Последняя тайна Варфоломея Чайкина

Общество    21 июля 2016, 09:26
фото: rusvelikaia.ru
фото: rusvelikaia.ru
Историки продолжают поиск похищенной Казанской иконы Божией Матери

Сегодня 21 июля в Богородицком монастыре при участии патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится закладка Собора в честь явления Казанской иконы Божией Матери. В этот же день завершается Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации».

Корреспондент портала «Вверх» побывал на круглом столе, состоявшемся в рамках форума, и узнал, каково мистическое значение иконы для страны, почему поиски украденной казанской святыни прекратил Григорий Распутин и в чьих руках может находиться чудотворный образ сейчас.

Вектор беседе задал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Он отметил, что с воссозданием собора пишется новая страница истории не только Татарстана, но и всей России. После чего владыка совершил небольшой исторический экскурс. По его мнению, икона явилась в тот момент, когда Россия уже «начинала ощущать приближение смутных времен, как гул из-под земли». И не случайно, принял на свои руки вновь обретенный образ священник Ермолай – будущий патриарх Гермоген.

- Прошло немного времени, и над страной нависла угроза распада. С прекращением рода Рюриковичей наступила Смута, - сказал он. – И патриарх Гермоген стал тем духовным лидером, который всколыхнул потерявшее надежду общество. Он призвал народ сплотиться и пойти на освобождение Москвы и земли русской.

Митрополит Феофан напомнил о других переломных моментах в истории страны. В 1812 году казанская икона помогла в борьбе с наполеоновскими войсками. Есть предания, что к помощи чудотворного образа прибегали даже советские полководцы во время Великой Отечественной войны.

- Судьба России и сегодня непростая, - подчеркнул иерарх. - Ей брошен вызов в политическом, экономическом, культурном и даже спортивном плане. Во всем хотят обвинить нашу страну. И, кажется, не осталось друзей, на которых можно было бы опереться. Но кроме земли есть небо. И есть небесные покровители - пречистая Дева Мария, а Россия тоже удел Богоматери…

Главный редактор информационно-аналитического портала «Русская народная линия»  продолжил тему мистической связи судьбы иконы с судьбой страны.

- Глубоко символично, что когда клонилась к закату Российская империя, икона «ушла», - сказал он. -  В ночь на 12 июля 1904 года. Известно, какие усилия предпринимал новый священномученик Гермоген Тобольский в поисках иконы. Но все тщетно. Русскому обществу это было уже не интересно. Для политической и культурной элиты России начала XX века похищение иконы прошло не заметно. Что произошло потом, все мы хорошо знаем.

Советник мэра Казани по вопросам культуры и религии Дмитрий Хафизов (участвовавший в возвращении Ватиканского списка иконы) перевел разговор в практическую плоскость. Он убежден, что оригинал чудотворного образа надо продолжать искать. 

- Широко распространена версия, что икона была сожжена. Но я, конечно, уверен, что жулики ее не уничтожили, - заявил историк. - Об этом говорит тот факт, что российская жандармерия, а это структура была, пожалуй, посерьезней  ФСБ, вплоть до 1916 года плотно занималась поиском образа. Сохранилось много томов этого дела. И мы продолжаем исследования в этом направлении.

Еще один довод Дмитрия Хафизова заключается в том, что похитивший образ Варфоломей Стоян (Чайкин)  - опытный вор. Он не пошел бы на столь нерациональный поступок, как уничтожение иконы.  

 - На его счету это было 33-е или 34-е преступление, - пояснил эксперт. – Его специализация  «клюквенник». То есть он и его подельники снимали оклады  икон. А в это время еще работал закон о святотатстве. В чем хитрость была? Если ты воруешь с иконы украшения, получаешь три года каторги. А если сам образ – пятнадцать лет. Поэтому, если не удавалось сорвать ризу на месте, ее воровали вместе с иконой. Потом снимали оклад, а саму икону прятали и писали письмо в полицию с указанием места. И тут вдруг единственный раз они сделали все иначе.

Ключ к решению этой загадки, по мнению Дмитрия Хафизова, кроется в личности двоих подельников, которых так и не привлекли к уголовной ответственности. Доказали участие в краже только Чайкина и еще одного его товарища.   

- Двое других находились на более высокой ступени в преступной иерархии, чем Стоян. У И если у Варфоломея Чайкина и сообщника нашли все, что они украли: обрезки оклада, золото, камни, жемчуг, то, что досталось двум другим, у которых больше статус? Скорее всего, образ, который они кому-то перепродали.

- В 1916 году Стоян сидит в тюрьме в Шлиссельбурге без всякой надежды на освобождение. Его туда посадили после нескольких побегов, - рассказал историк. - Он сидит и тихо теряет рассудок. Кстати, он в итоге сошел с ума и умер. К нему приходят очень серьезные люди и от губернатора Москвы и от Русской православной церкви. Они предлагают, ты скажи, что не сжег икону, а спрятал в районе Спасской башни. И мы тебя отпускаем. А он говорит, нет, я ее уничтожил. Чего или кого он боялся? Не хотел подводить сообщников.

По словам Дмитрия Хафизова, желание «вернуть» икону даже путем подлога было вызвано тем, что Россия переживала тяжелый период. Проиграна Русско-японская  война, идет Первая мировая. Страна нуждалась в святом знамении. Образ должен был вернуться.  В числе искавших Казанскую икону были княгиня Елизавета Федоровна, епископ Гермоген Тобольский и настоятельница Казанского Богородицкого монастыря, игуменья Варвара. А с другой стороны стоял Григорий Распутин. Он написал телеграмму царю: «Папа, мама, иконы нет. Княгиня хочет обмануть Бога». После чего поиски были прекращены.

Однако Дмитрий Хафизов уже много лет не оставляет попыток найти казанский образ. Ранее были проверены три версии: новосибирская, ватиканская и испанская. Названы они так по вероятному месту нахождения иконы. И вот совсем недавно была проработана американская версия.

- Она для нас была наиболее перспективной, - признался он. - Я очень уважаю старообрядческую церковь. Но наиболее вероятный вариант, что икона оказалась у старообрядцев. Это не плохо, потому что они не были заказчиками.  Они ее спасли, выкупив у жуликов. В числе «подозреваемых» были купцы Шмелевы и Смоленцовы, породнившееся между собой. Это чайные короли Казани. Они являлись тайными старообрядцами, а официально числились в РПЦ. И вот несколько лет назад мы узнаем, что в Казань фактически тайно приезжала внучка Шмелева. Он, перед тем как эмигрировать, закопал у нас свои сокровища. А с собой взял только икону. И внучка сообщила, что дед уверял, будто бы она и есть та, украденная. Потомки Шмелевых очень тяжело шли на контакт. И все-таки за пять лет мы договорились и приехали к ним в США. Эту икону нам, наконец, показали. К великому сожалению, это выяснилось, что это не первоявленный образ. Да древний, красивый, судя по всему старообрядческий, но не тот. Но оставлять надежду нельзя. Проблема в том, что мы не ищем святыни. Несколько лет назад, когда я работал экспертом по перемещенным ценностям при минкульте РФ, мы тогда собирали сведения по всей России о пропавших святынях. Я пришел к тогдашнему казанскому архиерею и сказал, что нам нужен такой список. А он отвечает, у нас ничего не пропало. Грузинская икона Божией Матери - в Раифском монастыре, Седмиозерная - в Петропавловском соборе, Казанская - на Арском кладбище в храме Ярославских чудотворцев. И аналогичные ситуации в каждой епархии. А это не те иконы! Казанская икона в Санкт-Петербурге не та, что стояла там до революции. Икона в Москве в Елоховском соборе, естественно, это не список ополченцев Минина и Пожарского.

Почему перестали искать те иконы?

В качестве примера Дмитрий Хафизов привел историю с иконой Паммакариста (Всеблаженная), которую патриарх Константинопольский Иоаким подарил Казани в утешение после похищения образа. Считалось, что она пропала. Но ее нашли в запасниках Национального музея РТ. Аналогичная ситуация с рамой от похищенного казанского образа.

- Надо искать! Я думаю, большинство этих святынь находится рядом с нами, может быть, даже в алтарях храмов. Мы просто этого не знаем, - уверен историк. - Надо сделать сводный каталог икон, подать их в международный розыск. Прежде чем искать национальную идею, надо все святыни вернуть в Россию. Если каждый человек займется этим, то и вся Россия повернется к Богу.

МихаилТихонов



Вернуться назад






Новости рубрики

21.11.2024 Новую поликлинику в ЖК «Салават Купере» планируют сдать в декабре этого года Партдесант «Единой России» проверил ход строительства поликлиники - работы находятся в финальной стадии
20.11.2024 На вокзале «Юдино-2» открылся зал ожидания для маломобильных пассажиров Открытие прошло в рамках федерального партпроекта «Единая страна — доступная среда»
19.11.2024 Татарстанское реготделение «Единой России» поблагодарило бойцов, работавших на выставке трофейной военной техники В Казани на выставке трофейной военной техники работала площадка «Единой России»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх