Разделять и перерабатыватьОбщество    11 мая 2017, 10:12
Идея на десять тысяч – Зарема, что собой представляет движение, организатором которого вы являетесь? – Мы – городское сообщество, созданное для популяризации экологичного образа жизни. Ежемесячно мы проводим акции по раздельному сбору мусора. Каждая такая акция включает в себя лектории и мастер-классы по тому, какие виды отходов подлежат переработке, как их нужно сортировать, как читать маркировку изделий из пластика… У сообщества два организатора – я и моя подруга Рената Насыбуллина. Информацию об акциях распространяется через чат экоактивистов Казани. Людей, стабильно участвующих во всех мероприятиях, не меньше двадцати пяти. – У сообщества есть спонсоры? – Когда только запускали проект, мы с Ренатой подали заявку на участие в конкурсе «Гонка идей». Есть такая «Карта инициатив Татарстана», где любой желающий может выступить с инициативой по улучшению жизни в городе, а все просматривающие сайт поддержать ее.
К сожалению, из-за логистических трудностей он недавно закрылся. Кроме этого случая никакой материальной поддержки мы ни от кого никогда не получали. Единственно, администрация города всегда откликается на просьбы помочь с проведением субботников, выделяет технику. За это ей большое спасибо. – И сколько сегодня пунктов приема отходов по городу? – Около трехсот. Большинство пунктов внешне представляют собой специальные сетки для ПЭТ-бутылок. Таковыми являются любые прозрачные пластиковые бутылки. Есть пункты по приему бумаги и картона. Кроме того в городе открываются коммерческие пункты приема вторсырья. Вы наверняка видели по городу такие вагончики-бытовки зеленого цвета. Это пункты приема компании «Чистая среда». Мусорная солянка – Я читал материал с руководителем «Чистой среды» Яном Наумовым, из которого узнал, что за килограмм макулатуры компания дает всего четыре рубля… – Сдача вторсырья физическими лицами не предполагает заработка. У материального поощрения есть альтернатива – осознание того, что ты помогаешь сохранить природу, нормальную экологическую обстановку. Все, наверное, хотят жить в красоте и чистоте, а не в мусоре. И потом, вряд ли цена, по которой «Чистый город» дальше реализует макулатуру превышает 20 рублей за килограмм. А ведь в пунктах приема сидят люди, которые принесенное вами сырье, не обязательно бумагу, складируют, сортируют, прессуют на специальном оборудовании… Все это стоит денег. Окупаются такого рода предприятия не быстро. – Допустим, я привез на пункт гору всякого мусора. Я реально могу его весь на пункте рассортировать и сдать? – Все в одном месте сдать не получится. Есть перечень того, что подлежит сбору и что не подлежит. Мы на мастер-классах показываем пакет с различным мусором. Потом спрашиваем: «Как вы думаете, что из этого подлежит переработке?» Оказывается, что не так уж и много.
Поэтому многие люди уходят из коммерческих пунктов приема разочарованными. Точно можно сдать бумагу, картон и пластиковые ПЭТ-бутылки, полиэтиленовые пакеты. Другие виды сырья, например, полипропиленовые пакеты (упаковку), тоже подлежат переработке, но местные приемщики ими не занимаются. Эта фракция практически нерентабельна из-за того, что одна этикетка может испортить всю партию и нужно досортировывать, вырезать бумажные этикетки на этапе сортировки, если это не сделано на этапе сбора. Но нам все же удалось найти приемщиков и мы готовы на наших ежемесячных акциях принимать и полипропиленовые упаковки без этикеток в отдельном пакете – А где находятся предприятия переработки? – Это зависит от того, с кем у кого какие контракты. Может быть, кому-то выгоднее из Казани вести в Нижний Новгород. Но вообще у нас в Татарстане много предприятий такого формата. В Зеленодольске есть завод по переработке ПЭТ-бутылок, в Казани – два комбината, делающие туалетную бумагу из макулатуры. Скупые десятые – В 90-е годы принимали стеклянные бутылки. Причем по адекватным ценам – по 30, 50 и даже 80 копеек, в зависимости от объема и сложности изготовления. Почему сейчас стеклотара не востребована? – Я не застала то время, но, мне кажется, тогда эти бутылки использовались как оборотная тара, иначе говоря, в них повторно разливали пиво или газировку, а сейчас нет. В Казани есть одна компания, принимающая стеклотару. Туда нужно ехать самим и принимают они по дешевке. Те же 30 копеек, что и в 90-е годы. Стекло на фоне пластика более-менее инертно по отношению к окружающей среде, особого загрязнения не вызывает. Разве только оно представляет опасность миграции отдельных животных и человеку, имевшему неосторожность наступить на стеклянный осколок. Также стекло представляет опасность при складировании на полигоне, так как может способствовать возгоранию. Его необходимо собирать отдельно. Как и металл. – Кроме вас пропагандой раздельного сбора в Казани кто-нибудь занимается? – Насколько я знаю, нет. Во время Универсиады управляющие компании ставили контейнеры для раздельного сбора. Недавно администрация Московского района совместно с УК поставила сетки для пластика. Это их проект. Но просветительской работы никто кроме нас не проводит, а надо бы. Недостаточно просто поставить сетки. Люди по неопытности будут все делать неправильно.
– Знакомый педагог в школе собирает с детьми использованные батарейки и отвозит их после в «Икею». Но недавно ему почему-то отказали в приеме… – Есть такое. Они просто сейчас перезаключают договор с вывозящей компанией. Батарейки в России перерабатываются только на одном заводе в Челябинске. «Мегалит-ресурс» называется. Мне кажется, скоро восстановится. А пока можно сдавать батарейки в Поволжскую экологическую компанию. Там в открытом доступе стоит контейнер, куда можно положить использованные батарейки. Сразу оговорюсь, за батарейки вы никаких денег не получите, потому что их переработка - трудоемкий и очень затратный процесс. Это отходы первого класса опасности и в соответствии с поправками в закон «Об отходах производства и потребления», – они вступили в силу с начала этого года, – вся деятельность по сбору, сортировке и утилизации отходов с первого по четвертый класс опасности должна осуществляться только лицензированными компаниями. Небольшим фирмам разрешено только накапливание сырья. Сжигать нельзя перерабатывать – В апреле в городе прошел митинг против строительства мусоросжигательного завода в районе Самосыровской свалки. Ваше отношение к проекту МСЗ. – Те, кто продвигает данную идею, ссылаются на Европу, где якобы чуть ли не детские сады стоят рядом с такими заводами. Последний доклад Еврокомиссии по этому вопросу говорит об обратном. По всему миру стремятся сокращать число МСЗ, а существующие предприятия сталкиваются с серьезными санкциями. Нам говорят об установке современных фильтров, но они не в состоянии отфильтровывать некоторые вредные вещества, например, диоксины. Мое личное мнение: не хотелось бы, чтобы мусоросжигательный завод построили на территории моего города. Если уж брать пример с Европы, то нужно брать полную схему - максимальная сортировка и отказ от строительства МСЗ в пользу переработки. Алексей Егоров P.S. Уже завтра, 12 мая, в 22.10 на телеканале ТНВ новый выпуск ток-шоу "Наша Республика! Наше дело!", тема которого - готовность столицы Татарстана стать экологичски цивилизованным городом. Возможно ли создание в Татарстане серьезной природосберегающей инфраструктуры? Чему должны научиться казанцы? Об этом пойдет разговор с гостями в студии. Вернуться назад Новости рубрики
|
|