинаев



Вернуться назад






Новости рубрики

08.05.2024 В Казани состоялась акция «Парад у дома ветерана» Для участников Великой Отечественной войны, их вдов и тружеников тыла организовали концерты с вручением «Писем Победы»
08.05.2024 Фарид Мухаметшин поздравил ветеранов с наступающим Днем Победы В преддверии праздника Секретарь «Единой России» позвонил героям Великой Отечественной войны




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх