Последняя тайна Варфоломея ЧайкинаОбщество    21 июля 2016, 09:26
Сегодня 21 июля в Богородицком монастыре при участии патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится закладка Собора в честь явления Казанской иконы Божией Матери. В этот же день завершается Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Корреспондент портала «Вверх» побывал на круглом столе, состоявшемся в рамках форума, и узнал, каково мистическое значение иконы для страны, почему поиски украденной казанской святыни прекратил Григорий Распутин и в чьих руках может находиться чудотворный образ сейчас. Вектор беседе задал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Он отметил, что с воссозданием собора пишется новая страница истории не только Татарстана, но и всей России. После чего владыка совершил небольшой исторический экскурс. По его мнению, икона явилась в тот момент, когда Россия уже «начинала ощущать приближение смутных времен, как гул из-под земли». И не случайно, принял на свои руки вновь обретенный образ священник Ермолай – будущий патриарх Гермоген. - Прошло немного времени, и над страной нависла угроза распада. С прекращением рода Рюриковичей наступила Смута, - сказал он. – И патриарх Гермоген стал тем духовным лидером, который всколыхнул потерявшее надежду общество. Он призвал народ сплотиться и пойти на освобождение Москвы и земли русской. Митрополит Феофан напомнил о других переломных моментах в истории страны. В 1812 году казанская икона помогла в борьбе с наполеоновскими войсками. Есть предания, что к помощи чудотворного образа прибегали даже советские полководцы во время Великой Отечественной войны.
Главный редактор информационно-аналитического портала «Русская народная линия» продолжил тему мистической связи судьбы иконы с судьбой страны. - Глубоко символично, что когда клонилась к закату Российская империя, икона «ушла», - сказал он. - В ночь на 12 июля 1904 года. Известно, какие усилия предпринимал новый священномученик Гермоген Тобольский в поисках иконы. Но все тщетно. Русскому обществу это было уже не интересно. Для политической и культурной элиты России начала XX века похищение иконы прошло не заметно. Что произошло потом, все мы хорошо знаем. Советник мэра Казани по вопросам культуры и религии Дмитрий Хафизов (участвовавший в возвращении Ватиканского списка иконы) перевел разговор в практическую плоскость. Он убежден, что оригинал чудотворного образа надо продолжать искать. - Широко распространена версия, что икона была сожжена. Но я, конечно, уверен, что жулики ее не уничтожили, - заявил историк. - Об этом говорит тот факт, что российская жандармерия, а это структура была, пожалуй, посерьезней ФСБ, вплоть до 1916 года плотно занималась поиском образа. Сохранилось много томов этого дела. И мы продолжаем исследования в этом направлении. Еще один довод Дмитрия Хафизова заключается в том, что похитивший образ Варфоломей Стоян (Чайкин) - опытный вор. Он не пошел бы на столь нерациональный поступок, как уничтожение иконы.
Ключ к решению этой загадки, по мнению Дмитрия Хафизова, кроется в личности двоих подельников, которых так и не привлекли к уголовной ответственности. Доказали участие в краже только Чайкина и еще одного его товарища. - Двое других находились на более высокой ступени в преступной иерархии, чем Стоян. У И если у Варфоломея Чайкина и сообщника нашли все, что они украли: обрезки оклада, золото, камни, жемчуг, то, что досталось двум другим, у которых больше статус? Скорее всего, образ, который они кому-то перепродали. - В 1916 году Стоян сидит в тюрьме в Шлиссельбурге без всякой надежды на освобождение. Его туда посадили после нескольких побегов, - рассказал историк. - Он сидит и тихо теряет рассудок. Кстати, он в итоге сошел с ума и умер. К нему приходят очень серьезные люди и от губернатора Москвы и от Русской православной церкви. Они предлагают, ты скажи, что не сжег икону, а спрятал в районе Спасской башни. И мы тебя отпускаем. А он говорит, нет, я ее уничтожил. Чего или кого он боялся? Не хотел подводить сообщников. По словам Дмитрия Хафизова, желание «вернуть» икону даже путем подлога было вызвано тем, что Россия переживала тяжелый период. Проиграна Русско-японская война, идет Первая мировая. Страна нуждалась в святом знамении. Образ должен был вернуться. В числе искавших Казанскую икону были княгиня Елизавета Федоровна, епископ Гермоген Тобольский и настоятельница Казанского Богородицкого монастыря, игуменья Варвара. А с другой стороны стоял Григорий Распутин. Он написал телеграмму царю: «Папа, мама, иконы нет. Княгиня хочет обмануть Бога». После чего поиски были прекращены. Однако Дмитрий Хафизов уже много лет не оставляет попыток найти казанский образ. Ранее были проверены три версии: новосибирская, ватиканская и испанская. Названы они так по вероятному месту нахождения иконы. И вот совсем недавно была проработана американская версия. - Она для нас была наиболее перспективной, - признался он. - Я очень уважаю старообрядческую церковь. Но наиболее вероятный вариант, что икона оказалась у старообрядцев. Это не плохо, потому что они не были заказчиками. Они ее спасли, выкупив у жуликов. В числе «подозреваемых» были купцы Шмелевы и Смоленцовы, породнившееся между собой. Это чайные короли Казани. Они являлись тайными старообрядцами, а официально числились в РПЦ. И вот несколько лет назад мы узнаем, что в Казань фактически тайно приезжала внучка Шмелева. Он, перед тем как эмигрировать, закопал у нас свои сокровища. А с собой взял только икону. И внучка сообщила, что дед уверял, будто бы она и есть та, украденная. Потомки Шмелевых очень тяжело шли на контакт. И все-таки за пять лет мы договорились и приехали к ним в США. Эту икону нам, наконец, показали. К великому сожалению, это выяснилось, что это не первоявленный образ. Да древний, красивый, судя по всему старообрядческий, но не тот. Но оставлять надежду нельзя. Проблема в том, что мы не ищем святыни. Несколько лет назад, когда я работал экспертом по перемещенным ценностям при минкульте РФ, мы тогда собирали сведения по всей России о пропавших святынях. Я пришел к тогдашнему казанскому архиерею и сказал, что нам нужен такой список. А он отвечает, у нас ничего не пропало. Грузинская икона Божией Матери - в Раифском монастыре, Седмиозерная - в Петропавловском соборе, Казанская - на Арском кладбище в храме Ярославских чудотворцев. И аналогичные ситуации в каждой епархии. А это не те иконы! Казанская икона в Санкт-Петербурге не та, что стояла там до революции. Икона в Москве в Елоховском соборе, естественно, это не список ополченцев Минина и Пожарского. Почему перестали искать те иконы?
- Надо искать! Я думаю, большинство этих святынь находится рядом с нами, может быть, даже в алтарях храмов. Мы просто этого не знаем, - уверен историк. - Надо сделать сводный каталог икон, подать их в международный розыск. Прежде чем искать национальную идею, надо все святыни вернуть в Россию. Если каждый человек займется этим, то и вся Россия повернется к Богу. МихаилТихонов Вернуться назад Новости рубрики
|
|