Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: Ударим подвеской по бездорожьюОбщество    02 сентября 2016, 12:03
1/
3
Болотное дело В общих чертах оффроуд (преодоление бездорожья на машинах повышенной проходимости) можно поделить на категории «спорт» и «туризм», но внутри каждого класса есть свои подразделения, зависящие от технических характеристик автомобиля. Каждый спортсмен немного турист, но не каждый турист – спортсмен, потому что оттюнинговать машину для походов дешевле, чем подготовить конкурентоспособный спортивный болид. В качестве эксперта по этой теме я выбрал Артема Люлинского, джиппера с тринадцатилетним стажем. По профессии Артем трейдер по ценным бумагам и говорит, что между рынком акций и бездорожьем есть много общего - азарт, непредсказуемость и необходимость каждый раз выкладываться на все сто. В оффроуд он пришел еще в студенчестве. - Дело было поздней осенью. Я стоял на улице, прогревал «уазик», который мне купили родители. Не знаю, что привлекло Андрея Торопова, одного из первых казанских джипперов, который проезжал мимо на «Нексии» и решил остановиться. Протянул мне какие-то бумаги, говорит - возьми, может, заинтересует. И уехал. Я, конечно, опешил, но начал читать. Это был регламент соревнований «Королевская охота». Там же была ссылка на сайт с отчетами участников предыдущих соревнований. Я зашел на него, и это было попадание прямо в сердце. Я так этим загорелся! Я сидел на лекциях и рисовал, что я сделаю со своим «уазиком», как я его подготовлю. Надо сказать, что оффроуд не настолько требователен к бюджету, как может показаться. Я вначале вообще денег не имел, учился и сидел на шее у родителей. И все, что можно было сделать с машиной руками, я сделал. Не было денег на лебедку, ну так я несколько лет кряду без нее ездил – ребята в трудной ситуации вытягивали. Соревнования по трофи-рейдам проходят от снега до снега, начиная с апреля, когда проводятся «покатушки» по последнему снежку, и заканчивая ночным ориентированием по хорошему, но еще проезжему снегу в ноябре. Попасть на них не в ранге участника – дело непростое, потому как лишний балласт в машине никому не нужен, а наблюдать за гонками со стороны все равно не получится. Это ведь не стадион, а лес или какой-нибудь другой труднопроходимый и плохо просматриваемый ландшафт. Но однажды я стал свидетелем «покатушек». Дело было в конце октября, когда я вместе с друзьями-туристами выбрался в поход выходного дня по марийской тайге. Погода стояла мерзопакостная, с ветром и мокрым снегом, рельеф тоже не давал расслабиться. Особенно много неудобств доставляли дренажные канавы, покрытые толстым слоем снежной каши, и болота. Вокруг ни души, хотя летом здесь полно грибников и ягодников. И вдруг навстречу нам сразу три вымазанных грязью джипа с характерными для оффроуда деталями кузова. Перед нами вежливо притормозили и уступили дорогу. По словам Люлинского, ребята, скорее всего, ездили по лесу в целях составления маршрута для будущих соревнований.
«Котлеты» по-казански - Выбор места под соревнования - это целое искусство, - рассказывает Люлинский, - главный критерий - чтобы было интересно. Если от старта и до финиша сплошная непролазная колея, это, конечно, запоминается, потом много разговоров про то, как люди не могли из нее машину трое суток достать, но это не совсем то. Надо чтобы сначала колея, потом болото, овражек, триальчик, выезд на берег, а там вот такой офигенный вид! У нас на подготовку соревнований уходит месяц. Все выходные, плюс до этого во время туристических выездов ищем интересную местность. В основном «трофим» по марийке – там много болот и она рядом. Но пытаемся и в Татарстане соревноваться: пару раз задействовали Рыбную Слободу, Щучьи горы – там очень интересный рельеф. В организационном плане казанское оффроуд-движение – это два клуба, «Казанский оффроуд» и «Азимут». Каждый любитель бездорожья сможет найти себе тусовку по вкусу. Всего на соревнования регистрируется минимум 20 экипажей (рекорд - 70). Среди оффроудеров нет случайных людей, сплошь фанаты езды по бездорожью. При этом неважно, кем человек является «в миру». По словам Люлинского, никто об этом даже не спрашивает, если что и узнается, то совершенно случайно, например когда для обсуждения деталей будущих соревнований приходится заезжать за товарищем прямо на работу. «Когда кто-нибудь из ребят видит меня в костюме, - рассказывает Артем, - у них глаза на лоб лезут. Они привыкли видеть меня в походной одежде, перемазанного и бегающего с лебедкой». Сам Артем - штурман, и о важности своего амплуа способен рассказывать вдохновенно: – Хороший штурман – это штучный товар! Он, естественно, отвечает за то, куда ехать, и еще, когда машина застревает, он закрепляет трос лебедки. Причем если трасса напряженная, это может быть многократное упражнение. Механики априори оба – и пилот, и штурман. За то время, что я участвую в соревнованиях, я разве что двигатель не разбирал в полевых условиях. Бывают экипажи и из трех человек, так проще штурману - можно меньше бегать. Но когда тяжелая засада, из машины выскакивают все, включая водителя, чтобы облегчить вес машины. У хорошего пилота с плохим штурманом шансов победить меньше, чем у средненького пилота с хорошим штурманом. И, конечно, шансы на победу в немалой степени зависят от того, какая у кого тачка. Тенденция последнего времени – появление класса «прото» (от слова прототип), то есть машин, полностью собранных своими руками, иногда вообще с нуля. Такие агрегаты предназначены для самого экстремального бездорожья и называются «котлеты». Они легче серийных, имеют оптимальную геометрию и очень сильно зависят от бюджета и инженерного таланта. Можно сказать, что в этом классе идет заочное соревнование за самый настоящий кубок конструкторов.
Я УАЗ любил... Бюджет самых дорогих машин, которые участвуют в соревнованиях Поволжья, около трех миллионов. Но начиналось казанское оффроуд-движение с машин попроще. «В основном были «уазики» и «Нивы», - вспоминает Люлинский. - Но потом в «уазики» стали ставить тойотовские моторы. Вместо родных мостов – портальные серийные от «Вольво Лапландер». Сейчас они очень активно используются в оффроуде, потому что дают большой прирост в клиренсе, больше десяти сантиметров. Соответственно, чтобы поставить большие колеса, нужно сделать лифтинг – приподнять машину над землей, отодвигая подвеску. Если не хватает - кузов над рамой поднимается. Следом за этим меняется подвеска. И дальше уже начинается замена начинки вплоть до установки нового двигателя. Но если цель – туризм, а не спортивные соревнования, можно ограничиться внешними изменениями – установкой больших колес и лебедки». Спрашиваю Артема о том, как часто можно увидеть спортивный болид на городских дорогах. На мой взгляд, часто – они еще такие все шумные, блестящие, у дорогих ресторанов любят останавливаться. Люлинский возражает: «Машину, которая участвует в спорте, узнать легко – она вся помятая. Она такая, как будто ее пожевал монстр. Если же ты видишь машину, которая блестит и вся «навернута», знай: это чисто для понтов. Я утилизировал два «уазика» до состояния, когда не к чему было прикручивать мосты. «Уазик» на экстремальном бездорожье живет не больше трех лет. Речь именно о тех, крепких «уазиках», не «Патриотах», которые не созданы для серьезного бездорожья. Конечно, у нас есть и «нивоводы», и «шевинисты». Те, кто намучился с «нашемарками», пересаживаются на иномарки. «Тойоты» в этом деле по популярности вне конкуренции. Из современного для бездорожья практически ничего серьезного не выпускается, только разве что «Вранглер», 70-я «Тойота» и «Лэнд Ровер Дефендер». И то, по-моему, последние две марки сняли с производства. Что значит серьезное? Это рама и неразрезные мосты». – Если в движении появились люди с большими деньгами, есть ли смысл и дальше в нем участвовать? Все равно ведь, как ни старайся, крутую тачку не обойдешь? – Нет, все мы варимся в одном котле, и тот, кто вкладывает последний рубль, может победить, - снова не соглашается Артем. - Потому что бездорожье исключительно многогранная среда, здесь слишком большой фактор случайности, технической удачи. Даже новая машина может сломаться. Внедорожник - он ведь очень хрупкий, у него все узлы и трансмиссии перегружены из-за больших колес. И даже имея все свежее и новое, ты можешь это сломать, въехав на полном ходу в канаву. А другой экипаж пройдет ту же канаву аккуратнее на автомобиле в два раза дешевле и выиграет гонку. Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|