Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: извержение этно

Общество    02 июня 2017, 09:57
Фото: школа танцев AfroBeat
Фото: школа танцев AfroBeat
«Барабан – это весело», – подумал я в преддверии обещавшими быть скучными выходных и попросился на мастер-класс к одному из лидеров барабанной культуры в Казани Роману Курчуганову. А Роман возьми и пригласи меня на «этно тусу-концерт», где кроме барабанов предполагались и «другие инструменты»

Какая боль…

«Туса» проходила в арт-пространстве «Балкон» на Пушкина, 52. Роман усадил участников, среди которых оказались три девушки из Екатеринбурга, случайно забежавшие на вечеринку перед поездом, и начал объяснять правила игры на барабане. Барабаны были разные – цилиндрический том-том, для игры на котором нужны палочки, арабские таблы, по форме напоминающие бутоны диковинных цветов, африканские джембе - деревянные и пластиковые кубки с открытым низом и широким верхом.

Правила игры очень простые. Удар по центру барабанной мембраны – басовый. Его можно нанести так, чтобы ладонь отскочила, а можно, задержав ладонь на мембране. Тональный удар наносится полусогнутой ладонью по краю барабана. При этом по мембране ударяют кончики пальцев. Барабанные композиции любой сложности складываются из сочетания басовых и тональных ударов. Но прежде чем исполнять что-то сложное, нужно освоить простейшие сочетания, например, «треугольник» - один басовый удар, два тональных, удар одной и той же ладонью два раза подряд запрещается.

Но мне и «треугольника» для первого раза много. Стыдно сказать, тональный удар не получается. Роман, заметив, что я туплю, подошел, велел расслабиться и начал ударять моей левой рукой по барабану как плетью. Это было больно…

И, судя по заклеенному лейкопластырем пальцу на руке у Романа («вчера вечером слегка перезанимались»), боль и травмы – обычное дело у фанатов барабанного боя.

Все в твоих зубах

Пока участники вечеринки от души и с разной степенью мастерства били в барабаны, в зале появились люди, отвечающие за «другие инструменты». В нужный момент Роман попросил к микрофону первого из них – мастера игры на варгане Ильдара Гимадиева. Варган – язычковый музыкальный инструмент, который зажимают зубами для извлечения ни на что не похожих гортанных звуков. Инструмент часто ассоциируется с музыкальной культурой чукчей, алтайцев, манси... В действительности, аналогичные инструменты есть у многих, если не у всех народов.

Передать содержание концерта словами – дело безнадежное. Скажу только, что неслучайно продавцы варганов в своей рекламе делают упор на темы «космоса», «сознания», «исцеления»… Все это в игре на варгане в избытке присутствует и завораживает до состояния легкого транса. К тому же инструмент на удивление функциональный. Ильдар исполнил на варганах четыре композиции, каждая, по его словам, импровизация от начала до конца, но в них чувствовалась не только этника, но и рок, и… Дальше мой музыкальный словарь заканчивается, но определенно, там было что-то еще.

Тимур Шошин пришел в зал с целым оркестром инструментов. Я идентифицировал шаманский бубен, гонг, диджериду, курай, ханг он же «летающая тарелка», поющие чаши. Для большей атмосферности в зале притушили лампы накаливания и зажгли большую свечу… И зазвучала музыка, которую в Казани редко на каком большом концерте услышишь. Наверное, так и должно быть, ведь тот же шаманский бубен априори камерный инструмент – его шаманы не для развлечения, а как атрибут религиозной практики используют. Сказка, волшебство, релакс – пожалуй, эти слова лучше всего подходят для характеристики концерта Тимура.

Судьба барабанщика

После концерта желающие рассосались по мастер-классам, а я побеседовал с Курчугановым о барабанной культуре. Роман из Магадана, в Казань перебрался в 2005 году. Как начинающий барабанщик пытался вначале найти и объединить ребят, занимающихся тем же для совместных концертов. С этим вышли объективные сложности.

– Барабанная тусовка в Казани была, но каждый музыкант держался сам по себе, вовлечь людей в какой-то совместный проект было нереально. Пришлось идти другим путем.

Я искал ребят, которых интересовала тема барабанов, показывал им, как играть, чтобы они задались целью стать первоклассными барабанщиками и с моей помощью постепенно шли к ней. Воспитывал музыкантов с нуля.

– Где вы выступали и выступаете?

– Был центр «Вне времени» около «Сувар-плазы». Его создали очень интересные ребята для этнических концертов и всего такого неформатного. К сожалению, содержать центр оказалось слишком дорого – этнотусовка в Казани все же не такая большая как хотелось бы. На этом вообще в нашем городе невозможно зарабатывать. Я сам занимаюсь ремонтом велосипедов, барабаны для меня хобби и общение с людьми. Для этого у меня есть арт-пространство «Балкон», клуб «Ледокол «Пушкин», различные музыкальные группы, например, старый состав «Оберега», где я одно время играл.

– Чтобы стать хорошим барабанщиком обязательно иметь музыкальное образование?

– У меня нет музыкального образования. Оно может помочь, но процентов на двадцать, не больше. Главное – это сознание человека, то, как он воспринимает ритм. В индийской культуре вообще музыка записывается как песня, стих. Люди читают ритм, а руки при этом всего лишь инструмент. В этом смысле любой человек может научиться игре на барабане, сложности здесь нет. Сложнее систематизировать игру так, чтобы это было интересно и тебе и публике.

– Что за люди приходят на занятия?

– Самые разные – и по профессии, и с точки зрения мотивации. Кто-то просто посмотреть, кто-то – посмотреть и поюзать – о, круто, я играл на барабане. Реже, конечно, приходят те, кому хочется играть долго и упорно. Вот, например, на сегодняшней тусе с африканской песней выступила девушка Диана. Она давно барабанит с нами, но при этом еще поет в классическом русском хоре, который ездит по деревням, собирает песни и потом их исполняет акапелла. И в африканской, и в народной русской традиции Диана выглядит абсолютно органично. Музыка сближает.

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

19.04.2024 Депутат Госдумы Марат Нуриев посетил бывшую узницу трех фашистских концлагерей Вера Мигунова после войны переехала в Казань и работала преподавателем английского языка
19.04.2024 Молодогвардейцы Татарстана облагородили могилы ветеранов Великой Отечественной войны Активисты «Единой России» и «Молодой Гвардии» по всей республике приводят в порядок воинские захоронения




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх