Ничего наличного, просто бизнес: Что показал старт эксперимента под названием «Карта жителя»

Общество    17 ноября 2016, 16:02
Фото: realnoevremya.ru
Фото: realnoevremya.ru
С середины октября жители Зеленодольска первыми в России привыкают расплачиваться и пользоваться электронными услугами с помощью одной-единственной пластиковой карты. Чиновники и инвесторы проекта «Карта жителя Республики Татарстан» не перестают при этом напоминать зеленодольцам о том, как им повезло. На практике, однако, не все выглядит так однозначно

В чем сила, банк?

Вообще, последнее время банки демонстрируют большое усердие в стремлении осчастливить граждан своими продуктами. Получаю я недавно новую «зарплатную» карту взамен старой, у которой истек срок годности, и вижу, что вместе со стандартными в таком случае документами мне подсовывают на подпись еще один - на оформление кредитной карты. Говорю «нет» - сотрудница банка настаивает. Или другой пример: один из банков расклеил на дверях магазинов ширпотреба Зеленодольска предложение расплачиваться за покупки его картами в обмен на кэшбек (отсроченную скидку) до 10% от суммы покупок.

Эти проекты, как и «Карта жителя РТ», имеют целью приучить граждан к безналичным расчетам. И фактически это одна из форм финансирования банковского сектора, особенно востребованная в кризисное время. Вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт так прокомментировал это порталу «Вверх»:

- Если зеленодольский эксперимент удастся, это позволит в перспективе резко увеличить объемы транзакций, изменить соотношение безналичных и наличных платежей в пользу первых. Всякие вкусности, которые при этом закладываются в карту, имеют тот смысл, что они будут повышать заинтересованность людей пользоваться безналичными расчетами, а не обналичивать карту в банкомате. Выгода банков очевидна. Каждая транзакция приносит банку маленькую, но копеечку. Плюс остаток средств на карте - то, что называется краткосрочной ликвидностью. Чем больше денег на карте, тем больше средств у банка в данный конкретный момент.

 

Тариф «Скрытый»

На старте проекта в Зеленодольске развернулась громкая пиар-компания с участием известных лиц города – от директора местного механического колледжа до мэра. Основной ее посыл: «Карта жителя» - это одни лишь преимущества и никаких издержек. Чтобы проверить данный тезис, обращаюсь в офис «Ак Барс банка» (он и «Сбербанк» - соинвесторы проекта), где получаю для ознакомления типовой договор комплексного банковского обслуживания. Вместе с членом «Ассоциации юристов России» Алексеем Голубцовым изучаю данный документ.

Первым делом обращает на себя внимание 10-й пункт договора. Он содержит ссылки на тарифы на предоставление банковских услуг. «Как правило, это тарифы за текущее обслуживание расчетного счета, комиссии за осуществление банковских операций, - объясняет Голубцов. - Например, за перечисление денег со счета на счет, за выдачу наличных денежных средств. И это вполне законно – статья 851 Гражданского кодекса РФ предусматривает оплату услуг банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете».

- Допустим, на моей карте не хватает средств на оплату покупки. Нет ли риска, что банк все-таки оплатит покупку, чтобы таким образом превратить меня в пользователя кредитки со всеми вытекающими отсюда платежами?

- Совершенно верно – такой риск есть, и он связан непосредственно с условиями договора, а точнее с его предметом. Предмет договора заключается в том, что банк готов предоставить клиенту комплекс услуг не только по размещению вкладов, но и по кредитованию путем открытия овердрафта. Посмотрите внимательно условия пункта 3 договора и содержащихся в нем подпунктов. Овердрафт как раз и предполагает предоставление временных заемных средств банка в случае, если уже имеющиеся у клиента деньги не покрывают затраты на покупку чего-либо. Естественно, под проценты – и весьма немалые. Я говорю и о процентах за пользование деньгами, и о штрафных санкциях. Конечно, условия предоставления овердрафта должны содержаться в приложениях к договору, так как на эти приложения есть ссылка в самом договоре.

 

При полном параде

Отрадно, что, как заверил меня юрист, приложения к договору действительны только при наличии подписи под каждым из них. С другой стороны, легкомысленное отношение к прочтению документов, свойственное нашим гражданам, оставляет простор для злоупотреблений. Настораживает и широкое использование административного ресурса при реализации проекта. На уровне официальных релизов говорится о том, что оформление «Карты жителя» добровольное, но на практике это выглядит несколько иначе. Как мне на условиях конфиденциальности сообщила педагог одной из зеленодольских школ, в учительской вывесили объявление, что «такого-то числа в школу придут специалисты банка для оформления карты. Администрация велела всем учителям принять в этом участие в обязательном порядке».

Спросите педагогов о том, какой из видов «Карты жителя» они получат, и ничего вразумительного вы не услышите. Они, например, не знают, что карта бывает четырех видов: моментальная, социальная, личная (именная) и зарплатная. В «Сбербанке», а именно этот банк обслуживает образовательные учреждения Зеленодольска, операционистка сообщила мне, что, скорее всего, зарплатную. Ее оформление предполагает автоматическое подключение услуги «Онлайн-банк» (60 рублей в месяц). Личная «Карта жителя» - это еще 800 рублей абонентской платы в первый год и 450 рублей в два последующих. Разумеется, банк оставляет за собой право поменять тарифы.

В продолжение темы административного ресурса. В поликлинике знакомой женщине заявили, что отныне для получения детского питания, назначенного ее ребенку в отделе соцзащиты, она должна оформить «Карту жителя». Записаться на прием к врачу – опять нужна карта. При этом многие на собственном опыте знают, что электронная запись работает с перебоями. Да и где это видано, чтобы человеку отказывали в получении социальных благ, которые он, как налогоплательщик, оплачивает из своего кармана?!

Кто-то упрекнет нас в негативизме. Но разве не нужна объективная информация о том, как реализуется проект, всем - и населению, и банкам? Вот что по этому поводу говорит Ян Арт:

- Хорошо бы, чтобы в течение эксперимента мы, россияне, получали информацию о нем от жителей Зеленодольска, а не от официальных СМИ или чиновников, которые усядутся за красивый стол и будут говорить о том, как все хорошо идет. Как это может выглядеть – вариантов масса. Например, формат сайта, на котором обладатели «карты жителя» оставляли бы отзывы. Что им удобно, что неудобно, почему их какая-то опция не устраивает… Вот тогда это будет классный эксперимент, интересный всем.

Алмаз Садретдинов



Вернуться назад






Новости рубрики

21.05.2024 Ольга Павлова доставит Знамя Победы участникам СВО из Татарстана Организаторы акции уверены, что это поднимет боевой дух наших солдат
21.05.2024 В Мамадыше реконструируют районный ДК, а в Менделеевске обустраивают Ушковские острова Все работы по объектам ведутся в рамках народной программы «Единой России»
20.05.2024 В Нижнекамском районе партдесант проверил ход строительства объектов здравоохранения и религиозного сооружения Единороссы увидели, как продвигается ремонт и строительство двух больниц, ФАПа и мечети




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх