Вся жизнь – игра, татарские театры – в «Маске»

Общество    11 ноября 2021, 23:01
(Фотография: сцена из спектакля «Иваново детство», источник:kazan-journal.ru)
(Фотография: сцена из спектакля «Иваново детство», источник:kazan-journal.ru)
Номинанты на главную премию страны создали спектакли благодаря партийному проекту

Такого урожая номинаций на «Золотую маску», пожалуй, в республике, ещё не было. Сразу 20 номинаций получили творческие коллективы Татарстана в этом году. Причём, на этот раз обошлось без больших академических театров. Примечательно, что две постановки создавались за счёт финансов проекта от «Единой России». Корреспондент портала «Вверх» пытался выяснить, отчего произошёл такой театральный бум талантов. 

По пять номинаций

«На самом деле три театра, участвующие в федеральном партийном проекте «Единой России» «Культура малой Родины», номинированы на «Золотую маску», говорит Людмила Рыбакова, зампред  комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. – Постановка Казанского ТЮЗа — «Иваново детство» по сценарию одноимённого фильма Андрея Тарковского, и  моноспектакль «На заре» Нижнекамского татарского драматического театра им. Миннуллина по одноимённому произведению татарского поэта конца XIX-начала XX века Сагита Рамиева были созданы на деньги именно в рамках данного проекта».

Примечательно, что московский режиссёр Антон Фёдоров, поработавший в ТЮЗе, в прошлом году также номинировался на «Золотую маску» со своей работой в Альметьевске — «Королевство кривых». И тогда спектакль был создан при помощи проекта «Культуры малой Родины». Нижнекамскому театру помогал главный режиссёр Тинчуринского театра Туфан Имамутдинов.

Казанский кукольный театр» «Экият» уже на свои деньги поставил спектакль «Адәмнәр» («Люди») по одноимённой повести Галимджана Ибрагимова, которая рассказывает о голоде в Поволжье в начале 1920-х годов. Режиссёром стал худрук театра Ильгиз Зайниев, а фрагмент из постановки попадёт в новый документальный фильм Ивана Урганта и Владимира Познера про то, что же это всё-таки такое – русская или российская душа.

Каждый из спектаклей получил сразу по 5 номинаций, а итоги премии будут объявлены весной следующего года. Давайте попробуем разобраться, как так получилось, что работы, созданные в рамках партийного проекта, были столь высоко оценены специалистами!

В рамках «Культуры малой Родины» действуют два направления – это «Театры – детям» и «Театры малых городов»

«За счёт выделяемых средств у творческих коллективов есть возможность дополнительно пригласить режиссёров, хореографов, сценографов, художника по костюму. И это даёт возможность нашим театром показать довольно высокий уровень, – уверяет Людмила Рыбакова – Я не скажу, что в наших театрах на местах плохие специалисты, у нас очень шикарные режиссёры, посмотрите на «Экият». Ильгиз Зайниев – из местных, не приглашённых творцов, но он тоже номинирован на «Золотую самку».  Просто благодаря данному проекту есть возможность по-другому сделать премьеру, а потом вставить её в репертуар. Это своего рода свежая кровь, которая вливается в творческий коллектив».

И себя показать, и других посмотреть

По словам Рыбаковой, денег театрам хватает и на то, чтобы укрепить материально-техническую базу. Купить тот же автобус и с комфортом ездить по гастролям и фестивалям. А учитывая, что большинство спектаклей идут на татарском языке, но имеют синхронный перевод, у жителей России есть возможность ещё и прикоснуться к красоте татарского языка!

А каждый фестиваль – это и различные творческие лаборатории, и круглые столы, и мастер-классы. Появляется дополнительная возможность набраться опыта и продемонстрировать свои таланты. Поэтому, как не крути, от партийного проекта – сплошная польза. И это уже даёт свои плоды.

Рекордсменами по количеству поставленных спектаклей в рамках «Культуры» по направлению «Театры – детям» является «Экият». В сезон на выделяемые средства они ставят в репертуар 5-6 новых работ. Во «взрослом» направлении лидером является Буинск. Для своих жителей они готовят 4-5 премьер в год.

«Недавно самый малый театр из Атни, где проживает около 3 тысяч человек, для своей новой постановки пригласил главного режиссёра Камаловского театра Фарида Бикчантаева, – говорит Рыбакова. – Когда бы у такого малого театра была возможность поработать с таким режиссёром? Бюджет часто не позволяет этого сделать. А тут и аншлаг, и на гастролях с такой постановкой не стыдно покататься. Вы посмотрите на афишу Камаловского театра! Наши государственные театры из районов привозят в Казань свои спектакли, поставленные в рамках проекта, и играют их на большой академической сцене. И зритель с удовольствием воспринимает эти работы».

По словам татарстанского координатора проекта, часто творческие работы имеют и важное социальное значение. Например, Мензелинский театр выпустил спектакль «Ситцевая свадьба». И попал в актуальность темы, потому что количество разводов растёт именно после года проживания в браке. А тут у зрителя есть возможность то, что происходит на сцене, применить и сравнить со своей жизнью, и где-то найти, таким образом, выход из своей кризисной ситуации.

При этом руководство театров имеет полное право в выборе тематики. Каждый проект проходит своеобразную защиту своей работы. Приоритетом являются спектакли, поставленные по произведениям классиков. А так как мы живём в Татарстане, то приветствуются спектакли с национальным компонентом. Эксперты рассматривают и оценивают, какая судьба может ждать постановку в будущем, будет ли он хитом репертуара или станет фестивальным бесцеллером.

Естественно, пандемия внесла коррективы и в эту отрасль. Финансирование проекта незначительно, но было урезано, а некоторым театрам пришлось менять режиссёров, что называется, «на переправе», поскольку многие жили в других городах и даже странах и не имели возможностей добраться до Татарстана. А онлайн не всегда есть возможность полноценно построить процесс работы над спектаклем.

«Мы надеемся, что в рамках Народной программы, которую утвердила партия «Единая Россия» на следующие 5 лет при выборе депутатов Госдумы, наш проект сохранится, – говорит Людмила Рыбакова. – А театры, которые номинировались на «Золотую маску», всё же получат свои достойные награды.

Непростая история времён пандемии

«Иваново детство», кажется, по-настоящему меняет юных зрителей. Они приходят на спектакль гурьбой, смеются, громко общаются, а после постановки даже между собой разговаривают тихо. Причём, непростой материал по сценарию Андрея Тарковского «заходит» и взрослым, и подросткам. Возрастной ценз спектакля – 14+. Более молодую публику режиссёр решил не травмировать темой войны.

«Пять номинаций на «Золотую маску» – мы счастливы таким результатом, – говорит директор казанского ТЮЗа Айгуль Горнышева. – За плечами Антона Фёдорова есть номинация как на главную театральную премию страны, так и успехи на других фестивалях. Олег Фомин – прекрасный художник по свету. Мы очень рады, что специалисты отметили и двух наших актёров, но в целом – это коллективная слаженная работа! И она стала возможной только благодаря «Культуре малой Родины». Потому что в рамках этого проекта выделяется очень серьёзное финансирование, которое позволяет делать постановки детскому театру не на сто или триста тысяч, а на полтора или даже два миллиона. Этих денег хватает и на оформление спектакля, и для того, чтобы пригласить специалистов постановочной группы».

Задумка сделать спектакль по сценарию Андрея Тарковского появилась у московского режиссёра. Театр хотел особой истории в год 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне, как-то по особому позволяющий юным зрителям взглянуть на эту тему. Сегодня очень много материалов для детей про историю известных героев, многие страницы войны раскрыты. А хотелось человеческой истории – искренней и настоящей. Шёпотом тихо рассказать о чём-то важном. И зритель принял этот спектакль.

«Конечно, когда Антон Фёдоров сказал, что собирается ставить спектакль именно по сценарию Тарковского, а не по повести Владимира Богомолова, мне показалось, что замахнулись мы на многое. Не хотелось сравнений с фильмом, хотя нам пришлось обращаться на «Мосфильм», чтобы они разрешили нам демонстрировать определённые фрагменты из картины на сцене, – говорит Айгуль Горнышева. – Но пандемия дала то необходимое время для того, чтобы и у режиссёра в голове родилось это некое своё прочтение. Есть известное изречение, что настоящее искусство пронзает тебя в самое сердце, минуя остановки в области интеллекта. Иногда не всё можно постичь умом. Можно обладать какими-то знаниями, фактами, но тут зрителей сражает эмоционально абсолютно оглушающая тишина на спектакле, она погружает в определённо нужную атмосферу, чтобы эту тему войны можно было не только понять, но и прочувствовать. Нельзя сказать, что это сложный материал для публики. Спектакль интересен всем возрастам. И каждый понимает происходящее на своём уровне, исходя из жизненного опыта. Многие родители пишут, что после спектакля есть огромное желание прижать к себе своё чадо, поскольку после увиденного  взрослые задумываются о ценности мира, жизни, ценности детства. И хочется защитить своего ребёнка, чтобы ему никогда не пришлось испытывать тяготы войны».

«Не надо с подростками сюсюкаться!»

Для юного зрителя данный спектакль – всё же определённое испытание. Они, как правило, гиперактивны и полчаса не могут прожить, чтобы не заглянуть в гаджет. И высидеть час и сорок минут без антракта – это усилие воли. Подростки привыкли к миру быстро сменяющей друг друга картинки, к огромному потоку информации, а тут другое. Чтобы проникнуться в спектакль, нужно выйти из повседневной жизни. И попасть в иной мир с иным ритмом и динамикой. Режиссёр постановки перед началом представления убедительно просит выключить мобильный, поскольку любой посторонний звук может в попросту убить весь спектакль.

«На самом деле, не нужно недооценивать современного юного зрителя, – считает директор театра. – Не нужно с ними сюсюкаться, а надо разговаривать нормальным языком, разъясняя и сложные вещи в том числе.  Это в понимании взрослых современное молодое поколение инфантильно. Они очень тонкие, живые маленькие люди. А в современном мире ещё и часто одинокие, поскольку прячутся за экранами своих гаджетов.

В рамках проекта «Культура малой родины» в ТЮЗе готовится новый спектакль режиссёра Лилии Ахметзяновой «Удивительный чердак». В нём раскрывается тема разумного потребления. И отношение к жизни, к вещам, у которых тоже есть своя история, свои эмоции. Проект позволяет ставить постановки на самые актуальные сегодня темы.

К примеру, «Папамамалогия» – спектакль по известному и любимому детьми и родителями писателю Григорию Остеру – затрагивает проблему взаимоотношений внутри семьи, особенно разных поколений. То, как люди разных возрастов по-разному смотрят на одни и те же вещи. При этом театр не боится привлекать совсем молодых режиссёров, поскольку важно, чтобы со сцены говорили на одном с подростками языке. Чтобы та же классика легко воспринималась молодёжью. Тем более, теперь за счёт Пушкинской карты вход для юного поколения в театр и вовсе бесплатный.

Возвращаясь к «Золотой маске», неожиданное признание получил смелый эксперимент «Театра.Акт». Актёры и идейные вдохновители – Ангелина Мигранова и Родион Сабиров – устроили перформанс Overtime в Иннополисе. На протяжении 16 часов Мигранова и Сабиров беспрерывно ходили по кругу, выполняя физические действия. Это зрелище попало в номинации «современный танец» и «спектакль» и «работа балетмейстера-хореографа».

Олеся Ткаченко



Вернуться назад






Новости рубрики

19.04.2024 Депутат Госдумы Марат Нуриев посетил бывшую узницу трех фашистских концлагерей Вера Мигунова после войны переехала в Казань и работала преподавателем английского языка
19.04.2024 Молодогвардейцы Татарстана облагородили могилы ветеранов Великой Отечественной войны Активисты «Единой России» и «Молодой Гвардии» по всей республике приводят в порядок воинские захоронения
10.04.2024 Креативное пространство, школу и два спортцентра посетили татарстанские единороссы в рамках партийного десанта Объекты обновляют в рамках народной программы партии «Единая Россия»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх