«Строить запретить нельзя»

Общество    19 апреля 2017, 09:18
Фото: Елена Иванова-Sarazin
Фото: Елена Иванова-Sarazin
В Казани очень активно идёт обсуждение строительства нового мусороперерабатывающего завода. Мнения полярно противоположные: от полной поддержки до категорического отрицания. И те, и другие выступают в защиту экологии и заботятся о будущем нашей планеты. Те, кто «за» уверены, что дышать станет легче, мусора меньше, в домах и на улицах чище. Те, кто против – что продукция жизнедеятельности этого завода только ухудшит и без того сложную экологическую обстановку. Иными словами, получаем классическое «Строить запретить нельзя»

Расскажу о том, как разбираются с мусором во Франции. Точнее, разбирают.

Каждый дом, или по российским меркам, коттедж, имеет в своём распоряжении два контейнера: серого и зелёного цвета. В первый отправляются пакеты с пищевыми отходами и мелким бытовым мусором, включая памперсы и санитарно-гигиенические принадлежности.  Во втором контейнере имеются два отделения: для стеклянных предметов (бутылки из-под масла, алкоголя, соков, конфитюров, йогуртов, соусов, а также флаконы от духов и баночки из-под косметики) и для тех предметов, которые могут быть подвергнуты вторичной переработке (все виды картона и бумажной продукции, кроме обоев; пластиковые бутылки без крышек, металлические банки из-под пива, консервов и аэрозолей).

Никаких напоминаний не требуется, разделение мусора происходит автоматически.

Оно и понятно: ещё в 1884 году префект департамента Сены, ныне Париж, Евгений Пубель ( Eugene Poubelle) организовал зоны для мусора с предварительным его распределением по разным контейнерам. Справедливости ради отмечу, что эта инициатива прижилась не сразу всего лишь потому, что ещё не были придуманы  гипермаркеты, и соответственно, не сложилось общество потребления. Мировая экономика также находилась в зачаточном состоянии.

Понадобилось ровно девяносто (!) лет, чтобы во Франции селекция мусора приняла законодательные формы, а их несоблюдение преследовалось  немалыми штрафами.

-Осторожней, когда будешь выходить, - однажды предупредила, будучи у меня в гостях моя сестра. – Там у тебя в контейнерах, похоже, бомжи что-то ищут...

У тех « бомжей» были жёлтые опознавательные жилеты, электронные планшеты и машинки для выдачи штрафных предупреждений. Такого рода проверки проходят примерно раз в три месяца. Инспекторы самым банальным образом проверяют содержимое контейнеров, выставленных возле домов. Здесь стоит пояснить, что забор мусора происходит везде по-разному. В каждом городе есть на этот счёт свои установки и распоряжения. Как правило, южные туристические зоны, обслуживаются каждый день. Большой мусорный грузовик проезжает либо ночью, либо очень рано утром, и оставляет туристов и жителей морских городов с чистыми свободными тротуарами и пешеходными зонами.

В маленьких городах, как правило, мусор забирается раз в неделю, например, по пятницам в первой половине дня. Это значит, что с вечера хозяева должны выкатить свои два разноцветных контейнера на тротуар, и в течение дня забрать их обратно.

Если инспектор обнаружит, что в баках есть некондиционные материалы или старые журналы оказались в пищевых отходах, будет выписано предупреждение с приложенной фотографией.

На каждом из контейнеров имеется свой регистрационный номер и почтовый адрес. Если нарушение повторится, штраф начинается от 124-х евро. Как правило, доля таких сборов, по сравнению скажем с дорожными штрафами, ничтожно мала и составляет всего лишь 0,3 %.

У тех, кто живёт в квартирах, принцип тот же, за исключением того, что мусорные контейнеры находятся в специально отведённой зоне на первом этаже, а консьерж следит за их наполнение и вывозом. В крупных городах, с населением от 100 тысяч и выше, всё чаще подобное выставление контейнеров для мусора на тротуар, уходит в прошлое: это неудобно прохожим, затрудняет передвижение мам с колясками и людей с ограниченными возможностями и, в конце концов, не добавляет привлекательности городской панораме. Решение было найдено несколько лет назад и вполне успешно внедряется в жизнь: контейнеры гораздо больших размеров устанавливаются под землёй.

У каждого жителя конкретного квартала  имеется электронная карта доступа, достаточно приложить её к небольшому столбу, как приоткрывается небольшой лаз, куда опускаются мешки с мусором, сбрасывается стеклотара и вышеперечисленная бумажная продукция.

Когда подъезжает грузовик, ограничительные столбики уходят под землю, контейнеры поднимаются наверх и возвращаются пустыми на свои исходные позиции. Несколько минут спустя улица снова чиста и свободна для передвижения.

Что куда выбросить – в этом не ошибётся даже пятилетний ребёнок. Именно с этого возраста в садике у них проходят занятия по tri selective (разделению мусора).

Дети запоминают и осознают впечатляющие цифры: 28 580 пластиковых бутылок из-под воды после переработки превращаются, например, в 1800 тёплых джемперов. А из 21 980 консервных банок получается 3 автомобиля!

В коммерческих центрах, на предприятиях и улицах городов  установлены прозрачные урны с двумя отделениями. Пакеты в них меняются каждые два часа, согласно санитарно-гигиеническим нормам. А прозрачные они со времён крупного теракта в Париже, совершённого в начале 90-х годов прошлого века: бомба находилась в закрытой урне.

Старые перегоревшие лампочки, батарейки можно сбросить в специальный контейнер, который находится в мэрии и любом коммерческом центре. Сломанный телевизор, утюг и прочую технику, а также траву, которую вы постригли газонокосилкой в вашем саду, придётся отвезти в ближайшую зону сбора некондиционного мусора, не забыв захватить с собой специальный бэйдж, подтверждающий ваше местожительство.  Вещи можно отвезти в контейнер, из которого раз в неделю их забирают, ремонтируют, если это требуется и раздают нуждающимся. Ненужные или просроченные лекарства необходимо отнести в аптеку. Первые пойдут в ассоциации типа Красного Креста, вторые в специальную утилизацию.

Некоторые регионы пытаются ввести дополнительный налог на сбор мусора по весу, установив определённый лимит и повышение оплаты за его превышение. Но французы, попавшие в колесо высокой безработицы, невиданной до этого в истории страны, реагируют на нововведения крайне негативно. Скорее всего, эта инициатива не приживётся, по крайней мере, пока.

Всё больше био-магазинов предлагает товар с меньшим количеством упаковки. Памперс, который можно неоднократно постирать – тоже совсем не редкость. Вы забыли зонт, а на улице случился ливень? В ближайшем кафе или магазине можно бесплатно взять зонт, а вернуть его уже в ближайшее к вам заведение. Co-voiturage (совместные поездки на одной машине в одном направлении), использование велосипедов, электрические машины Тесла и автобусы без бензина – всё это часть ежедневной культуры бытия и быта, являющаяся нормой для французов, ещё несколько веков назад выплёскивающих туалетное ведро в окна.

В следующем материале я расскажу вам о том, как функционируют заводы по переработке мусора во Франции, каковы их принципы действия, насколько опасны они для жителей близлежащих домов и экологии в целом.

Заранее отмечу, что мусороперерабатывающий завод, построенный с соблюдением всех технических норм, представляет опасность не большую, чем чихающий в соседнем квартале автомобиль.

Вы ознакомитесь с цифрами, фактами, опытом –сыном ошибок трудных, посмотрите фотографии. Надеюсь, что это поможет поставить запятую в нужном месте в «Строить нельзя запретить»...

Напомним, 10 аперля в «Смене» состоялась открытая дискуссия о возможном строителеьстве мусоросжигающегозавода под Казанью. 

Елена Иванова-Sarazin,

Свободный журналист во Франции



Вернуться назад






Новости рубрики

26.08.2025 Единороссы продолжают мониторить объекты сферы образования Перед началом нового учебного года партдесант проверяет реализацию народной программы
25.08.2025 Партдесант единороссов проверяет образовательные учреждения перед началом учебного года Их строительство, ремонт и обновление ведётся в рамках народной программмы партии
20.08.2025 Молодогвардейцы развернули флаги России на катерах Акция прошла при поддержке Татарстанского реготделения «Единой России»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх