Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: извержение этноОбщество    02 июня 2017, 09:57
Какая боль… «Туса» проходила в арт-пространстве «Балкон» на Пушкина, 52. Роман усадил участников, среди которых оказались три девушки из Екатеринбурга, случайно забежавшие на вечеринку перед поездом, и начал объяснять правила игры на барабане. Барабаны были разные – цилиндрический том-том, для игры на котором нужны палочки, арабские таблы, по форме напоминающие бутоны диковинных цветов, африканские джембе - деревянные и пластиковые кубки с открытым низом и широким верхом. Правила игры очень простые. Удар по центру барабанной мембраны – басовый. Его можно нанести так, чтобы ладонь отскочила, а можно, задержав ладонь на мембране. Тональный удар наносится полусогнутой ладонью по краю барабана. При этом по мембране ударяют кончики пальцев. Барабанные композиции любой сложности складываются из сочетания басовых и тональных ударов. Но прежде чем исполнять что-то сложное, нужно освоить простейшие сочетания, например, «треугольник» - один басовый удар, два тональных, удар одной и той же ладонью два раза подряд запрещается. Но мне и «треугольника» для первого раза много. Стыдно сказать, тональный удар не получается. Роман, заметив, что я туплю, подошел, велел расслабиться и начал ударять моей левой рукой по барабану как плетью. Это было больно…
Все в твоих зубах Пока участники вечеринки от души и с разной степенью мастерства били в барабаны, в зале появились люди, отвечающие за «другие инструменты». В нужный момент Роман попросил к микрофону первого из них – мастера игры на варгане Ильдара Гимадиева. Варган – язычковый музыкальный инструмент, который зажимают зубами для извлечения ни на что не похожих гортанных звуков. Инструмент часто ассоциируется с музыкальной культурой чукчей, алтайцев, манси... В действительности, аналогичные инструменты есть у многих, если не у всех народов. Передать содержание концерта словами – дело безнадежное. Скажу только, что неслучайно продавцы варганов в своей рекламе делают упор на темы «космоса», «сознания», «исцеления»… Все это в игре на варгане в избытке присутствует и завораживает до состояния легкого транса. К тому же инструмент на удивление функциональный. Ильдар исполнил на варганах четыре композиции, каждая, по его словам, импровизация от начала до конца, но в них чувствовалась не только этника, но и рок, и… Дальше мой музыкальный словарь заканчивается, но определенно, там было что-то еще. Тимур Шошин пришел в зал с целым оркестром инструментов. Я идентифицировал шаманский бубен, гонг, диджериду, курай, ханг он же «летающая тарелка», поющие чаши. Для большей атмосферности в зале притушили лампы накаливания и зажгли большую свечу… И зазвучала музыка, которую в Казани редко на каком большом концерте услышишь. Наверное, так и должно быть, ведь тот же шаманский бубен априори камерный инструмент – его шаманы не для развлечения, а как атрибут религиозной практики используют. Сказка, волшебство, релакс – пожалуй, эти слова лучше всего подходят для характеристики концерта Тимура. Судьба барабанщика После концерта желающие рассосались по мастер-классам, а я побеседовал с Курчугановым о барабанной культуре. Роман из Магадана, в Казань перебрался в 2005 году. Как начинающий барабанщик пытался вначале найти и объединить ребят, занимающихся тем же для совместных концертов. С этим вышли объективные сложности. – Барабанная тусовка в Казани была, но каждый музыкант держался сам по себе, вовлечь людей в какой-то совместный проект было нереально. Пришлось идти другим путем.
– Где вы выступали и выступаете? – Был центр «Вне времени» около «Сувар-плазы». Его создали очень интересные ребята для этнических концертов и всего такого неформатного. К сожалению, содержать центр оказалось слишком дорого – этнотусовка в Казани все же не такая большая как хотелось бы. На этом вообще в нашем городе невозможно зарабатывать. Я сам занимаюсь ремонтом велосипедов, барабаны для меня хобби и общение с людьми. Для этого у меня есть арт-пространство «Балкон», клуб «Ледокол «Пушкин», различные музыкальные группы, например, старый состав «Оберега», где я одно время играл. – Чтобы стать хорошим барабанщиком обязательно иметь музыкальное образование? – У меня нет музыкального образования. Оно может помочь, но процентов на двадцать, не больше. Главное – это сознание человека, то, как он воспринимает ритм. В индийской культуре вообще музыка записывается как песня, стих. Люди читают ритм, а руки при этом всего лишь инструмент. В этом смысле любой человек может научиться игре на барабане, сложности здесь нет. Сложнее систематизировать игру так, чтобы это было интересно и тебе и публике. – Что за люди приходят на занятия? – Самые разные – и по профессии, и с точки зрения мотивации. Кто-то просто посмотреть, кто-то – посмотреть и поюзать – о, круто, я играл на барабане. Реже, конечно, приходят те, кому хочется играть долго и упорно. Вот, например, на сегодняшней тусе с африканской песней выступила девушка Диана. Она давно барабанит с нами, но при этом еще поет в классическом русском хоре, который ездит по деревням, собирает песни и потом их исполняет акапелла. И в африканской, и в народной русской традиции Диана выглядит абсолютно органично. Музыка сближает. Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|