Учиться вместе

27 февраля 2017, 18:41
Учиться вместе
Вопрос о границах нормы стал остро интересовать меня, когда моей дочери исполнилось 7 лет, и все ее ровесники пошли в школу. Причем, за границей – на год раньше, чтобы у ребенка было дополнительное время подготовиться. А у нас, в России, Катя ни дня не училась в школе

Дети, которые подходят под описание «нормативно здоровый ребенок», идут в общеобразовательную школу, а те, что не подходят, - с проблемами здоровья или развития - направляются в спецшколу или на надомное обучение. Они – другие. Но могут ли дети учиться вместе? Почему во многих западных странах включение (инклюзия) детей-инвалидов в общеобразовательную систему считается чрезвычайно важной не только для самих нездоровых детей, но и для всего общества в целом?

По данным разных опросов, россияне утверждают, что практически не видят детей-инвалидов на улицах и в общеобразовательных учреждениях. И хотя большинство из них считает, что совместное обучение детей-инвалидов и здоровых школьников не ухудшит качество образования, каждый третий против того, чтобы они учились вместе.

Основной аргумент родителей «нормативно здоровых детей» - некомфортные условия в общеобразовательных школах. Другие называемые барьеры: предрассудки родителей здоровых детей, жестокое обращение со сверстниками-инвалидами, архитектурные барьеры.

Я бы назвала в качестве барьера нежелание администрации конкретных школ создавать условия для особенных детей: обучать учителей, приглашать специального психолога для работы в классе, изыскивать возможность для подключения к ребенку тьютера – помощника в освоении школьной программы.

Между тем, это норма Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной РФ: воспринимать особенности каждого обучающегося и признавать право учеников на уважение их развивающихся способностей и права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Что даст совместное обучение?

Для детей-инвалидов это нормализует жизнь. Это понятие означает максимальное приближение к обычной жизни. Дети вырастут и будут жить среди тех людей, с кем росли в детстве. Если их с детства отделять от обычной жизни, они так и не адаптируются в обществе. 

Для здоровых детей совместное обучение воспитает в них чувства добра, сопереживания, помощи и поддержки, умение дружить и не бросать в беде - вместо нарастающего разделения и превосходства над сверстниками.

 Нашему обществу, всем нам, это даст то, чего сегодня так не хватает - воспитание уважения к другим людям, независимо от состояния их здоровья и внешнего вида, сострадания к чужой боли и дружественному человеческому общению. 

Ольга Тимуца

Фото: http://cso-central.asia



Вернуться назад


© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх