Весьма бюджетный пирог: как на «Партийной лиге» делили государственные деньги

Политика    25 октября 2016, 03:01
Фото: realnoevremya.ru
Фото: realnoevremya.ru
После небольшого перерыва татарстанское отделение «Единой России» возобновило стартовавший в начале этого года проект «Партийная лига». Темой очередного обсуждения открытой дискуссионной площадки стали федеральный и республиканский бюджеты

1/ 3
  • Фото: tatarstan.er.ru
  • Фото: tatarstan.er.ru
  • Фото: tatarstan.er.ru

Правда, проект федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов существует пока лишь «в приближенном варианте» - в окончательном виде он будет представлен лишь 28 октября. Тем не менее, его примерные параметры депутатам Государственной думы уже известны. Что же касается бюджета Татарстана, то он уже внесен в республиканский парламент, и, более того, рассмотрен комитетами Госсовета и на парламентских слушаниях.

В дискуссионный клуб на этот раз были приглашены депутаты Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов, Александр Сидякин, Айрат Фаррахов и Равиль Хуснулин, а также председатель комитета Госсовета РТ по социальной политике Светлана Захарова и заместитель министра экономики РТ Айрат Шамсиев.

Почти все спикеры отмечали признаки нормализации российской экономики после двух лет геополитической и финансовой тряски, приведшей в частности, не только к отмене трехлетнего планирования бюджета, но и к необходимости его законодательной корректировки два раза в году. «Начиная с 2014 года, наша страна оказалась в очень серьезном кризисе - не только циклическом, но и структурном, - напомнил собравшимся открывавший дискуссию Айрат Фаррахов. - Кризис этот связан с традиционной моделью нашей экономики, которая весь советский и постсоветский период росла за счет продажи энергоносителей. <…>

И вот только сейчас, несмотря на серьезнейшие шоки, испытанные нашей экономикой, мы переходим на трехлетний бюджет, на некую стабильность, на возможность прогнозирования».

Этот осторожный оптимизм позволил заложить в основной финансовый документ страны такие приоритеты, как создание стимулов для роста экономики и формирование возможностей для роста вложений в человеческий капитал.

Меняющуюся конъюнктуру отметил и Александр Сидякин. Российская экономика, по его словам, несет издержки прежде всего в связи с низкими ценами на нефть – и уже не замечает санкций западных стран.

«Я буквально сегодня читал обзор рейтингового агентства Fitch, сказал депутат. - Оно пересмотрело свой прогноз развития экономики России с «негативного» на «стабильный».

При этом в рекомендациях агентства четко указано, что Россия адаптировалась и к низким ценам на углеводороды, и к санкционной политике. Так что разворот экономики в сторону роста виден уже не только нам, депутатам от «Единой России».

В то же время Сидякин отметил, что бюджет-2016 секвестируется «по всем статьям», в том числе и в зоне ответственности депутата – то есть в жилищном строительстве и ЖКХ (хотя, по словам спикера, отдельным статьям, напротив, удалось добавить денег - в частности Фонду содействия реформированию ЖКХ как оператору программы по расселению аварийного жилья). Но, поскольку никто не отменял задачу доведения объемов вводимого жилья по стране с нынешних 84 млн квадратных метров до 100 млн (и с 2,4 млн до 2,7 млн по Татарстану), депутаты периодически вытягивают из финансово-экономического блока правительства дополнительные деньги на стимулирование жилищного строительства. Как было, в частности, в прошлом году со средствами на субсидирование ипотечной ставки. По словам депутата, на стимулирование жилищного строительства в бюджете 2017 года дополнительно предусмотрено 110 млрд рублей, из которых около 20 млрд направляются на запуск проектов, связанных со строительством арендного жилья. «В прошлом созыве Госдумы для развития этого проекта были приняты все нормы. Теперь, чтобы он начал работать, его нужно наполнить деньгами, - сказал Сидякин. - Арендное жилье должно стать такой же категорией для решения жилищного вопроса, как и жилье, которое продается на рынке в собственность».

Айрат Фаррахов рассказал также об общем мнении, высказанном на парламентских слушаниях по поводу намерения правительства перераспределить один процент налога на прибыль, собранного в регионах-донорах, в пользу регионов-реципиентов. По словам спикера, все понимают, что эта мера вынужденная, но от того не менее спорная: «Конечно, для субъектов РФ [доноров] это не лишние деньги. Кроме того, это не решит проблему тех субъектов, у которых на сегодня недостаточно финансовых ресурсов».

Равиль Хуснулин напомнил и о других спорных моментах – прежде всего о существующей модели межбюджетных отношений, при которой в регионах остается максимум 30 процентов от собранных на их территории налогов, а также о тех гигантских процентах (300 млрд рублей в год в денежном выражении), которые субъекты РФ выплачивают банкам по набранным ими коммерческим кредитам.

Как бы суммируя уже возникшие вопросы регионов к бюджету, Ильдар Гильмутдинов высказал намерение поднимать их в парламенте консолидированно, всей группой татарстанских представителей.

«Конечно, нам небезразлично, что у республики просто так будут забирать один процент, - заявил один из самых опытных депутатов Госдумы. - Что взамен? Почему в Татарстане, например, зарплаты государственных и муниципальных работников в три, а иногда и в четыре раза ниже, чем в соседней Ульяновской области или других регионах, при том, что Татарстан - регион-донор, а те – реципиенты».

Говоря о резервах наполнения бюджета, он напомнил и о т.н. самозанятом населении – многомиллионной армии наших сограждан, которые не платят налогов и с которых федеральный Минтруд в связи с этим планирует собирать по 20 тысяч рублей в год. Этот резонансный вопрос вызвал наибольший интерес у присутствовавших журналистов. «Среди этих людей есть те, кто на самом деле работает и получает заработную плату, и притом неплохую, - отметил Гильмутдинов. - Есть так называемый серый рынок, есть категории профессий, в которых и предпринимателями не становятся, и лицензий не берут, но работают и никаких налогов не платят. Почему за счет ваших денег, собираемых в виде налогов, наш Минфин платит в систему ОМС средства на этих граждан? Это же несправедливо. И мы хотим разобраться, кого из этих людей нужно обязать [платить налоги], кого, напротив, не трогать, а кого вообще поддерживать». С коллегой согласился Александр Сидякин:

«Если ты, здоровый мужик, не работаешь, сидишь хлебаешь щи целыми днями, не платишь ни копейки, но ходишь каждый день по врачам, то что-то здесь не так. Можешь не платить [взносы на ОМС] - но тогда не пользуйся системой здравоохранения».

Ильдар Гильмутдинов также сообщил, что в ближайшее время депутаты от РТ распределятся по госпрограммам (всего их около 40) с тем, чтобы определить, что будет иметь республика в случае участия в них, и, соответственно, ориентировать на них татарстанские министерства и ведомства. Схожую работу по поручению президента РТ проведут и в Татарстане. По словам Айрата Шамсиева, в республике сейчас действуют 30 госпрограмм, и в ближайший месяц министерство экономики совместно с Минфином РТ и Центром экономических и социальных исследований при Кабмине РТ проведет их ревизию, установив ключевые показатели эффективности. Результатом, по всей видимости, станет сокращение финансирования неэффективных программ. При этом, как заверила Светлана Захарова, все заявленные социальные программы, а также статьи, которые должны быть защищены, в бюджете уже заложены и проиндексированы.

Антон Бирюков



Вернуться назад






Новости рубрики

16.10.2024 В Татарстане завершился очередной сезон проекта «ПолитЗавод» Программа предоставляет молодым людям возможность пройти открытый конкурсный отбор для активного участия в общественной и политической жизни республики
08.09.2024 В Штабе общественной поддержки «Единой России» работает Ситуационный центр наблюдения за выборами Его специалисты будут следить за ходом голосования, реагировать на сигналы об инцидентах и проверять полученную информацию
03.09.2024 Юрий Камалтынов: Все обращения в сервисе «Мой депутат» берутся в работу В Татарстане продолжает работу проект, запущенный партией «Единая Россия»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх