Илья Гофман: Не люблю внимания и рад заниматься музыкой, потому что на сцене ты инструмент

Интервью    18 марта 2017, 14:02
Илья Гофман: Не люблю внимания и рад заниматься музыкой, потому что на сцене ты инструмент
Юбилейный международный фестиваль L'arte del arco в самом разгаре. Сегодня музыкальный десант в составе Казанского камерного оркестра Lа Primavera, итальянского скрипача Доменико Нордио и альтиста из Москвы Ильи Гофмана выступит в органном зале Набережных Челнов

Аналогичную программу музыканты представили вчера в Большом концертном зале им. С. Сайдашева в Казани. В этот вечер прозвучали Симфониетта для струнного оркестра Русселя и Скрипичная соната в переложении для альта с оркестром Франка (аранжировка Л. Гофмана). Во втором отделении казанцы услышали Рондо для скрипки с оркестром Шуберта, Скерцо для альта с оркестром Брамса в аранжировке Л. Гофмана, а также Интродукцию и рондо-каприччиозо для скрипки с оркестром Сен-Санса и Расподию «Цыганка» для скрипки с оркестром Равеля (два последних – оркестровка Р. Абязова). На бис вышли об приглашенных солиста.

Юбилейный фестиваль стартовал 15 марта в Казани. Искусство смычка слушателям продемонстрировал «Король цыганской скрипки» Роби Лакатош (Бельгия). Концерт прошел с участием еще одного гостя – цимбалиста из Венгрии Ено Иштвана Листеша.

Уже на следующий день очередной концерт в рамках фестиваля состоялся в Нижнекамске. А завершится L'arte del arco 19 марта концертом с участием Государственного квартета имени Глинки из Москвы.

Стресс на сцене и рамки классического произведения

Как отметил на пресс-конференции в день открытия фестиваля художественный руководитель оркестра Lа Primavera Рустем Абязов, в этом году «удалось собрать роскошную команду исполнителей».

Так, итальянец Доменико Нордио регулярно выступает с лучшими оркестрами в самых престижных концертных залах мира: от нью-йоркского «Карнеги-холла» до токийского «Сантори-холла». Российские любители классической музыки также хорошо знакомы с Доменико Нордио, который помимо всего прочего является профессором Национальной академии Св. Цецилии в Риме. С первым сольным концертом он выступил в 10 лет. В 16 лет он выиграл Международный конкурс им.Дж. Б. Виотти, а через год оказался в тройке призеров конкурса молодых музыкантов «Евровидение».

Талантливый скрипач уже знаком с казанским камерным оркестром, поскольку приезжал в столицу Татарстана прежде. «Я хорошо помню, что в Казани принимают очень тепло, здесь великолепный зал, и рад снова выступить с этим великолепным оркестром», - поделился впечатлениями на пресс-конференции Доменико Нордио.

Он также рассказал, что находясь на сцене, музыкант испытывает стресс. Но гораздо хуже, если его нет. Как пояснил Доменико Нордио, нужно быть внимательным и сконцентрированным, чтобы исполнить произведение правильно и качественно. Особенно этого требуют классические произведения, когда музыкант загнан в определенные рамки, а это, в свою очередь, стресс. «Мне нравится находиться на сцене, может быть, даже больше, чем исполнять музыку. Когда я был молодым, исполнение произведений для меня было сродни спорту. Сейчас, когда я стал более опытным, могу сказать, что это часть выражения себя», - сказал музыкант.

О мультидисциплинарности родителей и человеке Ренессанса

Альтист Илья Гофман – выпускник МССМШ им. Гнесиных и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В  начале 2000-х он становился победителем международного конкурса Gaetano Zinetti, Венского международного конкурса, лауреатом премии Сэра Георга Шолти. В качестве исполнителя и композитора Илья Гофман участвовал во многих международных фестивалях. У него большой опыт преподавания – Илья работал в МССМШ им. Гнесиных, давал мастер-классы в Канаде, Швейцарии, Франции.

Мастер-классы солистов фестиваля для учеников детских музыкальных школ и студентов-музыкантов - одна из особенностей L'arte del arco. И Доменико Нордио, и Илья Гофман с радостью поделились с юными музыкантами Казани своим опытом.

«На мастер-классе я больше говорил о ремесле, а не о музыкальных красотах, попытался успеть за короткое время сказать ребятам что-то такое, что бы помогло им в дальнейшем в музыкальных поисках, - рассказал Илья Гофман. -

Может быть, со стороны мастер-класс не был интересным, потому что мы говорили об очень специфических вещах – о прикосновении к струне, о количестве канифоли, о функциях пальцев правой руки и их влиянии на звуковую палитру и артикуляцию. Интересно, что кто-то схватывает моментально – такое ощущение, что я просто дал им разрешение на то, чтобы играть хорошо».

По признанию музыканта, на фестивале ему вполне комфортно. «Могу честно сказать, что я чувствую себя лучше, чем рассчитывал – по ощущению на сцене, по музыкальной свободе, когда в процессе выступления позволяешь себе экспериментировать. У меня так бывает не всегда».

В свое время Илья Гофман наряду с музыкой увлекался математикой, и к 20 годам в зарубежных научных журналах вышли его статьи по комбинаторной геометрии. Однако это увлечение уже позади.

«Мне кажется, что сейчас возвращается человек Ренессанса и мультидисциплинарность. Это то, к чему надо стремиться, - отметил И. Гофман. -

Я не верю в такое явление, как мультизадачность, сам я могу успеть и сделать мало. Тем не менее, я попытался прикоснуться к разным областям – не только к комбинаторной геометрии, но и другим. Я в этом видел некий прообраз свободы. Мы живем в системе ограничений, это некая норма. И выйти за рамки пути, не сбившись с него, всегда казалось сверхзадачей.

Я разочарован собой, тем, что мне не удалось сделать этого в том объеме пока. Но с появлением детей я понял, что вообще все родители мультидисциплинарные в какой-то степени».

Один из эпизодов биографии музыканта связан с обвинениями в хакерстве. «Я не рассказываю эту историю на концертах. У меня был выбор, идти в народ с этой «трогательной историей», которая так хорошо продается, или нет. Но потом я подумал, что мне рановато сдаваться. Когда у человека нет в руках нормального продукта, он начинает продавать себя, рассказывать про то, как он хорошо играет в футбол, теннис. Или что он хакер. Или о каких-то еще достижениях светского или маргинального плана - все, что угодно. Понимаю, что в шоу-бизнесе так работают. Я пока не в шоу-бизнесе, и когда у меня был выбор, я его сделал. Хотя я не осуждают тех, кто в шоу-бизнесе, среди них есть известные имена, которые заслуженно обладают авторитетом и при этом они занимаются параллельно «хождениями в народ», - говорит Илья Гофман.

По признанию Ильи, он не любит внимания. «Это не значит, что я не получаю от него удовольствия. Вот вы берет у меня интервью. Наверное, это приятно, но сказать, что я люблю себя в этой роли, не могу, - сказал музыкант. - Я рад, что занимаюсь музыкой – когда ты выходишь на сцену, тебя нет. Ты все-таки инструмент, как бы ни участвовал в процессе эмоционально. Ты субординирован задачей. Мне кажется, что высшее, что может произойти с человеком, - быть субординированным какой-то задачей, чтобы сказать, что есть что-то больше меня. А что это, каждый выбирает сам».



Вернуться назад






Новости рубрики

18.07.2024 Андрей Егоров: В парламент надо идти работать, а не за значком депутата Какие проблемы остаются в сфере обращения с коммунальными отходами, как депутаты совершенствовали механизмы расселения аварийного жилья и что делается для...
10.07.2024 Леонид Якунин: Во время работы парламента 6 созыва ситуация в экономике была неординарной О расходовании бюджетных средств, налоговых льготах для промпарков и самозанятых, финансировании из федеральной казны проектов в Татарстане в интервью главному...
04.07.2024 Марат Галеев: «Была установка: кто выживет, тот выживет. В Татарстане была иная политика» О том, как вовремя принятые законы влияют на экономику, как республике удалось сохранить ключевые предприятия, о командной работе с Правительством Татарстана и...




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх