#культурнаясреда: О музыкальных исполинах с богатым внутренним миром

26 сентября 2018, 11:09
#культурнаясреда: О музыкальных исполинах с богатым внутренним миром
За любым музыкальным инструментом стоит целая жизнь. А если рассматривать историю во всей ее протяженности, то речь идет о жизнях сотен поколений музыкантов

У каждого инструмента своя история, свой характер, свой темперамент. Спросите любого музыканта, вы услышите массу захватывающих историй на тему «сегодня не звучит», потому что пришел не с тем настроением, или виолончель/труба/флейта немного замерзла и капризничает.

Кстати, сами инструменты довольно часто рисуют психологический портрет человека, который на нем играет.

На этот счет тоже существует много интересных баек, большинство из них с иронией описаны Владимиром Зисманом в его книге об оркестре и оркестрантах.

Отсутствуют в этом путеводителе, пожалуй, лишь органисты, которые стоят особняком среди всех музыкантских каст. Да и сам орган, который принято называть «королем всех инструментов» – явление выдающееся. Это огромный исполин, индивидуальность – двух одинаковых органов в мире вы не найдете.

На первый взгляд, кажется, что от исполнителя, как говаривал Иоганн Себастьян Бах, требуется лишь в нужное время нажимать нужную клавишу. Клавиатура с равным уровнем громкости отзовется и на энергичное нажатие, и на едва уловимое касание. Однако не все так просто: очень важно, какой штрих выберет музыкант, как выстроит музыкальную фразу, как распланирует смену звучаний богатых регистров инструмента.

Кроме того, «самочувствие» органа зависит и от того, каковы размеры и акустика помещения, и насколько высока температура окружающей среды, и соответствует ли норме уровень влажности воздуха...

Если вы когда-нибудь окажетесь на месте органиста-исполнителя, то вы почувствуете себя за пультом управления космического корабля, не меньше. Помимо нескольких мануалов (клавиатур для рук), здесь есть еще и клавиатура для ног, которой органист тоже активно пользуется. На «панели управления» расположены также рычаги, которые отвечают за переключение регистров.

Эти круглые рукоятки нужно вытянуть в нужный момент, но, поскольку у органиста всего две руки, в этом ему чаще всего помогает ассистент. У самих музыкантов это в шутку называется «дергать морковки». Поэтому ноты у органистов, как правило, пестрят пометками – все нужно успеть сделать вовремя.

Кстати, орган – единственный музыкальный инструмент, внутрь которого можно проникнуть. То есть, зайти целиком.

Этим регулярно занимаются органные мастера и настройщики – настоящие лекари тонкой и благородной органной души. Конечно, сами органисты тоже прекрасно представляют, что находится внутри. Например, белгородский органист Тимур Халиуллин начинает свои занятия со студентами с посещения «изнанки» органа в филармонии. По его словам, именно после этого в инструмент влюбляются девяносто процентов учащихся – они понимают, как образуется звук и как устроен этот величественный механизм. Богатый внутренний мир органа явила своей публике и Берлинская филармония, выпустившая серию афиш «ближе к классике». Лаконичные постеры представляют собой фотографии инструментов изнутри: органа, скрипки, флейты, гитары...

Конечно, профессия органиста связана с определенными сложностями.

Например, чтобы порепетировать на органе фирмы «Flentrop», который расположился в Государственном Большом концертном зале имени С.Сайдашева, студенты Казанской консерватории и приезжие органисты-гастролеры вынуждены выбирать один из двух одинаково экстремальных вариантов. Первый – встать ни свет, ни заря, чтобы успеть позаниматься до того, как на сцене начнутся репетиции оркестровых или хоровых коллективов; второй – музицировать в ночи, что, в общем-то, романтично, но не всегда продуктивно (если вы не сова). Репетировать на другом органе тоже не всегда помогает – слишком сильно отличаются друг от друга члены этого крупногабаритного семейства.

Логично предположить, что и двух одинаковых органистов вы не найдете. Во всяком случае, гипотезу подтверждают совершенно непохожие друг на друга концертные программы и оригинальные выступления музыкантов на конкурсах.

Показательным в этом отношении стал прошедший в середине сентября в Казанской консерватории имени Н.Г.Жиганова конкурс органных композиций «VOX ORGANI». Чтобы представить собственные сочинения на суд жюри и публики, на второй тур в Казань съехались органисты из разных городов России: от Санкт-Петербурга до Ханты-Мансийска. Одни авторы переложили для органа подлинные классические «хиты», другие написали что-то свое (не менее удивительное и оригинальное), третьи заставили орган звучать вместе с другими инструментами, порой весьма экзотическими.

В общем, открытий, ломающих стереотипы «орган – это только Бах», было немало.

Много интересных программ включают в себя концерты международного фестиваля «Organo Pleno», для самых маленьких меломанов разработан абонемент «Сказки органного королевства». Помимо Большого концертного зала, орган в нашем городе можно послушать в органном зале Казанской консерватории и в лютеранской церкви святой Екатерины. На каждой из этих площадок можно найти что-то интересное для себя – будь то концерт приезжего титулярного органиста одного из европейских соборов или выступление молодых, но не менее талантливых музыкантов.

Как сказал в одном из интервью один из выдающихся мастеров органного искусства Рубин Абдуллин, органист – это профессия, которая требует крепкого здоровья. Учитывая все детали, сложно с этим поспорить. Пожалуй, органистам приходится терпеть несколько бóльшие лишения, чем другим представителям профессии музыканта. Ведь это не флейта, которую можно разобрать и сложить в чемоданчик, и не контрабас, который с трудом, но все же можно утащить с собой в чехле. Даже вечно страдающим от неудобств транспортировки литавристам и арфистам – и тем повезло немного больше. Орган – это та гора, которая никогда не придет к Магомету.

Саша Рихтер



Вернуться назад


© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх