Курбан-байрам: как верить в Бога в домашних условияхОбщество    12 сентября 2016, 08:59
Камиль Салихов, теперь уже пенсионер, тоже старается не пропускать совместную молитву в Доме Аллаха. Ведь даже в советские атеистические годы ветеран труда, хоть тайком (член партии все-таки), но ходил на Ураза-байрам и Курбан-байрам в единственную тогда в городе мечеть - «Марджани». Если удавалось, то заскакивал и на пятничные богослужения. Теперь скрывать убеждения нет необходимости, времени свободного у Камиля Харисовича достаточно - пятнадцать лет как уже на пенсии, да и сам праздник в республиканском масштабе давно объявлен выходным. Не сказать, что Салиховы уж очень религиозная семья, но обряды стараются соблюдать неукоснительно. Камиль абый и Рауза апа в жаркие июньские-июльские дни держали исламский пост – уразу (правда, пропустив несколько дней по состоянию здоровья, но потом «компенсировали» пропущенные дни уже в сентябре). Камиль Харисович ходил тогда на пятничный намаз, благо относительно недавно около их дома была построена мечеть «Ярдэм», а вечерами вместе с внуком Ильфатом они участвовали в ифтаре - ночной трапезе, на которую ежедневно приходило больше тысячи человек. И вот спустя семьдесят дней после праздника разговения наступил еще один радостный день. У мусульман не принято ходить на намаз вместе с женщинами; последние во время Курбан-байрама, согласно традиции, встречают мужчин дома, готовя к их приходу из мечети угощения. У татар есть такое выражение: «өйдә таба исе чыгарга тиеш» - дословно это означает, что дома должно пахнуть сковородой, то есть там должно что-то готовиться. Вот и Рауза Шамилевна испекла своему благоверному его любимый яблочный пирог, ну и румяные блины приготовила. Так делали и мама, и бабушка Раузы апы, это древняя традиция. Камиль абый, придя с богослужения должен будет подкрепиться, сегодня ему предстоит важная миссия: совершить обряд жертвоприношения. В наше время, тем более для пожилых людей, это не так просто. Как сказали по телевизору, цена на барана начинается с семи тысяч рублей. Благо, Салиховы узнали, что всем пенсионерам вскоре выплатят единовременную пятитысячную надбавку, как раз на барана и хватает. Глава семейства заказал животное заранее в своем родном ауле, что в сорока километрах от Казани. Агнец ждет в хлеве племянника, поэтому сразу после намаза, перекусив, Камиль Харисович вместе с зятем Радиком на машине спешат в деревню. Ведь нужно не только совершить заклание – после этого будет еще много дел. Согласно шариату, мясо жертвенного животного принято делить на три части: одну из них мусульманин оставляет себе, вторую раздает нуждающимся, ну а из третьей готовит угощение, которым потчует пришедших в гости, или же специально приглашает муллу и проводит «курбан ашы» - праздничную трапезу. Одну треть, которую раздают, Камиль абый оставляет в своей деревне, самолично разносит по домам. В городе это делают, расфасовав мясо по пакетам, в родном же селении есть обычай разносить баранину в ведрах. Видимо, это идет с тех времен, когда пакетов еще не придумали. Совершив заклание и раздав мясо односельчанам, а чуть позже посетив могилы родственников и прочитав там молитвы за упокой их души, что также является у татар традицией, аксакал и его зять с чувством выполненного долга спешат домой. В дни больших мусульманских праздников все семья собирается за столом, поздравляют друг друга, желают всяческих благ. К слову, это делают и знакомые Салиховых. И одной из первых навестить соседку пришла тетя Люба, которая немного неправильно, но искренне желает в «Курбан-баран» всеобщего счастья. Рауза апа и сама не забывает Любовь Михайловну, в Рождество и на Пасху печет пироги для одинокой соседки. Раньше в день Курбан-байрама Салиховы приглашали хазрата из мечети, чтобы тот читал Коран, рассказывал наставления, учил, как нужно проводить праздник, воздавал молитвы за живых и мертвых. Сейчас же роль муллы выполняет двадцатилетний внук Ильгиз. Что греха таить, старшее поколение в большинстве своем осталось неграмотным, арабский алфавит не знают, а молитвы воспроизводят по памяти, как их когда-то учили мамы и бабушки. Еще учась в школе, Ильгиз ходил на курсы по изучению основ ислама. А когда получил аттестат, поступил в Российский исламский институт, собирается посвятить себя служению религии - стать богословом. Он и повторил предание о том, как Аллах заменил бараном пророку Ибрахиму сына Исмаила, которого отец должен был принести в жертву в качестве испытания перед Всевышним. После того как завершилась ритуальная часть, на стол вынесли только что сваренный бульон из баранины, и вся большая семья Салиховых его с большим аппетитом отведала. Он был необычайно вкусен - почему-то именно курбан этим отличается. У татар принято варить мясо жертвенного животного без ничего, только приправив перцем и луком, а потом есть его, посыпая солью. Праздник Курбан-байрам длится три дня, и все это время кто-то будет приходить, чтобы поздравить Салиховых. Раньше вообще все родственники спешили к ним в дом, но сейчас живое общение нередко заменяет телефон, и, к сожалению, некоторые ограничиваются лишь звонком или смс. Но как бы то ни было, родня в гости все же придет. Ведь ту самую треть разделанного мяса нужно непременно использовать для угощения близких. До окончания месяца, когда проводится жертвоприношение, принято созывать родню на «курбан ашы». Делается это с удовольствием, ведь следующего благостного момента нужно будет ждать целый год. Фарид Рахимов Вернуться назад Новости рубрики
|
|