По начальничьему хотению

Общество    15 мая 2019, 09:35
Фото: Библиотека программиста
Фото: Библиотека программиста
На днях получила продолжение история барнаульской учительницы Татьяны Кувшинниковой, уволенной за публикацию фотографии в соцсети

Уже изрядно подзабытая история вновь стала актуальной после того, как 8 мая Минпросвещения РФ, в ответ на соответствующее предложение депутата Госдумы Дмитрия Свищева, пообещало к новому учебному году разработать рекомендации для учителей по ведению социальных сетей. Корреспондент «Вверх» задался вопросом: можно ли таким, методическим путем избежать повторения инцидентов, аналогичных произошедшему в Барнауле?

Не важно, где и когда

Кому-то может показаться, что история Татьяны Кувшинниковой из ряда вон выходящая. На самом деле, травля учителей по не имеющим к их профессиональной компетенции поводам ведется давно и успешно. Так, в июне 2018 года за фото в Instagram лишилась работы омский педагог Виктория Попова. Снимки в стиле пин-ап выложила даже не она, а модельное агентство, в котором она проходила обучение.

В марте 2019-го, накануне барнаульского инцидента, тверской суд Москвы восстановил на работе педагога Дворца творчества на Миуссах Ларису Хибовскую. Ее уволили, внимание, за пост в Facebook по поводу оформления избирательного участка, расположенного в здании Дворца. В ходе судебного заседания работодатель также вменял в вину педагогу обсуждение с сотрудниками действий руководства, отсутствие детей, записанных на ее курсы (на портале госуслуг не была открыта запись на них), и нежелание в течение двух часов внести правки в пять учебных программ.

Хибовскую уволили за нарушение норм профессиональной этики. Истории Кувшинниковой и Поповой можно охарактеризовать как конфликт педагога с директором, выход из которого вторая сторона нашла в увольнении «оппонента» за аморальный поступок. При этом, как объясняет юрист Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Юрий Варламов, «никаких критериев аморальности в законодательстве нет». Аморальным может быть признан любой поступок, совершенный на рабочем месте или вне его, связанный с исполнением должностных обязанностей или не имеющий такой связи, в рабочее время или во время отдыха. «Совершенный произвол, – комментирует ситуацию эксперт, – усиленный позицией Верховного Суда РФ».

Дали жалобную книгу

Активность в соцсетях - не самый частый повод для увольнения, обычно свое решение директор обосновывает другими действиями педагога. В практике профсоюза «Учитель» аморальными признавались такие поступки, как попытка учителя показать классу, что в заднем кармане брюк у нее ничего не лежит, поддержка ребенка при занятии на турнике, и, наконец, попытка учителя забрать из рук администратора приказ о вынесении ей дисциплинарного взыскания.

На вопрос, какими признаками в принципе можно было бы охарактеризовать «аморальность» в законе, чтобы учитель (и не только он), знал, где соломку подстелить, эксперт отвечает:

«Строго говоря, никаких правовых критериев «аморальности» быть не может. Каждый школьник, который проходит курс обществознания, знает, что существуют разные виды социальных норм. В частности, есть правовые, а есть моральные нормы. Несмотря на ряд общих черт, они имеют различную природу, различный характер и не могут смешиваться».

Чтобы избежать обвинений в личной неприязни, директора подключают к атаке на неугодного педагога родителей. Напомним, травля Поповой и Кувшинниковой началась с жалобы родительницы, посчитавшей ее фото в соцсети излишне откровенными.

«Директора очень любят использовать жалобы родителей, – делится мнением сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, – причем потом часто выясняется, что сами родители (или их ребенок) не понимали, что и зачем пишут (подписывают). У нас был случай, когда учительницу уволили за совершение «аморального проступка» на основании жалобы бабушки ученика. Так вот потом, уже в суде, стало понятно, что бабушка не представляла себе последствий своего заявления и ничего не имела против учительницы. Суд согласился с нашей позицией и отменил приказ об увольнении».

Пассивное большинство

Может ли педагог сопротивляться давлению директора? Всеволод Луховицкий считает, что это возможно только при поддержке коллег. И далее продолжает:

«Я знаю школы, в которых в подобных ситуациях учителя приходили к директору и очень серьезно говорили ему, чтобы он перестал давить на их коллегу. И директор вынужден был согласиться – руководить коллективом, который тебя не уважает, трудно. И, кстати, эта поддержка хорошо работает на общероссийском уровне. Флешмоб c хештегом «Учителятожелюди» (в ответ на травлю Кувшинниковой – Д.Р.), когда педагоги выкладывали в сеть свои фото в купальниках, показывает, что солидарность в наших рядах все-таки есть».

К сожалению, в подавляющем большинстве случаев педагоги, которым угрожают увольнением по статье «за аморальный проступок», легко соглашаются с директором и сдаются без сопротивления.

И это еще не самый худший сценарий развития событий. По словам Всеволода Луховицкого, за посты в соцсетях к педагогам могут возникнуть претензии не только у директоров, но и у правоохранительных органов. «Приписать педагогу экстремизм или пропаганду чего-нибудь нехорошего очень просто, учитывая общее негативно-недоверчивое отношение к работникам образования», – резюмирует эксперт.

Другими словами, рекомендации по ведению соцсетей здесь вообще ни при чем и ни о чем. Их тогда лучше вообще посоветовать не вести, что в современных условиях равноценно отказу от телефона или, скажем, от интернета. Проблема совсем в другом. Она в том, что директора школ при попустительстве карманных профсоюзов и региональных органов управления образованием вбивают в локальные акты своих образовательных учреждений пункт о том, что учитель не имеет права высказать свое мнение в соцсетях.

Бороться с этим можно путем создания реального профсоюза. Он будет добиваться исключения дискриминирующего пункта из школьных документов и лоббировать внесение изменений в законодательство. Вот что по этому поводу говорит Юрий Варламов:

«Как минимум, профсоюз должен добиваться создания региональных комиссий по расследованию, включающих признанных специалистов в области педагогики, независимых от руководства отдельных образовательных учреждений. Как максимум – исключения данной нормы из законодательства как неправовой, неопределенной, противоречащей элементарным требованиям законности».

Закончить материал я бы хотел словами Всеволода Луховицкого, который в интервью Национальной службе новостей по тому же поводу сказал: «Когда 1 миллион и 200 тысяч учителей страны скажут Госдуме и правительству, что нам надоело быть бесправными людьми, их послушают. Пока об этом говорят сотни учителей, а не миллион».

Дамир Рахматуллин



Вернуться назад






Новости рубрики

02.05.2024 В Татарстане «Единая Россия» поздравит фронтовиков с Днем Победы Для партии важно уделить внимание каждому ветерану Великой Отечественной войны
26.04.2024 «Диктант Победы» прошел в Международном аэропорту «Казань» «Диктант Победы» проходит в шестой раз - в Татарстане были организованы более 300 площадок
25.04.2024 В Казани растянули 300-метровую Георгиевскую ленту Участие в акции приняли около 1 000 человек




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх