Шпионы в автобусах и QR-зайцы

Общество    23 ноября 2021, 09:34
(Фотография: prokazan.ru)
(Фотография: prokazan.ru)
Татарстан начал очередной эксперимент, приковавший внимание всей России

«1 516 человек без QR-кодов было высажено из общественного транспорта за первую половину дня понедельника», - радостно отчиталась мэрия Казани.  Республика стала первым регионом в России, где без заветного квадрата теперь нельзя перемещаться в автобусах, трамваях, троллейбусах и метро. Корреспондент портала «Вверх» узнал о том, за что можно в автобусе получить перцовым баллончиком в лицо, и почему перевозчики не верят огромным штрафам.

Развлечение не для дедушек

Многие уже привыкли, что Татарстан часто становится первым регионом в России, который становится полигоном для экспериментов. И часто полученный в республике опыт позже обкатывается и по всей стране. Так было, к примеру, с камерами на автомобильных дорогах, точно так же было и во время начала пандемии. Именно у нас, на неделю раньше Москвы впервые в России были введены электронные пропуска, которые можно было получить через смс-уведомление. Тогда новшество не прошло без курьёзных эксцессов. Сначала из-за наплыва клиентов легла вся система, а потом особо ушлые получали пропуск в 21 часа ночи для… похода на кладбище.

«Толерантный Татарстан опять отличился. Ну и правильно, мало ли, может вы сатанист и вам очень надо на кладбище», — пошутили тогда на одной из федеральных радиостанций. 

И вот опять к республике прикованы взгляды как федеральных телеканалов, так и высоких российских чиновников. Потому как на ошибках Татарстана можно будет менее безболезненно пройти процедуру введения QR-кодов в общественном транспорте у себя в регионах. Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков, к примеру, считает, что Татарстан попросту использует те особые полномочия, которые на фоне пандемии предоставлены субъектам.

«Разумеется, подобные решения не могут реализовываться без определённых проблем на начальном этапе. Но надеемся, что скоро эта ситуация выровняется, и главное, что всё это послужит делу обеспечения безопасности здоровья людей. Потому что это единственная цель, которая преследуется на фоне пандемии», — отметил пресс-секретарь Президента РФ.

И конечно, без проблем не обошлось. Больше всего от действий татарстанских властей пострадали пенсионеры. Президент Татарстана Рустам Минниханов отмечал, что 85 процентов от всех смертей приходится на граждан старшего возраста. И что он вынужден пойти на жёсткие меры, хотя за это его будут критиковать. Мало того, что непривитых или не переболевших не пускают теперь в общественный транспорт, так и транспортные карты у лиц старше 60 лет, у кого нет QR-кода, заблокировали. И многие утром в понедельник обнаружили неприятный сюрприз.

«Смотрите, вот мой QR-код, я его на днях получила. Почему вы с меня требуете деньги за проезд?» — возмущалась пожилая пенсионерка, показывая распечатанный листок бумаги.

«Не знаю, ваша транспортная льготная карта в чёрном списке находится, её не читает терминал», — говорит кондуктор.

К слову, пенсионеров в автобусах Казани действительно оказалось меньше, и стало как-то посвободнее, что ли, всё-таки днём они составляли большую часть пассажиров. Но некоторые бабушки научились кататься без всяких разрешающих документов. Воспользовавшись тем, что кондуктор не успевает проверить QR-коды у всех пассажиров за одну остановку,  они садятся в салон, а если высадят, дожидаются следующий автобус, и снова проводят эту же процедуру.

«Торопиться-то мне некуда», — заявила одна из таких QR-зайцев.

Но некоторые кондукторы уже научились определять их среди пассажиров, и на остановке предупреждают бабушек (почему-то дедушек среди таких пассажиров корреспондент «Вверха» не встречал), что без наличия кода доступа в транспорт лучше не соваться…

Казань не толерантная

Проще всего проверять QR-код оказалось в метрополитене. Тепло, рядом находятся сотрудники полиции, которые в случае чего могут прийти на помощь контролерам. МУП «Метроэлектротранс» объявил конкурс по приёму на работу контролёров для проверки QR-кодов на станциях метрополитена с зарплатой в 20 тысяч рублей. Если в наземном транспорте ещё как-то можно было прорваться без заветного разрешения, то в метро разворачивали всех, у кого QR-кода не было.

К примеру, на станции «Площадь Тукая» девушки стояли прямо у входа перед рамками металлоискателя. За их спинами дежурили сотрудники полиции, чуть ли не по 2 человека на каждый турникет. Пробираться через такую оборону бессмысленно. Но и тут люди нашли лазейку. Дело в том, что контролёры проверяют лишь наличие заветного квадрата, но никто не сверяет их с документами, удостоверяющими личность. Так что можно взять код у знакомого, лишь бы только ваш возраст подходил, вперёд. Правда, осознание того, что ваш паспорт могут проверить и находящиеся рядом полицейские многих, всё же останавливает от подобных правонарушений.

Сложнее всего приходилось кондукторам наземного транспорта. Особенно тем, кто приехал в Россию из Средней Азии. Тут жители гостеприимной Казани забывали про то, что она ещё и толерантная, и возмещали на бедных контролёрах всю обиду на сложившуюся ситуацию, не забывая при этом упомянуть про межнациональные южные конфликты начала 90-х, прибавляя к тому же пословицу «Где родился, там и пригодился», и просто по-хамски относились к работникам транспорта, не понимая, что таким поведением буйные пассажиры унижают, прежде всего, себя.

Это провоцировало конфликты, в результате одного из них кондуктору распылили баллончик в лицо. Нервы не выдерживали даже у стойких, доводя женщин до истерики. Хоть и призывают власти бережно относиться к кондукторам, как к редкой, чуть ли не исчезающей сегодня профессии, определённая волна агрессии со стороны пассажиров приходится именно на них. В случае, если гражданин отказывается предъявить QR-код и не хочет выходить из транспорта, кондуктор вправе вызвать полицию. Из-за такого инцидента утром 22 ноября на полчаса встали трамваи 1-го и 6-го маршрутов.

«Да кого высаживать-то из транспорта, — возмущается кондуктор  автобусного маршрута №45. — До недавнего времени мы за круг должны были сделать выручку чуть более 9 тысяч рублей, так сейчас нам подняли план до 12! Сами посмотрите в салон, мы воздух возим. А если я высажу человека, он потом на другом, следующим за мной автобусе, всё равно уедет. Зачем мне это надо?»

Похоже, что высокие штрафы никого пока не пугают…

«Все мы здесь взрослые люди, и какой фигнёй занимаемся»

Вторая проблема – это оборудование, с помощью которого производится контроль. Кондуктор сегодня больше похож на ёлку, обвешанную гирляндами и игрушками. В одной руке у него —валидатор, с помощью которого он продаёт билеты пассажирам, на поясе — сумка с деньгами, в другой руке — телефон, а в карманах — по пауэр-банку, ибо техника – не человек, не может столько часов работать без питания. Это ещё холода не наступили, когда те же телефоны будут разряжаться куда быстрее.

Перед нововведением в автотранспортные предприятия республики поступило оборудование для проверки QR-кодов. Оно было передано перевозчикам во временное пользование по решению Правительства Татарстана. На деле же это оказались телефоны ZTE Blade A3. Наверняка предприниматели должны сказать спасибо за предоставленную помощь, но проблема в том, что аппараты не совсем подходят под российские реалии.

Стоимость аппарата в магазинах города — в среднем, 5-6 тысяч рублей. Аккумулятор слабый, 2 600 мAч при средних показателях для смартфонов в 4 тысячи, и главное — камера, с помощью которой и проверяется этот заветный QR-код, всего на 9 мегапикселей. Если бы автобус стоял, то проверить «волшебный квадрат» было бы без проблем. А при городском трафике, при качестве дорог на окраине города это сделать проблематично. Камера попросту не фокусируется на QR-коде и не открывает нужную страницу. При этом всегда нужен стабильный Интернет, который пропадает даже тогда, когда ты проезжаешь под стенами Кремля… Чего уж говорить об окраинах.

К середине рабочего дня кондукторы попросту забили на современную технику и проверяли наличие QR-кодов, а не их подлинность. Часть пассажиров, особенно среди молодёжи, активно пользовались этим, откровенно радуясь, что им удалось обмануть систему.

На одной из остановок общественного транспорта корреспондент портала «Вверх» стал свидетелем странной ситуации. Открывается дверь на одной из остановок, и на пороге оказываются мужчины средних лет, которые начинают, перебивая друг друга, просить, чтобы их перевезли без QR-кода. При этом на груди у людей пустые бейджики. Такое ощущение, что они нарочито пытались обозначить себя, что являются работниками тех же транспортных предприятий, и не стоит сажать их в салон. Водитель закрыл перед ними двери и уехал дальше по маршруту.

«Это шпионы», — заговорчески поделилась собственным наблюдением кондуктор. — Я таких уже на третьей остановке вижу.

Но помолчав немного, добавила:

«Все же мы здесь взрослые люди, и какой фигнёй занимаемся…»

Высокие штрафы никого не пугают

«Если полицейский или сотрудник Роспотребнадзора выявит в салоне пассажира без QR-кода, или с поддельным документом, то на него составляется штраф от 1 до 30 тысяч рублей, — говорит Сергей Темляков, председатель Ассоциации автотранспортных предприятий РТ. – Перевозчику как юрлицу грозит наказание до 500 тысяч. То есть, если в салонах найдут 4 нарушителей, то штраф может составить до 2 миллионов».

Сами транспортные предприниматели считают, что таких драконовских мер в их адрес не будет. В противном случае, попросту некому будет перевозить пассажиров.  Запрет касается перевозок не только внутри города, но и между муниципалитетами. То есть даже если на «газельке» вы захотите переместиться из Казани в Нижнекамск, у вас без QR-кода это не получится.  Для такого бизнеса ситуация — патовая, поскольку пассажиропоток уменьшается, а нарушать себе дороже.

«Мы считаем, что штрафом должны наказываться только пассажиры, которые ездят без QR-кодов в общественном транспорте и саботируют решение Президента Татарстана. Перевозчики со своей стороны прилагают все усилия для выполнения поручения Правительства республики», — отметил Темляков.

Так или иначе убытки транспортных предприятий лягут на плечи самих пассажиров. Власти республики уже объявили о том, что детский проездной с 1 января подорожает с 307 до 320 рублей, а взрослый социальный – с 505 до 526 рублей. Это может говорить о том, что и стоимость проезда в следующем году может повыситься. Если Казань ещё может гордиться своим общественным транспортом, то состояние муниципальных перевозок по республике в крупных городах давно далеко от идеала. К примеру, в Нижнекамске автобуса пассажирам приходится ждать больше часа, а Бугульма недавно и вовсе осталась без местных городских перевозок…

Олеся Ткаченко 



Вернуться назад






Новости рубрики

29.11.2021 Колокольный звон для меценатов В Казанском хосписе рассказали, как не заразиться онкологией души
23.11.2021 «Приседание по потоку есть»: глава Минтранса РТ о первых итогах QR-ризации общественного транспорта Пассажиропоток на общественном транспорте в Казани сократился на 25 процентов
19.11.2021 «Если QR-кода нет, никто пассажира за шиворот выталкивать не будет» В ходе прямого эфира Минтранс, Минздрав и Роспотребнадзор по РТ рассказали подробности новых ограничений на транспорте




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Наверх