«Вверхшифтеры выходного дня»: Сура, товарищи! Часть 2: Немцы на реке

Общество    28 сентября 2021, 01:05
(Фотография: Алексей Егоров)
(Фотография: Алексей Егоров)
Вторая часть путешествий Алексея Егорова с сыном по реке Сура

Показав город (читать здесь), Ирина Васильевна нас накормила, позвонила дочери Анне и мы всем составом поехали на Суру в район железнодорожного моста.

Около часа ушло на подготовку байдарки к сплаву и вот, наконец, наш водный поход начался.

Очевидно невероятное

Пока ехали в рельсовом автобусе до Алатыря, успели наслушаться страшилок про Суру от женщин-кондукторов. Им явно хотелось поболтать с новыми пассажирами. В частности, женщины сообщили, что на реке встречаются воронки, в одной из которых два года назад погибли два рыбака. Из любопытства я потом проверил эту информацию в сети и выяснил, что мужчины провалились под тонкий весенний лёд, а значит, воронки здесь не причём.

С прицелом на бурную эмоциональную реакцию сына, наши собеседницы напугали ребёнка очевидной нелепицей о повадках гнуса на Суре. Якобы, прошлым летом мошка до смерти закусала двух коров.

«Пап, это правда?» – спросил меня сын с тревогой в голосе. «Даже не сомневайся, – не дали мне ответить женщины, – а какие у нас слепни… Бросишь им кусок колбасы и они его прямо в воздухе ловят…»

В автобусе ехал и третий кондуктор (мужчина), возвращавшийся со смены на другом маршруте. Тот, видимо, был более высокого мнения о потенциале нашего экипажа и посоветовал идти по реке не до Порецкого, а сразу до Шумерли.

«Километраж получится хороший, – приводил он свои доводы, – сто километров, и не надо будет возвращаться обратно в Алатырь. Прямо из Шумерли уедете на электричке в Казань».

Не путать с люля-кебаб

В первые часы на воде вариант с Шумерлёй мне показался реалистичным. До места впадения речки Люля, где обычно делают стоянку туристы, мы подошли примерно за три часа. Совсем неплохо, учитывая низкое качество нашей гребли. А потом неожиданно поднялся встречный ветер. Он был такой сильный, что за оставшееся до наступления сумерек время мы проплыли от силы семь километров. Как потом выяснилось, он здесь дует в одно и тоже время.

Ветер поднимал волны, заливавшие лодку и один раз даже чуть её не перевернувшие. Я перед этим решил перестроиться подальше от берега, – там хоть и меньше чувствуются волны, но встречаются коряги, – но сделал это слишком резко. Волна ударила вдоль всего корпуса и, если бы мы инстинктивно не подались в обратную направлению удара сторону, быть бы беде.

В сильном встречном ветре был и свой плюс. Когда только отошли от Алатыря, в небе над нами стояли свинцовые облака. У Люли облака налились темнотой и, казалось, вот-вот прольются дождём.

«Как быть?» – думал в этот момент я. Прошли мало, но, если дождь зарядит надолго, разбивать лагерь придётся при самой неподходящей для этого погоде. Плюс велик риск того, что ударит молния.

В итоге продолжили путь, и через какое-то время встречный ветер отнёс грозовые тучи в Алатырь. Ни капли дождя на наши головы в этот день так и не упало. Но скоро сумерки, пора искать место для ночёвки. Чалимся, выгружаемся, затаскиваю лодку на высокий берег, вдруг вижу, как по руке ползёт невзрачное насекомое наподобие маленькой мухи. Сомнений быть не может, это мошка.

Больше мошки я на природе боюсь только медведей и клещей. Кусает мошка совершенно безболезненно, не так как комар, но через час-другой место укуса начинает опухать. Такая реакция организма обусловлена тем, что насекомое прогрызает кожу и впрыскивает слюну, богатую ферментами и токсинами, не позволяющими ране затягиваться. В 2007 году на реке Чусовой я этой особенности мошки не знал, отмахивался от неё вяло и на утро проснулся с лицом, опухшим как у беспробудного пьяницы.

Гнусное место

От мошки я взял накомарник, но… только один. Пришлось отдать его сыну, а самому сделать ставку на активность. Быстро поставил палатку, натаскал дров и развёл костёр. К этому времени стемнело, мошка тотчас же куда-то испарилась, ей на смену как по команду пришла другая напасть – комары. Комаров было настолько много, что своим коллективным писком они перебивали нашу речь. Вспомнился разговор с женщинами-кондукторами, который теперь не казался таким уж фантастичным.

Целым испытанием в таких условиях было приготовить ужин. Вечер тёплый, можно даже сказать жаркий, а мы одели флиски и сели поближе к костру. Я режу овощи для супа, а сын в это время сидушкой отгоняет от моего лица комаров. Как только котёл закипел, я отослал сына в палатку, а сам продолжил колдовать над супом. Ужинали мы в палатке, предварительно истребив в ней всех комаров. Ни о каких посиделках у костра и речи быть не могло.

Утро было добрым сразу по трём причинам. Во-первых, из-за хорошей погоды – на небе только редкие облачка. Во-вторых, комары пропали. (У них, видимо, тоже активность по расписанию.) В-третьих, с удовлетворением заметил, что ни я, ни сын от мошки вчера не пострадали. Пока готовил завтрак, перебрал наш продуктовый набор и пришёл к выводу, что одной банки тушёнки на три дня сплава маловато.

Непорядок, но может быть стоит добавить в рацион мясо двухстворчатых моллюсков-беззубок? В войну, я слышал, они многих людей спасли от голода. Достать беззубок на Суре не составляет труда – заходишь в воду и берёшь их со дна сколько нужно. Помню, в детстве моллюски в изобилии водились и на Волге, но теперь их там нет – то ли выловили всех, то ли плохая экология добила.

У живого моллюска нельзя без ножа открыть створки. Поэтому мы клали беззубок на раскалённые угли и они, пошипев, открывались сами. Приготовленное таким образом мясо оказалось безвкусным и жёстким как подошва. Но ведь не зря же погибли несчастные моллюски! Я их мясо мелко покрошил, смешал с зеленью (спасибо Ирине Васильевне), спрыснул подсолнечным маслом и, вуаля, калорийный салат готов. Как дополнение к перловой каше очень даже ничего.

«Ни за что и никогда»

Ожидания от природы, в целом, оправдались. По берегам Суры растёт много леса, в основном смешанного, но встречаются и участки с преобладанием хвойных пород. Нет недостатка в песчаных пляжах и полянах, где в сезон по всем признакам в изобилии произрастает земляника. Правда, купаться на реке надо с осторожностью – вода сносит даже взрослого мужчину, не говоря уж о ребёнке.

На этапе планирования маршрута я очень хотел побывать с сыном на озёрах и старицах, расположенных в пойме Суры. На некоторых из них обитает краснокнижная русская выхухоль. Идея была хорошей, но куда там – мы так уставали за день, что еле-еле доползали до палатки. Опять же к озёрам не ведёт никаких троп, идти к ним надо через непролазный лес с риском подцепить клещей.

Из-за экономии времени и сил пришлось отказаться и от посещения прибрежных деревень. Хотя как минимум две из них интересны с краеведческой точки зрения. Это – Сурский Майдан, где находится церковь Сергия Радонежского (1823), и мордовское поселение Атрать с деревянным Свято-Троицким храмом (1910). Мордву не увидели, зато под конец маршрута подружились с семьёй поволжских немцев Шпис. Они шли по реке от посёлка Сурское в Ульяновской области.

В Порецком Александр и Грета Шпис (отец и дочка 10 лет) решили вернуться домой в Тольятти, а Владимир и Глеб (дед и внук) продолжили путь с тем, чтобы через неделю финишировать в Васильсурске. Это в месте впадения Суры в Волгу. Очень спортивная, дружная и патриотичная семья. На вопрос: «Нет ли у вас планов переехать на пээмже в Германию?», за всех ответил дед. «Ни за что и никогда», – сказал он, делая акцент на каждом слоге.

Эволюция богатства

Увы, сплав по Суре запомнился не только хорошим, но и досадной потерей. Произошло она в месте, называемом Княжий Яр. Здесь река делает изгиб, по правую сторону которого на высоком песчаном берегу красуется сосновый бор. Идеальная локация для семейного селфи. Сделал одну фотку, другую… Чего-то не хватает… Снял кепку и, бултых, – камера, закреплённая поверх кепки с помощью стропы, упала в воду. Попробовал достать камеру веслом – безрезультатно. До этого весь маршрут натыкались на мели, а здесь как назло обнаружилась глубина.

Но разве это повод считать саму идею водного похода неудачной?! Конечно, нет. Это лишь означает, что на воде технику надо крепить основательнее и вообще быть осторожнее. Фотки фотками, а безопасность превыше всего. Тем более что в планах у нас в будущем году выбраться на одну из уральских рек. Вариант с порогами даже не рассматривается, но километраж на Урале точно будет сильно за сотку.

Что же касается этого похода, то он завершился, как и было задумано, в Порецком. Главная достопримечательность села – храмовый комплекс на Троицкой горе – заслуживает того, чтобы рассказать о нём отдельно. В «Материалы для истории и статистики Симбирской губернии» за 1866 год говорится, что создатель храма Артемий Кожин был прежде рядовым крестьянином. История его богатства, если верить источнику, началась с того, что к нему явился солдат с запиской от разбойника, содержавшегося в Нижегородском остроге.

Кожин был грамотный и прочитал записку. Разбойник адресовал записку соседу Кожина и, указывая место, где он спрятал деньги, просил выстроить на них церковь в селе Порецком. Кожин соблазнился кладом и, приняв на себя имя соседа, просил солдата передать разбойнику, что его просьба исполнена. По приметам, обозначенным в записке, Кожин отыскал эти деньги, стал на них торговать и разбогател. Грехом нажитое богатство не давало покоя его совести, и, в конце концов, Кожин решился исполнить просьбу разбойника. Отыскал архитектора и выстроил Троицкую церковь.

В 1852 году на средства владелицы Порецкой вотчины госпожи Мятлевой были возведены трапезная и новый придел, а в 1856 году отдельно стоящая пятиярусная колокольня. Её высота 56,7 метра. Учитывая, что колокольня стоит на горе, заметить её можно сильно издалека. Наш экипаж шёл к ней больше часа.

Весь поход вместе с дорогой занял пять дней. Столько же длился и сплав по Свияге, однако новых впечатлений Сура принесла в разы больше. То ли ещё будет...

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

19.04.2024 Депутат Госдумы Марат Нуриев посетил бывшую узницу трех фашистских концлагерей Вера Мигунова после войны переехала в Казань и работала преподавателем английского языка
19.04.2024 Молодогвардейцы Татарстана облагородили могилы ветеранов Великой Отечественной войны Активисты «Единой России» и «Молодой Гвардии» по всей республике приводят в порядок воинские захоронения




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх