«Строить запретить нельзя»Общество    19 апреля 2017, 09:18
Расскажу о том, как разбираются с мусором во Франции. Точнее, разбирают. Каждый дом, или по российским меркам, коттедж, имеет в своём распоряжении два контейнера: серого и зелёного цвета. В первый отправляются пакеты с пищевыми отходами и мелким бытовым мусором, включая памперсы и санитарно-гигиенические принадлежности. Во втором контейнере имеются два отделения: для стеклянных предметов (бутылки из-под масла, алкоголя, соков, конфитюров, йогуртов, соусов, а также флаконы от духов и баночки из-под косметики) и для тех предметов, которые могут быть подвергнуты вторичной переработке (все виды картона и бумажной продукции, кроме обоев; пластиковые бутылки без крышек, металлические банки из-под пива, консервов и аэрозолей). Никаких напоминаний не требуется, разделение мусора происходит автоматически. Оно и понятно: ещё в 1884 году префект департамента Сены, ныне Париж, Евгений Пубель ( Eugene Poubelle) организовал зоны для мусора с предварительным его распределением по разным контейнерам. Справедливости ради отмечу, что эта инициатива прижилась не сразу всего лишь потому, что ещё не были придуманы гипермаркеты, и соответственно, не сложилось общество потребления. Мировая экономика также находилась в зачаточном состоянии.
-Осторожней, когда будешь выходить, - однажды предупредила, будучи у меня в гостях моя сестра. – Там у тебя в контейнерах, похоже, бомжи что-то ищут... У тех « бомжей» были жёлтые опознавательные жилеты, электронные планшеты и машинки для выдачи штрафных предупреждений. Такого рода проверки проходят примерно раз в три месяца. Инспекторы самым банальным образом проверяют содержимое контейнеров, выставленных возле домов. Здесь стоит пояснить, что забор мусора происходит везде по-разному. В каждом городе есть на этот счёт свои установки и распоряжения. Как правило, южные туристические зоны, обслуживаются каждый день. Большой мусорный грузовик проезжает либо ночью, либо очень рано утром, и оставляет туристов и жителей морских городов с чистыми свободными тротуарами и пешеходными зонами. В маленьких городах, как правило, мусор забирается раз в неделю, например, по пятницам в первой половине дня. Это значит, что с вечера хозяева должны выкатить свои два разноцветных контейнера на тротуар, и в течение дня забрать их обратно.
На каждом из контейнеров имеется свой регистрационный номер и почтовый адрес. Если нарушение повторится, штраф начинается от 124-х евро. Как правило, доля таких сборов, по сравнению скажем с дорожными штрафами, ничтожно мала и составляет всего лишь 0,3 %. У тех, кто живёт в квартирах, принцип тот же, за исключением того, что мусорные контейнеры находятся в специально отведённой зоне на первом этаже, а консьерж следит за их наполнение и вывозом. В крупных городах, с населением от 100 тысяч и выше, всё чаще подобное выставление контейнеров для мусора на тротуар, уходит в прошлое: это неудобно прохожим, затрудняет передвижение мам с колясками и людей с ограниченными возможностями и, в конце концов, не добавляет привлекательности городской панораме. Решение было найдено несколько лет назад и вполне успешно внедряется в жизнь: контейнеры гораздо больших размеров устанавливаются под землёй.
Когда подъезжает грузовик, ограничительные столбики уходят под землю, контейнеры поднимаются наверх и возвращаются пустыми на свои исходные позиции. Несколько минут спустя улица снова чиста и свободна для передвижения. Что куда выбросить – в этом не ошибётся даже пятилетний ребёнок. Именно с этого возраста в садике у них проходят занятия по tri selective (разделению мусора).
В коммерческих центрах, на предприятиях и улицах городов установлены прозрачные урны с двумя отделениями. Пакеты в них меняются каждые два часа, согласно санитарно-гигиеническим нормам. А прозрачные они со времён крупного теракта в Париже, совершённого в начале 90-х годов прошлого века: бомба находилась в закрытой урне. Старые перегоревшие лампочки, батарейки можно сбросить в специальный контейнер, который находится в мэрии и любом коммерческом центре. Сломанный телевизор, утюг и прочую технику, а также траву, которую вы постригли газонокосилкой в вашем саду, придётся отвезти в ближайшую зону сбора некондиционного мусора, не забыв захватить с собой специальный бэйдж, подтверждающий ваше местожительство. Вещи можно отвезти в контейнер, из которого раз в неделю их забирают, ремонтируют, если это требуется и раздают нуждающимся. Ненужные или просроченные лекарства необходимо отнести в аптеку. Первые пойдут в ассоциации типа Красного Креста, вторые в специальную утилизацию. Некоторые регионы пытаются ввести дополнительный налог на сбор мусора по весу, установив определённый лимит и повышение оплаты за его превышение. Но французы, попавшие в колесо высокой безработицы, невиданной до этого в истории страны, реагируют на нововведения крайне негативно. Скорее всего, эта инициатива не приживётся, по крайней мере, пока. Всё больше био-магазинов предлагает товар с меньшим количеством упаковки. Памперс, который можно неоднократно постирать – тоже совсем не редкость. Вы забыли зонт, а на улице случился ливень? В ближайшем кафе или магазине можно бесплатно взять зонт, а вернуть его уже в ближайшее к вам заведение. Co-voiturage (совместные поездки на одной машине в одном направлении), использование велосипедов, электрические машины Тесла и автобусы без бензина – всё это часть ежедневной культуры бытия и быта, являющаяся нормой для французов, ещё несколько веков назад выплёскивающих туалетное ведро в окна. В следующем материале я расскажу вам о том, как функционируют заводы по переработке мусора во Франции, каковы их принципы действия, насколько опасны они для жителей близлежащих домов и экологии в целом.
Вы ознакомитесь с цифрами, фактами, опытом –сыном ошибок трудных, посмотрите фотографии. Надеюсь, что это поможет поставить запятую в нужном месте в «Строить нельзя запретить»... Напомним, 10 аперля в «Смене» состоялась открытая дискуссия о возможном строителеьстве мусоросжигающегозавода под Казанью. Елена Иванова-Sarazin, Свободный журналист во Франции Вернуться назад Новости рубрики
|
|