«Советую всем увлекающимся математикой попробовать себя в олимпиадах»

Достижения    04 марта 2020, 18:24
(Слева: Данил Сибгатуллин, фотография: скрин с видеоматериала ТК «Звезда»)
(Слева: Данил Сибгатуллин, фотография: скрин с видеоматериала ТК «Звезда»)
Казанский лицеист Данил Сибгатуллин, несколько лет назад перешедший на домашнее обучение, завоевал золотую медаль 12-й Международной математической олимпиады в Бухаресте (Румыния).

Десятиклассник успешно выступил в составе российской сборной на Romanian Master of Mathematics. Все пятеро участников российской сборной завоевали золотые медали, обеспечив нашей стране первое командное место. Всего в турнире приняли участие команды из 19 стран – китайские математики олимпиаду пропустили в связи со сложной эпидемиологической обстановкой.

В интервью порталу «Вверх» Данил Сибгатуллин рассказывает, почему не стоит отдавать себя математике полностью, а также даёт советы школьникам, как добиться успеха и поступить в желаемый вуз.

- Данил, расскажите для начала о прошедшей олимпиаде в Бухаресте. Как долго вы шли к такому достижению, как готовились? Какие задания показались самыми сложными, а с какими легко справились?

- Подготовка к олимпиадам подобного уровня занимает как минимум несколько лет, так как необходимый для успешного участия багаж знаний и идей в несколько раз превышает объём школьной программы.

Каждый день участникам предлагались по три задачи. То есть всего было предложено шесть задач. Каждый день задачи упорядочены по сложности, 1, 4 - лёгкие, 2, 5 - средние, 3, 6 - сложные. Я решил по две в день, хоть и с небольшими неточностями, зато по двум самым сложным набрал частичные баллы за свои продвижения, которые довести до полноценного решения не смог.

- В чём состоит особенность олимпиадных задач?

- Олимпиадные задачи высокого уровня отличаются двумя в целом противоположными вещами - отсутствием идей высшей математики и высоким уровнем сложности. Поясню: задачи можно решить, используя методы школьной программы и первых курсов, но решение отыскать сложно, так как нет универсальных методов решения олимпиадных задач.

- Что вам даёт «золото» олимпиады? Сильно ли волнительными получились соревнования?

- К сожалению, несмотря на свой высокий уровень, олимпиада Romanian Master не даёт каких-либо конкретных преимуществ, отчасти потому, что участники уже имеют все необходимые привилегии - поступление в вуз и прочее. Безусловно перед олимпиадами подобного класса присутствует сильное волнение, особенно когда понимаешь, что представляешь не только себя, как на федеральных соревнованиях, а всю страну.

- Каких наиболее сильных соперников в нашей стране и за рубежом вы можете назвать?

- Олимпиады международного уровня, в отличие от внутренних, подразумевают всего одну возрастную категорию - все участники решают одни и те же задачи. Помимо России сильнейшими сборными можно назвать команды США и Китая. Но представители последней, к сожалению, не смогли принять участия в олимпиаде по понятным причинам. Так что на олимпиаде чувствовалось их отсутствие.

- После Бухареста вы отправились на сборы в Сочи. Что они собой представляют?

- Romanian Master, по моему мнению, можно назвать второй по престижности олимпиадой по математике в мире, после Международной олимпиады школьников IMO, на которую я сейчас и отбираюсь. Для участия необходимо пройти многоступенчатый отбор. Одним из критериев, учитываемых при выборе команды, является Romanian Master. Сейчас я нахожусь на сборах в образовательном центре «Сириус» в Сочи, вместе с 14 другими кандидатами в команду IMO, которая в этом году пройдёт в Санкт-Петербурге. Сборы проводятся достаточно регулярно, раз в один-два месяца от одной до трёх недель.

- Когда вы поняли, что ваш интерес к математике выходит за пределы школьной программы? Когда и где начали заниматься дополнительно? Почему вас это так увлекло?

- Ключевым событием, как мне кажется, стало решение родителей отдать меня на математический кружок. Хоть математикой я увлекался и раньше, но именно после этого мне стал в общих чертах понятен мой дальнейший путь развития. Я учился в четвёртом классе, но пришлось пойти в кружок пятого, потому что для моего возраста кружка не было. Уверен, именно казанский математический кружок сыграл наибольшую роль в моем развитии. При этом с возрастом самоподготовка выходит на первое место.

- Вы являетесь учеником 131-го лицея, но, насколько я знаю, перешли на домашнее обучение. Когда это произошло, и почему приняли такое решение? Поддержали ли вас в этом родители?

- Я обучаюсь на дому с 8-го класса: хотел больше времени уделять своим профильным предметам, в особенности математике, к тому же частые пропуски из-за сборов влияли на успеваемость. Домашнее обучение подходит мне гораздо больше - школьную программу осваиваю в свободное от математики время.

Родители решение полностью поддержали, видимо, устали оправдываться перед учителями за мои пропуски.

- Какие у вас планы на продолжение образования? Куда бы вы хотели и на какую специальность вы бы хотели поступить? Кем видите себя в будущем? 

- Я учусь в десятом классе, так что в следующем году я заканчиваю школу. Пока склоняюсь к поступлению на факультет прикладной математики и информатики МФТИ, планирую изучать, как ни странно, математику и информатику. Другие популярные факультеты среди ребят из математической сферы – факультет математики ВШЭ, бакалавриат Чебышева СПбГУ, немного реже – факультет компьютерных наук ВШЭ. На мехмат МГУ никто не идёт - вопреки распространённому мнению, уровень образования там намного ниже.

Я не вижу себя чистым математиком, больше хочется работать в прикладной области, в особенности заниматься программированием. К тому же у меня есть опыт выступления на олимпиадах на информатике, правда, менее успешный в сравнении с соревнованиями по математике.

- Какие советы вы можете дать школьникам, которые ещё только ищут себя?

- Увлечение математикой в школе даёт действительно сильный толчок, фактически для многих - это решающий толчок в их жизненном пути. Благодаря дипломам Всероссийской олимпиады они без экзаменов поступают в вуз, приобретённая база помогает им его успешно закончить, они могут найти хорошую работу, ведь математическое и IT-образование - одно из самых ценных. Школьники-математики постоянно ездят по стране, имеют огромное количество знакомых по всей России (правда, потом всё равно все переезжают в Москву, но приобретённые связи трудно переоценить). Я действительно советую всем увлекающимся математикой попробовать себя в олимпиадах.

Основная олимпиада, помогающая поступить в вуз, - Всероссийская олимпиада школьников, чаще всего в среде преподавателей и школьников называемая Всероссом. Её диплом даёт право поступления без вступительных испытаний (достаточно сдать ЕГЭ по русскому и математике на «3») в течение следующих четырёх лет на направления соответствующего профиля.

Взять диплом Всеросса -  достаточно сложная задача, однако есть и другие олимпиады, которые также могут дать большие льготы при поступлении. Хочу отметить следующие олимпиады: «Высшая проба», Олимпиада СПбГУ, Московская математическая олимпиада.

Но я не могу назвать свои последние годы в олимпиадной математике насыщенными лишь яркими красками. Так, начиная с некоторого уровня, начал сказываться стресс, у меня появилась бессонница (мог не спать перед олимпиадой всю ночь), появились пробелы в других областях. Одним словом, не стоит отдавать себя математике полностью, это не принесёт желаемого.

Возможно, кому-то не удастся добиться успеха на международных олимпиадах, но, по большому счёту, всё необходимое для сильного старта во взрослую жизнь могут дать внутренние олимпиады. Достаточно сделать математику увлечением, не стоит класть свою жизнь на алтарь математики. Это лишь моё мнение, у многих других школьников подобного не возникает, но лично я думаю, что в какой-то момент пошёл слишком далеко. Но не стоит пугаться: от подобного могут страдать 5-10 человек в год среди тысяч увлекающихся математикой.

- Много ли общего между такого рода олимпиадами и спортивными соревнованиями? И в целом дружите ли вы со спортом или совсем не хватает на это времени?

- Да, безусловно, общего очень много. Такие же периодичные сборы, где учёба занимает 6-8 часов в день, такая же регулярная подготовка дома, даже преподавателей по математике часто называют тренерами. Разве что режима питания нет.

Спорт действительно в последнее время начал занимать меньшую роль в моей жизни, но очень надеюсь исправить это в ближайшие месяцы.

- А «Что? Где? Когда?» вы смотрите? Между этой игрой и математикой тоже можно найти аналогии…

- Да, начал смотреть буквально месяц назад. Есть какая-то связь между олимпиадной математикой и ЧГК: за короткое время дать ответ на задачу, уже имеющую решение.

- Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?

- Главная цель в последние два года - проход на международную олимпиаду IMO. Отбор достаточно сложный и запутанный. В самом начале (летние сборы пройдут в июне) в нём принимают участие 40 школьников, отобранных по результатам Всероссийской олимпиады, в конце - на майских - из последних 15 отбирают шесть. Это и будет окончательная команда России.

Основная масса кандидатов (так называют учеников, задействованных в отборе), учится в 11-м классе, однако в последнее время наблюдается тенденция к омоложению сборной: например, первый раз я стал кандидатом год назад - в девятом классе, дошёл до финального этапа, но в шестёрку не попал, не хватило одной задачи в последний день.

До этой олимпиады я был в рейтинге на четвёртой строчке, ожидаю, что после подведения итогов опущусь до 6-7 места, но остались ещё 2 этапа, так что выводы делать рано. Шансы пройти есть, достаточно неплохие, но необходимо много работать.

- Как выглядит ваш обычный день, если вы не на сборах и не на соревнованиях? Сколько времени нужно посвящать занятиям математикой, чтобы добиться таких результатов?

- Не могу назвать себя очень дисциплинированным, дома просыпаюсь достаточно поздно. В плодотворные дни решаю с 10-11 утра до 6-7 часов вечера, но в последнее время бывают довольно длинные, вплоть не нескольких недель, приступы апатии. В такие дни ручка из рук валится, время утекает зазря, но пока не придумал, как бороться с такими последствиями переработки.

- Вы по 8-9 часов подряд сидите и решаете математические задачки? А как отвлекаетесь, расслабляетесь?

- Не подряд, конечно, делаю перерывы, когда родители выгоняют поесть. Обычно выходит 5-7 часов, если вошёл во вкус и под вечер увлёкся задачей. Уже несколько лет решаю большую часть времени под музыку, так не становится скучно.

- Вы геймер или жалко на это времени?

- Обычно игры не затягивают, но три года назад увлёкся одной игрой, играл около года, потом не без усилия воли перестал. С этих пор вообще не играю, разве что в выходной на сборах с друзьями за компанию или во время долгого перелёта.

- Тогда как переключать «кочан»?

- Общение с людьми неплохо помогает, правда, знакомые живут достаточно далеко, так что приходится ограничиваться мессенджерами.

- Неужели ни на какие интересы, кроме математики, больше времени не остаётся? Книги, кинематограф…

- Фильмы я смотрю, конечно. Стыжусь, но книги совсем забросил. Когда понимаю, что совсем уже давно книг не держал, читаю взахлёб за день и снова на несколько месяцев бросаю. Например, год назад со сборов в «Сириусе» вместе с тремя другими ребятами летел на сборы в Москву. Там нужно было писать олимпиады сразу после приезда, поэтому руководители обоих сборов договорились, что последние три дня в Сочи мы будем иметь свободное посещение. От нечего делать за два с небольшим дня прочитал «Отцы и дети». Все книги по школьной программе читаю в оригинале всегда, сокращений себе не прощу.

- Есть ли у ваших коллег по команде интересные увлечения?

- Да, Данила Дёмин увлекается готовкой и, как следствие, поеданием приготовленного. Например, во время недавней поездки он потащил нас в большой супермаркет только для того, чтобы купить ингредиенты для его авторского варианта тирамису. Я не знаю, как у него получилось приготовить всё это без кухни, но вышло очень вкусно.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

27.02.2024 Набережные Челны встретят автобусный марафон «Татарстан – республика достижений» Жителям автограда расскажут о достижениях России и Татарстана
19.01.2024 Ильдар Гильмутдинов: В 2024 году в России сохранили все основные госпрограммы Автобусный марафон «Татарстан — республика достижений» продолжает свой тур по районам и городам республики




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх