Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: Почему люди летают

Общество    07 октября 2016, 11:56
Фото из архива Евгения Гайнулова
Фото из архива Евгения Гайнулова
125 лет назад немецкий изобретатель Отто Лилиенталь впервые в истории поднялся в воздух на планере. И пролетел двадцать пять метров. Современные планеры летают несравнимо дальше и выше. То, что при этом чувствуют сидящие в них люди, на себе испытал корреспондент «Вверх»

Абсолютная чемпионка РФ Лариса Хамитова Вице-президент федерации планерного спорта РТ Евгений Гайнулов
1/ 6
  • Фото Алексея Егорова
  • Абсолютная чемпионка РФ Лариса Хамитова
    Фото Алексея Егорова
  • Фото Алексея Егорова
  • Вице-президент федерации планерного спорта РТ Евгений Гайнулов
    Фото из архива Евгения Гайнулова
  • Фото из архива Евгения Гайнулова
  • Фото из архива Евгения Гайнулова

Теплое место

Единственным местом в Татарстане, где обучают полетам на планере, является аэродром центрального аэроклуба ДОСААФ РТ. Это рядом с поселком Балтаси. Пока ехал туда с вице-президентом федерации планерного спорта РТ Евгением Гайнуловым, узнал от него, что планер – это вовсе не «мягкое крыло, к которому через стропы крепится подвесная система», то есть параплан, как я раньше думал, а нечто совершенно другое. Если упрощенно, это самолет без двигателя и с большими крыльями. С помощью лебедки или самолета-буксировщика его поднимают в небо, и после отцепки он летит, ловя восходящие тепловые или динамические (в горах) воздушные потоки. На высотах от 150 метров до нескольких километров.

Из всех воздушных видов спорта планеризм самый безопасный. «Тебя защищает жесткий корпус, как в самолете, и в то же время здесь нечему ломаться. Кроме того, за спиной всегда есть парашют» - поясняет Евгений. Правда, совсем уж расслабиться в полете, даже если речь идет не о соревнованиях, не получится. «Планерист держит под контролем и небо, и землю, - продолжает мой собеседник. - Без этого не поймать воздушного потока, а он ведет себя очень интересно. Его можно сравнить с каплей, которая падает с листика не сразу, а после того как наберет критическую массу. То же и с потоком, только он не падает, а поднимается. Соответственно, надо уметь читать погоду и поверхность земли. Темное перепаханное поле излучает много тепла, значит, над ним должен быть поток. Облако возникло не просто так – это видимая часть теплового потока».

За подобными разговорами мы прибыли на аэродром, где я разместился в местной гостинице. В ночном небе, предвещая хорошую погоду, сияла луна.

Находка для шпиона

Однако весь следующий день был пасмурным, а в такую погоду на планерах не летают – не от чего образовываться воздушным потокам, да и видимость низкая. Но планеристы безнадежные оптимисты и с утра жизнь на аэродроме идет своим чередом. В 8:00 сбор у «штаба» и далее по расписанию: медосмотр, завтрак, подготовка техники к полетам. Планеров около двух десятков, в основном это двухместные учебные «Бланики» и одноместные спортивные «Янтари». И те и другие в советское время собирались в Польше, но «с оглядкой» на опыт казанского ОКБ Симонова, в котором было сконструировано немало всемирно известных и рекордных спортивных планеров. Особняком стоит планер Гайнулова АС4-115. Благодаря малому весу (менее 115 кг) он не подлежит государственной регистрации, что освобождает владельца от ежегодных финансовых затрат в обмен на право летать. Собирается планер, кстати, на заводе в Пензе.

Евгений Гайнулов и президент федерации планерного спорта РТ Фарид Хамидуллин – бизнесмены, но это не значит, что полеты на планерах дорогое удовольствие. Аэродром находится на балансе ДОСААФ, поэтому для юношей и девушек 16-20 лет обучение планеризму бесплатное. Надо только записаться в курсанты летного отряда. В роли инструкторов – Евгений, Фарид и другие опытные спортсмены, в том числе абсолютная чемпионка России Лариса Хамитова. Каждый из них в хорошем смысле болен планеризмом, а Евгений так и вовсе мечтает создать на базе балтасинского аэродрома юношеский военно-патриотический лагерь. По аналогии с тем, что действует на аэродроме в Куркачах, но с упором на планеризм. Ведь планеры могут использоваться и в военных целях.

Подумай о секундах свысока

Неделю спустя распогодилось, и я наконец-то сажусь в «Бланик» не прикола ради, а чтобы полетать. Пилотаж, понятное дело, осуществляет с заднего сиденья Евгений, мне разрешили только подержаться за ручку управления. Остекление кабины, или «фонарь», закрывается и натягивается буксировочный фал (веревка), прикрепленная к самолету. Делюсь с Евгением первыми ощущениями – дескать, тесно и душно. Евгений успокаивает, что в небе духоты не будет. По радиосвязи сообщается о готовности к полету. Взлетаем.

Первые секунды, пока планер еще не оторвался от земли, ощутимо трясет. Тряску сменяет плавный набор высоты по спирали, в моем случае приблизительно на триста метров. Евгений отцепляет буксировочный фал, и планер также по спирали начинает снижаться к точке старта. Для полноты ощущений мне показывают «горку». Это когда планер взмывает вертикально вверх и тут же падает вниз под разными углами. При этом тело на секунду оказывается в состоянии невесомости - такое ощущение, что тебя, несмотря на ремни безопасности, выкинет из кабины. Дух захватывает до состояния, когда лично я уже не могу терпеть и с почти экстатической интонацией выкрикиваю: «Ух, здорово!»

«Горку» мне показывали три-четыре раза. С оговоркой, что фигуры пилотажа – это не совсем формат планеризма. Здесь ценятся парящие полеты с набором высоты под облаками и, если речь идет о спорте, скорость прохождения маршрутов от ста километров и более. Добавьте к этому потрясающую картинку лесов и полей внизу, прохладу ветра и техничные звуки меняющих свою конфигурацию крыльев и вы поймете, что планеризм – это в самом деле очень здорово.

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

26.04.2024 «Диктант Победы» прошел в Международном аэропорту «Казань» «Диктант Победы» проходит в шестой раз - в Татарстане были организованы более 300 площадок
25.04.2024 В Казани растянули 300-метровую Георгиевскую ленту Участие в акции приняли около 1 000 человек




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх