Весна с La Primavera: король цыганской скрипки и «если» Рустема АбязоваОбщество    02 марта 2017, 14:44
Эпиграфом к мероприятию стала «Весна» А. Вивальди - концерт из цикла «Времена года», первые ноты которого нашли отражение в известном всем логотипе одноименного коллектива из столицы Татарстана. Начало концерта студентам университета и журналистам исполнил сам маэстро, задав тем самым настроение первого весеннего дня. Если все музыканты приедут... Уже совсем скоро, через две недели, в Казани начнется первое мероприятие нынешней весны с участием камерного оркестра - пятый, юбилейный Международный фестиваль L'arte del arco. Насладиться искусством смычка, как переводится название фестиваля, казанцы смогут с 15 по 19 марта. Концерты также пройдут в Нижнекамске и Набережных Челнах. Участниками L'arte del arco станут топовые музыканты струнно-смычкового искусства. «С каждым годом фестиваль набирает обороты, приезжают потрясающие инструменталисты. В этом году сформирован сильный состав музыкантов, которые прозвучат на фестивале», - отметил Рустем Абязов. Хедлайнером фестиваля выступит всемирно известный скрипач, признанный «королем цыганской скрипки», Роби Лакатош из Бельгии. По словам художественного руководителя La Primavera, это фееричный музыкант, который играет и классику, и собственные произведения. «Цыганская скрипка - вполне понятное явление. Цыгане с большой охотой играют на этом инструменте, среди них есть потрясающие композиторы. Другое дело - некоторые классические музыканты относятся к их музыке с некоторым пренебрежением», - отметил Р. Абязов. В качестве примера он привел «Чардаш» Монти - произведение, написанное в 1904 году, до сих пор любимое во всем мире. Вместе с Роби Лакатошем в Казань приедет лучший в мире цимбалист Ено Иштван Листеш из Венгрии. На втором концерте казанцы смогут услышать одного из лучших российских альтистов Илью Гофмана и итальянского скрипача Доменико Нордио, который уже выступал с оркестром прежде. Нордио в своем видеообращении выразил уверенность, что предстоящий фестиваль пройдет великолепно. На закрытии фестиваля в Казани выступит Государственный квартет имени М. И. Глинки. «Еще не состоявшийся фестиваль можно будет считать удавшимся, если все эти музыканты приедут», - отметил с улыбкой художественный руководитель La Primavera. Такую оговорку с «если» Рустем Абязов сделал неспроста - наверняка любители классической музыки и поклонники оркестра не забыли случай со скрипачом Жилем Апапом, который не смог приехать на концерт в рамках предыдущего фестиваля из-за того, что не успел сделать визу. Ситуация оказалась непростой, но оркестру тогда удалось найти выход в самый последний момент благодаря замечательному Денису Шаповалову. Да и прославленный виртуоз-скрипач все же посетил столицу Татарстана, правда, уже в нынешнем сезоне, и покорил сердца казанцев. «Пока все идет по плану», - добавил Рустем Абязов. По традиции, профессионалы высокого класса в рамках фестиваля проведут мастер-классы - в детских музыкальных школах NN 5 и 1. В ходе пресс-конференции Рустем Абязов рассказал, что была идея пригласить в следующем году на фестиваль всемирно известного скрипача Дэвида Гарретта. «Когда его агенты начали называть условия, мы сразу прекратили переговоры, - отметил он. - Есть музыканты, которые выступают из любви к искусству, а есть те, которые ездят только ради денег. Думаю, Гаррет относится к последним». Премьеры Особо стоит остановиться и на программе фестиваля. «Мы всегда стараемся знакомить публику с произведениями, которые либо редко, либо вообще никогда не звучали ни в Казани, ни в Татарстане», - сказал Рустем Абязов, добавив, что программа юбилейного L'arte del arco особенно богата на премьеры. В первом отделении на открытии фестиваля Роби Лакатош и Рустем Абязов исполнят «Времена года» А. Вивальди - 4 концерта для скрипки с оркестром. Второе отделение - эксклюзивная программа, в том числе «Две гитары» И. Васильева и собственные произведения Роби Лакатоша - Ave Maria, SK Paraphrase. На втором концерте Доменико Нордио исполнит классический скрипичный репертуар – Рондо для скрипки с оркестром A-dur Шуберта, Интродукцию и рондо-каприччиозо для скрипки с оркестром Сен-Санса и рапсодию «Цыганка» Равеля. Альтист Илья Гофман из Москвы, в свою очередь, представит казанской публике Скрипичную сонату Франка в переложении для альта с оркестром (аранжировка Л. Гофмана). «Оркестровка сделана таким образом, что соната потрясающе звучит, но трудно исполнима для оркестра. Нам предстоит работа - нужно будет попытаться в оркестре передать фортепианное звучание, которое есть в оригинале», - пояснил художественный руководитель La Primavera. Еще одной премьерой для жителей города станет Скерцо для альта с оркестром Брамса, также в аранжировке Л. Гофмана. «Чисто альтового репертуара не очень много, и альтисты всегда стараются найти ходы и часто исполняют скрипичные произведения. Илье Гофману повезло, потому что его отец композитор, который делает для него блестящие аранжировки», - пояснил Рустем Абязов. В завершении L'arte del arco прозвучат «Итальянская серенада» Вольфа и квартет «Смерть и Дева» Шуберта в исполнении Государственного квартета им. М. И. Глинки, а также «Радиф» Книппера, Young Apollo Б. Бриттена - уже совместно с La Primavera. «L'arte del arco - академический фестиваль, и мы осознанно стараемся не делать каких-то экспериментов, а поразить слушателя блестящими исполнителями и интересной программой», - отметил художественный руководитель казанского камерного оркестра. О театре, попсе и профессионализме дирижера Помимо вопросов, связанных с предстоящим фестивалем, студенты и журналисты активно интересовались жизнью и деятельностью художественного руководителя оркестра. Рустем Абязов рассказал о любви к театру, о том, как определить профессионализм дирижера и слушает ли он современную музыку. *** «Я заядлый театрал. На днях посетил открытие камерного театра «Сдвиг». Хотя они показали капустник, я понял, что хочу пойти на их спектакль, может, в ближайшие дни». *** «К попсе, особенно российской, отношусь с пренебрежением. Есть западные представители попсы, которые меня вполне удовлетворяют. Если говорить о современной классической музыке, есть потрясающие композиторы, а есть экспериментаторы, которые мне не очень интересны». *** «Кажется, что дирижер ничего не делает, на самом деле это не так. Были попытки создать оркестры без дирижера, в том числе и в нашей стране. Но они не увенчались успехом. Должен быть человек, вокруг которого все вертится и который может, в хорошем смысле, навязать свою волю, чтобы музыканты исполняли произведение так, как нужно дирижеру. В этом вся сложность. Если при этом дирижер интересен как музыкант, он может через оркестр передать свои мысли и идеи и интерпретацию произведения, это уже профессионально. Но это дело тонкое, тоньше, чем Восток». Вернуться назад Новости рубрики
|
|