Караван с инвестициямиЭкономика    23 мая 2017, 09:56
В Казани завершился IX Международный экономический саммит «Россия – Исламский мир: KAZANSUMMIT 2017». Его участниками стали представители 53 стран, входящих в Организацию исламского сотрудничества (ОИС). Корреспондент портала «Вверх» побывал здесь и выяснил, что такое халяльная минералка, как IT-стартапы помогают бороться с религиозным экстремизмом и почему исламский банкинг так тяжело приживается на российской земле. Обычно экономические форумы в визуальном плане довольно-таки унылые мероприятия. Сотни чиновников и бизнесменов в однотонных костюмах скучают, уткнувшись в гаджеты, под мерные речи спикеров. Казанский саммит в этом плане составил яркое исключение. Восточный колорит бил здесь через край: арабы в бурнусах, смуглые пакистанцы, многочисленные представители мусульманского духовенства, и, конечно, красавицы-модели в тюрбанах и халатах.
Если серьезно, то в 2016 году мировой объем исламских активов достиг 2,1 триллиона долларов. А через три года он его рост прогнозируют до 3,2 триллионов. Около 80 процентов средства сосредоточено в странах Персидского залива, Малайзии и Ирана. Эти огромные суммы могли бы показаться далекими и абстрактными, если бы их обладатели не присутствовали на саммите. К примеру, миллиардер Мишаль Кану из Объединенных Арабских Эмиратов, входящий в топ-12 богатейших людей планеты. Казань стала первым российским городом, где он побывал. Пока бизнесмен только присматривается к нашей стране и Татарстану в частности, но отметил перспективные направления для сотрудничества: агропромышленный сектор, химия, добыча полезных ископаемых. Между тем, путь к сердцу и кошельку инвесторов можно проложить и через желудок. Открылся саммит крупнейшей в Поволжье выставкой халяльной индустрии Russian Halal Expo. У ГРК «Корстон» раскинулся шатер, уже с раннего утра принимавший усталых путников. Только колбасы здесь можно было отведать несколько десятков видов - от куриной до конского казылыка.
На выставке предлагали сыры, мороженное, сладости, выпечку, чай, капсулы для лекарств и даже пейнтбольные шарики. В чем же их особенность? Если коротко, то халяльная продукция должна быть изготовлена при идеальных санитарно-гигиенических условиях и без использования искусственных консервантов, красителей и прочей «химии». Останавливаюсь у стенда с минеральной водой из Чувашии. Она единственная в России имеет сертификат ДУМ РТ. Казалось бы, здесь-то какие могут быть дополнительные требования? Как поясняет директор по развитию компании Ильнур Гайнуллин, у них особая технология производства. И даже запускали завод с участием муллы. - Чистить воду нельзя, химический состав бутылки не отличается от химсостава скважины, - поясняет он. – Очищенная вода все равно, что убитая. Компания «Артлайф» - единственная в России и СНГ выпускает халяльные капсулы для лекарств. Для этого используются шкуры животных, доставляемых аж из Индии. К слову, комиссия ДУМ РТ не поленилась, съездила туда и убедилась, что там соблюдаются всенормы. А из остатков сырья фирма делает пищевую краску и пейнтбольные шарики. Причем их продукция заняла две трети рынка.
Гораздо хуже, по мнению муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина, когда мусульманин покупает харамный (запрещенный к употреблению) товар, полагая, что он дозволен. Порой это происходит по вине недобросовестных производителей, готовых наклеить этикету «халяль» чуть ли не на пиво или свинину. А бывают различия в подходе к этому вопросу даже у представителей разных мазхабов (школ шариатского права). Например, ханафиты, к которым относятся татары, считают не допустимым есть креветки. А для шафиитов (Северный Кавказ) это вполне приемлемо. И таких нюансов немало. Муфтий уверен, что необходимо выработать некий общий стандарт халяль. Почетный гость саммита председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин отметил, что сейчас в мире насчитывается 1,8 миллиардов мусульман. А глобальный рынок халяльных товаров и услуг в этом году оценивается в 2,1 триллиона долларов. К 2025 году его доля во всей продукции может составить не менее 20 процентов. Причем спрос на эти продукты растет и представителей других конфессий, а также сторонников здорового образа жизни. - Татарстан в этих направлениях скорее в начале пути, - признал он, обращаясь к участникам саммита, - С вашей поддержкой, нам бы хотелось занять свою нишу на мировом рынке. В свою очередь министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов сообщил, что более тридцати предприятий Татарстана выпускают продукцию, отвечающую требованиям ислама. Более 25 из них готовы расширить производство. С выставкой халяльных товаров на саммите соседствовала презентация IT-стартапов. Здесь были представлены 50 проектов молодых предпринимателей стран ОИС. Любопытно, что отбором идей и их совершенствованием в течение года занимался казанский IT парк. В столице Татарстана у начинающих бизнесменов появилась возможность найти инвесторов. По мнению президента Молодежного форума ОИС Эльшада Искандарова, это не только вклад в развитие связей между Россией и мусульманским миром, но и профилактика экстремизма. - Эксперты проводят связь между занятостью молодежи и снижением уровнем радикализма, - сказал он. - Это научно подтвержденный показатель. Чем больше они вовлечены в предпринимательскую, культурную, спортивную деятельность, тем меньше места для радикальных организаций. Эту мысль продолжил директор IT-парка Антон Грачев.
Второй день саммита был посвящен исламскому банкингу и привлечению инвестиций. На пленарном заседании президент РТ Рустам Минниханов сообщил, что за время, прошедшее с прошлого саммита в Казани была проделана большая работа по налаживанию контактов со странами ОИС. - Только за последние полгода состоялись мои визиты, как председателя Группы стратегического видения «Россия - Исламский мир», в Турцию, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Бахрейн, Пакистан и Иран, - напомнил он. - Достигнуты практические договоренности по совместным экономическим проектам. Осуществляется реализация дорожной карты по развитию партнерского банкинга и связанных с ним финансовых услуг в Российской Федерации на период 2016–2017 гг. Расширяется круг участников, заинтересованных в создании и развитии финансовой инфраструктуры партнерского банкинга.
Например, если вы хотите купить машину, в такой организации вам не выделят привычный автокредит. Компания сама приобретет автомобиль, а затем перепродаст ее вам с маржой и в рассрочку. Но проблема в том, что в России банк по закону не может заниматься торговыми операциями. И пока это правовой барьер не удается преодолеть. Как сообщил советник председателя Банка России Алексей Симановский, сейчас вопрос рассматривают на уровне минфина РФ и Федеральной налоговой службы. - Он имеет как минимум два аспекта, -пояснил он. - Первый связан с опасениями регулятивного арбитража. Традиционному банкингу нельзя заниматься торговлей, а партнерскому станет можно. Зная «креативность» некоторых наших соотечественников, вполне резонны опасения, что они начнут пользоваться этой «дыркой в заборе». Второй аспект связан с чисто фискальными вопросами: доход бюджета — штука весьма важная. И все же, по мнению Алексея Симановского, выход из ситуации есть. - Заниматься партнерским банкингом в соответствии с действующим законодательством РФ в принципе можно, - обнадежил эксперт. - Для этого подходит такой инструмент, как доверительное управление. Другой вопрос, что об этом знают не все и знают и как раз задача нашей группы при Банке России состоит в том, чтобы эту информацию доводить до бизнес-сообщества. Президент Татарстана согласился, что развитие исламского банкинга дело непростое, требующее больших усилий. - Мы пока делаем первые шаги в данном направлении, - сказал он. - Но остальные страны уже накопили серьёзный опыт. Речь не только о мусульманских государствах. Европейские страны также используют инструменты исламского банкинга. Между тем в рамках саммита был заключён меморандум о понимании между «Банком Казани» и Банком Пенджаба (Пакистан). Михаил Тихонов Вернуться назад Новости рубрики
|
|