Мушкетеры Татарстана: возвращениеСпорт    15 марта 2017, 09:37
ПЕРВЫЙ СМОТР НОВОГО ОЛИМПИЙСКОГО ЦИКЛА Представительство Татарстана можно назвать десятой частью от всей российской делегации на первенстве Европы. Шпажисты Рафаэль Загитов и Элла Миннуллина, рапиристки Аделя Абдрахманова и нынешний лидер татарстанского фехтования Марта Мартьянова выступали в соревнованиях, чьи лучшие представители имеют очевидные шансы оказаться в составе олимпийской команды в Токио-2020. Всего на старты поехало 45 российских фехтовальщиков. Наиболее успешным для татарстанских спортсменов стал старт рапиристок-юниорок. В финале встретились Мартьянова и Абдрахманова, и Марта победила Аделю. В итоге и «золото» и «серебро» осталось в копилке татарстанских фехтовальщиц. Они же, объединившись в составе сборной команды, выиграли золотую медаль. Загитов стал серебряным призером командных соревнований, в личном разряде финишировав на 29 месте. Миннулин стала в личных соревнованиях 52-й. В итоге три золотые и две серебряные медали татарстанских фехтовальщиков по итогам соревнований. «Крайняя» на данный момент представительница Татарстана в олимпийской сборной страны – это рапиристка Камилла Гафурзянова, которая завоевала командное «серебро» на Олимпиаде 2012 года в Лондоне. Увы, она во вполне боеспособном возрасте, по разным причинам (травмы, замужество, переезд в другую страну), завершила спортивную карьеру и пытается начать тренерскую. Правда, в США, где она теперь проживает с супругом. Хотя, на Олимпиаде 2016 года татарстанское фехтование не осталось без своего воспитанника – саблист Илья Мокрецов выступал за команду Казахстана. До Гафурзяновой был восьмилетний перерыв, когда на Олимпиаде 2004 года выступил шпажист Илья Радугин, которому совсем немного не хватило до медали в командном турнире, тогда россияне финишировали четвертыми. Эти два фехтовальщика и являются до сих пор наиболее успешными в «российской» истории казанской школы фехтования. Которая, как ни крути, уступает советской. Где есть три олимпийские чемпионки – Наиля Гилязова, Валентина Никонова, и, увы, покойная Ольга Князева. Были члены сборной СССР – Эльбрус Баянов, Ольга Вощакина, Ильдар Шаймарданов, выступавшие за сборную страны, попасть в которую, образно говоря, было в 15 раз тяжелее, чем в команду России. «ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ» Первые десять лет, которые прошли с развала СССР, не стали и не могли стать для казанской школы фехтования года периодом расцвета. В девяностые мы достаточно быстро исчерпали тот запас, который наработали во времена Союза, и в конце двадцатого века кандидатом в сборную России был только Айрат Абдульманов.
Хотя, надо понимать, что и на ресепшн платили не миллионы. Тем не менее, складывалось стойкое убеждение, что в Казани есть хорошая тренерская школа, способная доводить юных спортсменов до составов юниорских и молодёжных команд, но помочь преодолеть спортсмену перейти из «детско-юношеского» во взрослое фехтование, у нас практически никто не мог. Таких тренеров не было, а какие были, увы, покинули Казань. Как, например, Александр Кислюнин, первый наставник Наили Гилязовой, который со своим сыном Виталием Кислюниным подготовил практически весь состав женской олимпийской сборной России по шпаге, стартовавшей в Рио-2016. В последние годы ситуация меняется к лучшему. Еще не сошло с фехтовальных дорожек старшее поколение – Великанов, Александр Падеров, Елена Шашарина, хотя Падеров уже совмещает спортивную карьеру с тренерской. КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА СЕЙЧАС? Нынешнюю ситуацию надо сравнивать с тем, что было пять-десять лет назад, а у нас почему-то стремятся сравнивать с мировыми брендами. Хоккей, как в Канаде, футбол, как в Англии, баскетбол, как в США. Погода, как в Майами, сервис, как «Хилтоне», когда окружающее должно быть самого высшего разряда, и по самому высшему уровню. Себя же никто не сравнивает с мировыми брендами, мужчины со Шварценеггером, женщины - с Анжелиной Джоли. Виктория Алексеева, Ирина Елесина, Марта Мартьянова - это надежды фехтовального Татарстана в рапире, Богдан Богоявленский, Рамиль Гайсин, тот же Великанов – это шпажисты, на которых мы продолжаем рассчитывать. Женская рапира и мужская шпага, исторически сильные дисциплины, по которым казанская школа фехтования готовила и продолжает готовить сильных спортсменов в «промышленных» масштабах. Тут же надо будет оговориться, что и спортсмены и тренеры, за редким исключением в лице Вощакиной, приехавшей в Казань из Новосибирска в достаточно юном возрасте, все они свои, местные, казанские. Если сравнивать положение дел в фехтовании в такой плоскости, то получится, что Татарстан конкурентоспособен.
Не так, как футболом-хоккеем, конечно, но вполне сносно, по сравнению со многими остальными олимпийскими дисциплинами. Не многие расщедриваются на призовой фонд в миллион долларов для победителей чемпионата мира.
Украинка Ольга Харлан, американка Мариэль Загунис такие же победительницы Олимпиады в Рио, как и российские чемпионки Яна Егорян или София Великая, пусть они остались без золотых медалей, зато в моральном плане были на высоте. И в этом отношении отобраться в нынешний состав сборной России не менее сложно, чем в победоносный состав команды СССР, попадание в который практически гарантировало медаль на международных соревнованиях. Данила Багров Вернуться назад Новости рубрики
|
|