«Дыханием этно» открылся пятый «Абязов-фестиваль»Общество    13 декабря 2016, 08:57
Зародившийся как юбилейно-отчетный фестиваль, по словам художественного руководителя казанского камерного оркестра Рустема Абязова, постепенно полностью трансформировался и поменял формат. Третий фестиваль сплотил вокруг музыки различные виды искусства, на четвертом, прошедшем два года назад, переплелись классика и джаз. «Что будет, если музыку Моцарта перемешать с индийской музыкой? Как будет звучать диджериду с камерным оркестром? Можно ли на дудуке сыграть «Адажио» Альбинони?» - задался вопросами основатель фестиваля на этот раз. Пожалуй, ответы на эти вопросы не знал никто из пришедших на концерт. Эксперимент определенно удался. «Подружить» два музыкальных направления помог молодой композитор Ильяс Камалов, который создал оркестровки к прозвучавшим произведениям. После увертюры к опере «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта на сцене появились гости фестиваля. Индийско-польский ансамбль «Indialucia» в Казани не впервые – в последний раз они были в городе два года назад. «Хэерле кич, дуслар!» - поприветствовал по-татарски слушателей руководитель коллектива Михал Чаховский. Казалось бы, довольно легко он произносит татарские слова. «Было так трудно выучить «Хэерле кич, дуслар!», но самое тяжелое было «Сау булыгаз!», - признался музыкант после концерта. Полиглот, который владеет четырьмя языками (польским, английским, испанским и русским), в любой стране, где бывает и выступает, старается выучить хоть несколько слов для общения. Вместе с Михалом Чаховским на фестиваль приехали Лео Вертунни ди Альбанелла (ситар), Петр Малек (табла, перкуссия) и Томаш Пала (рояль). «Получился польско-итальянский коллектив», - заметил руководитель фьюжн-группы. На самом деле, состав ансамбля может меняться от выступления к выступлению в зависимости от разных факторов. 16 лет назад, когда проект только зародился, в составе группы помимо Михала Чаховского был его друг-испанец и два индуса, у одного из которых - Аванеедры Шеоликара – поляк учился играть на ситаре. «Наш коллектив в Казани в третий раз. Сегодня важный для меня момент. Я никогда не забуду, что Казань - город, в котором я в первый раз играл с оркестром», - отметил руководитель «Indialucia». За годы коллектив стал популярным и востребованным. Михал Чаховский рассказал, что неделю назад до концерта в Казани они выступили в Нигерии, а через неделю будут играть в индийском городе Калькутта. Хотя музыканты и ездят по всему миру – их приглашают и в Сингапур, и в Мексику, и в другие страны – самая хорошая публика в России и Америке, уверен Михал Чаховский. «У слушателей в этих странах большое сердце, и они хорошо нас принимают. Удивительно, что в России так холодно зимой, но здесь такие жаркие сердца. Нам нравится приезжать сюда и играть здесь», - сказал он. «Этномузыка никогда не будет столь же популярна, как поп-музыка. 80 процентов людей слушают «Нас не догонят» или что-то подобное», - отметил музыкант. Классика с этно – хорошее сочетание, считает он, ведь оба эти направлениям дополняют друг друга, классическая музыка дает гармонию и краски. С тем, что у этномузыки не столь широкая аудитория слушателей согласны и музыканты молодого казанского коллектива «Трикветра». Как отметил участник группы Алексей Клементьев, по его ощущениям, люди в Казани довольно консервативные, и к чему-то новому не очень охотно тянутся. «Может быть, этнической музыке не хватает маркетинговой поддержки. Организаторам проще привести звезду, которая играет более популярную музыку, чем организовывать концерты этнической музыки», - предположил музыкант. Сам ансамбль постоянно участвует в этнических фестивалях, которые проходят в разных регионах страны: в Татарстане, Башкортостане, Самарской и Нижегородской областях. Музыку, которую исполняет их группа, Алексей Клементьев называл скорее экспериментальной, своего рода смесь этнической и эстрадной музыки. «Мы свободны в творчестве, не стараемся играть, например, индийскую или другую народную музыку, не придерживаемся каких-то рамок. Играем то, что льется изнутри», - пояснил собеседник. На концерте ансамбль «Трикветра», в составе которого выступают также Артур Губайдуллин и Рагдель Тухбатуллин, исполнил вместе с оркестром La Primavera две композиции – «Волна» и «Шаман». Молодые музыканты играли на диджериду (инструменте коренных жителей Австралии), 12-струнной гитаре, африканском инструменте джембе и перуанском кахоне. Сам Алексей увлекся этнонаправлением случайно, после знакомства с экзотическим инструментом диджериду. «Я увидел как-то раз этот инструмент на улице Баумана в Казани. Не могу сказать, что музыкант играл что-то особенное, но у меня появился интерес к инструменту, его низкое звучание нашло отклик во мне, - рассказал музыкант. - Через несколько лет я сам начал пробовать играть, учился в Москве. Научиться может каждый, самое сложное – освоить технику циркулярного дыхания, которая позволяет одновременно выдыхать и вдыхать воздух». Друзья Алексея играли на этнических барабанах – так и возник этот музыкальный проект. «Сначала было звуковое шоу, имитация электронной музыки на наших инструментах. Потом состав поменялся, и появилась этнографическая программа с элементами эстрадной музыки», - добавил музыкант. В планах казанского коллектива освоить новые необычные инструменты. Что же будет, если «сложить» этно и классику? Первый концерт фестиваля показал, что в сумме может получиться интересное звучание, наполненное разными красками и оттенками, со своим особым настроением. А услышать новые грани этого союза можно будет 18 и 21 декабря. На втором концерте фестиваля вместе с оркестром выступят два исполнителя из Санкт-Петербурга - Гудимир (гусли звончатые) и Арсен Григорян (дудук). Завершит «Абязов-фестиваль» концерт с участием фольклорно-этнографического ансамбля «Туран» из Казахстана. Вернуться назад Новости рубрики
|
|