#Яесть: Про меня, сторителлинг и истории26 марта 2019, 10:12Многие истории начинаются так – давным-давно, в одной далекой или не очень галактике… Ну, вы понимаете. Когда-то в другой жизни, где я была корпоративным тренером, у меня случилось то, что сейчас принято называть кейсом. (Вкратце: корпоративный тренер в компании – нередко козел отпущения (в моем случае – коза). Прав особых у тебя нет, но коммерческий блок требует после мероприятий резкого взлета продаж, технический – великолепнейшего сервиса у своих сотрудников, а бухгалтерия вообще не понимает, зачем ты нужна, но в коридорах здоровается исправно). Так вот, в какой-то момент я заметила, что на стандартный тренинг продаж сотрудники начали приходить по несколько раз. Первый – понятно, заставили, второй – может, чего не понял, пришел за дополнительной информацией, а вот третий, четвертый – оказались вне моего разумения. Вместо того, чтобы сразу спросить словами через рот, я начала рефлексировать, чтобы понять, где недорабатываю. Даже позвонила более мудрой коллеге. Ответ сразил наповал. - Павлова, ты чего напрягаешься? Ходят же люди на понравившиеся им спектакли. Считай, что ты хорошо его играешь. Приплыли. Спустя годы мне удалось на «красном» перекрестке в соседней машине отловить одного из своих постоянных посетителей. Ответ обескуражил – вы все всегда рассказывали что-то смешное. Я люблю истории. Я рассказываю истории. Я учу людей рассказывать истории. Но это было не всегда. Задуматься о феномене сторителлинга (так это называется в современном мире) мне довелось в начале двухтысячных, когда нас, региональных редакторов всея Руси познакомили с журналистской четой из Тулы (привет, более мудрая коллега!), делавших газету «Слобода». Тираж моей газеты на весь Татарстан был порядка тринадцати тысяч. Туляки выпускали более сорока на свои полмиллиона населения. Все расходилось подчистую. Секрет оказался прост и непостижим для новостных журналистов: каждый номер – несколько историй, всегда с продолжением в следующем. Объяснить себе логически не получалось. Мы грустили и не могли перестроиться.
Нашей природой заложено желание рассказать что-то о себе другим. Когда человек слушает рассказ – повествование с началом, серединой и окончанием, – его мозг вырабатывает кортизол и окситоцин. Эти химические вещества стимулируют человеческие способности к социальной коммуникации, сопереживанию и обретению смысла. Аннет Симмонс в своей книге «Побеждает лучший рассказчик» выделяет шесть типов историй, которые рассказываются регулярно и не всегда осознанно: 1. Кто я? 2. Зачем я здесь? 3. Урок. 4. Видение будущего. 5. Ценность (качество, убеждение) в практическом проявлении. 6. Я знаю, что вы думаете. Давайте поговорим про первый в формате коучинг. В смысле я вам буду вопросы задавать, а ваше дело себя анализировать. Итак, в истории всегда должен быть герой. В данном случае, это вы. Какой вы герой? Кто вы? Какие качества у вас есть? Насколько вы счастливы? Или, может, несчастны? У вас есть дети? А где вы выросли? С кем учились? И т.д. Если люди не узнают вас ближе, они не смогут вам доверять. История — это обязательно перемены. Что такого появилось в вашей жизни, чего не был ранее? Что этому способствовало? Как вы через это проходили? Кто вам помогал? Зачем вы это делали? К чему пришли? История интересна лишь тогда, когда аудитория может ей сопереживать, подсознательно представляя себя на месте персонажа. Иными словами – пересказ фактов еще не история.
Хотите узнать, какую историю вы про себя повторяете? Оглянитесь по сторонам, увидите результат. И если сейчас он не нравится, всегда есть возможность начать создавать другую историю.Помните, что драматургия появилась раньше психотерапии, и выполняла те же функции. В свое время в студии Pixar на стене висели три предложения: • История – это картина. • История – это процесс. • История – это исследование. А сверху была изображена корона, символизирующая аксиому, гласящую, что «история – это королева». Как выглядит «Ваше Величество»? И насколько вы хороший рассказчик? Влюбленная в истории Татьяна Павлова, #ВашКоучПоЖизни
Вернуться назад |
|