Бомба замедленного действия: в Казани закрывают въезд в «уменьшенную копию Самосыровской свалки»

Общество    05 июля 2017, 09:59
Фото: kzned.ru
Фото: kzned.ru
Бомбой замедленного действия под боком Самосыровской свалки называет заместитель руководителя исполкома Казани — председатель комитета ЖКХ Искандер Гиниятуллин территорию незаконно эксплуатируемого полигона ЗАО «Казанский экологический комплекс» («КЭК»)

С сегодняшнего дня исполком города закрывает въезд мусоровозов на территорию мусорного полигона ЗАО «КЭК», находящегося рядом с рекультивируемой Самосыровской свалкой.

По мнению мэрии, свалка находится в руках захватчиков — территорию необходимо вернуть владельцу в первоначальном виде, однако дальнейшая судьба полигона пока остается под вопросом.

История вопроса

Полигон ЗАО «КЭК» расположен на площади почти 19 га в Советском районе Казани (до 2008 года эти земли относились к Высокогорскому району РТ), недалеко от рекультивируемой сейчас Самосыровской свалки. Всего на полигоне «КЭК» три карты, то есть участка захоронения отходов.

Первая карта уже заполнена и требует рекультивации, как и Самосыровская свалка. Вторая карта активно эксплуатируется — туда как раз и свозится мусор.

По оценке Гиниятуллина, сюда ежедневно завозится порядка 130 мусоровозов, доверху набитых отходами, что составляет около 1 тыс. кубометров мусора по договорам с коммерческими организациями. Третья карта пока только подготовлена для приема отходов — здесь вырыт котлован.

По словам спикера, споры вокруг земельного участка начались уже довольно давно. В 2002 году Министерство земельных и имущественных отношений РТ сформировало этот участок на землях Высокогорского района под полигон для захоронения отходов. На строительство объектов полигона были выделены бюджетные средства, а с администрацией Казани в лице Департамента развития территорий и внешнего благоустройства был заключен договор аренды. В феврале того же года департамент передал земельный участок в субаренду ЗАО «КЭК». Однако в 2008 году после вступления в силу ФЗ «Об основных принципах местного самоуправления» и принятия республиканского закона о границах муниципальных образований, этот участок был передан Казани и включен в состав муниципальной казны. Соответственно, договор аренды между Минземимущества РТ и администрацией города был расторгнут, что, в свою очередь, означало аннулирование договора субаренды.

После этого, согласно законодательству, организация должна была в заявительном порядке обратиться в исполком Казани с просьбой предоставить в аренду земельный участок. Исполнительный после рассмотрения заявления вывел бы этот земельный участок на торги, и по результатам конкурса объявили бы арендатора. Однако ЗАО «КЭК» с заявлением не обратилось. «Вместо этого, непонятным нам способом, организация заключила договор аренды на землю с Высокогорским районом, к которому эта земля не имеет ни малейшего отношения», — поясняет Гиниятуллин.

Судебные тяжбы

С этого времени началась длительная судебная тяжба между исполкомом, настаивавшем на возвращение муниципальной земли и имущества, и ЗАО «КЭК». Всего с 2009 года было вынесено 7 решений судов различных инстанций в пользу исполкома Казани. На сегодняшний день не исполненными остаются два судебных решения о возврате городу принадлежащего ему имущества — земельного участка и дороги.

В феврале этого года Советский районный суд Казани признал вторую карту полигона самовольным строением и обязал «КЭК» снести ее, а также привести земельный участок в первоначальное состояние. Аналогичное решение после обращения «Казанского экологического комплекса» вынес и Верховный суд РТ. Это решение вступило в силу 29 мая. Согласно нему, в течение месяца ЗАО «КЭК» должно было исполнить требования суда. 29 июня этот срок истек, но за это время никаких практических действий предпринято не было, более того, «КЭК» продолжает принимать на полигоне отходы, утверждает глава комитета и подтверждает свои слова слайдами.

Таким образом, согласно решению суда, земельный участок площадью 18,9 га, на котором расположен полигон, должен быть возвращен в муниципальную собственность в первоначальном виде, без самовольных построек, к коим относится и 20-метровая гора мусора. Всего же объем накопленных тут отходов превышает 9 млн. кубометров мусора.

«Почему раньше не было запрета? Потому что решение суда вступило в силу 29 мая, и срок его исполнения истек 29 июня, потом мы дали компании еще несколько дней сверх установленного срока», — поясняет глава комитета ЖКХ. «Но с 5 июля будет прекращен доступ на территорию, чтобы вернуть ее в муниципальную собственность. Будет перегорожен въезд, судебные приставы должны зайти на территорию этого полигона вместе с представителями исполнительного комитета, составить перепись и представить «КЭКу» приемно-передаточный акт о возврате имущества городу. Попытки подписать этот акт предпринимались и ранее. Мы со своей стороны с приставами подписали акт, направили его в «КЭК», но, к сожалению, он остался без подписи. Мы имеем все права распоряжаться этим имуществом, но не имеем фактической возможности этого делать».

Уменьшенная копия Самосыровской свалки

Гиниятуллин сетует, что из полигона ЗАО «КЭК» получилась уменьшенная копия Самосыровской свалки и влечет для города определенные экологические угрозы. «Нормы экологической безопасности, правила эксплуатации полигонов здесь не соблюдались.

На территорию просто наваливается мусор, по нему ездит техника. Не предпринимается никаких мер по экологической безопасности. Каналы все заилены, забиты. Фильтрат просто-напросто просачивается в грунт и отравляет окружающую среду.

Я же не зря говорю, что это небольшая копия Самосыровской свалки. Если сравнить размеры Самосыровской свалки с суммой расходами на ее рекультивацию, то здесь, грубо говоря, потребуется половина затрат. И это минимум», — говорит он. Таким образом, на рекультивацию второй карты полигона «КЭК» может потребоваться около 150 млн. рублей, если будет выбран именно такой путь.

По оценке Гиниятуллина, на свалку вывозится бытовой мусор жилищного фонда Казани (предприятием обслуживается 15-20% жилья), коммерческие, строительные отходы. Однако исполком не владеет полной информацией по договорам «КЭКа», ибо это касается их прямых взаимоотношений с контрагентами. Желающие могут самостоятельно заняться проверкой контрагентов по ИНН. Спикер подчеркивает, что компания не вывозит отходы, а лишь принимает их на полигоне.

Глава комитета повторяет, что по решению суда вторая карта должна быть приведена в первоначальное состояние и возвращена городу. А вот механизм, с помощью которого ЗАО «КЭК» будет реализовывать решение суда — уже не головная боль Гиниятуллина. По его словам, в Казани и ее окрестностях есть санкционированные места размещения отходов, кроме того, можно воспользоваться полигонами на Высокой горе, в Пестрецах, Зеленодольском районе. В течение двух последних недель перевозчиков, которые доставляют отходы на незаконный полигон, проинформировали о прекращении доступа.

Дальнейшая судьба территории

По словам главы комитета ЖКХ, пока территория не будет возвращена в муниципальную собственность, преждевременно рассуждать о ее последующем назначении. «Какое-то техническое решение может дать проектный институт, с которым, я надеюсь, ЗАО «КЭК» все-таки заключит договор и поручит разработку проекта о том, как привести в порядок этот участок. Механизм реализации решения суда, извините, не за мной. У «КЭКа» была мусоросортивовочная станция неподалеку. Они вполне могут наладить там мусоросортировку, переработку отходов  — но это задача, которая поставлена перед ними судом», — предполагает он.  «Пока у нас нет имущества, какие планы мы можем строить, если у нас его нет? Оно есть, но мы не имеем возможности им распоряжаться. Сегодня оно находится в руках захватчиков».

Когда имущество будет возвращено городу, при наличии заявлений от каких-то организаций, комитет земельных и имущественных отношений будет рассматривать возможность предоставления его в аренду. «Но мы с вами понимаем — для того, чтобы туда зашел нормальный предприниматель, он предложит городу привести в порядок эту землю. Так что мы настаиваем на том, чтобы решение суда было исполнено и имущество было возвращено в первозданном виде», — подчеркивает он.

Повысятся ли цены на вывоз мусора?

Отвечая на вопрос, повлечет ли закрытие полигона повышение стоимости вывоза отходов, Гиниятуллин поясняет, что вывоз мусора — это нерегулируемая деятельность, и размер платы за вывоз отходов определяют собственники помещений многоквартирных домов. «Даже если плата за утилизацию отходов как-то и изменится в ближайшем будущем, то это никак не будет связано с тем, что мы сейчас защищаем свое имущество», — считает он.

Глава комитета убежден, что закрытие полигона не повлечет перебоев с вывозом мусора, ведь в городе действует более 260 перевозчиков отходов.

По его словам, в настоящее время все твердые бытовые отходы из Казани, а это около 1 тыс. тонн ежедневно, свозятся на полигон «Восточный». Всего на полигоне планируется создать 4 карты. Кроме того, в рамках договора концессии между исполкомом и ООО «ПЖКХ» строится вторая карта полигона на улице Химическая, которая должна быть готова в этом году.



Вернуться назад






Новости рубрики

13.11.2024 Партдесант продолжает контролировать реализацию народной программы в Татарстане Единороссы осмотрели соцобъекты в трех районах республики
12.11.2024 В Высокогорском районе проходят проверки организации школьного питания Участники рейда отметили разнообразие и полноценность блюд
11.11.2024 Партдесант посетил социально важные объекты в Высокогорском, Лениногорском и Алексеевском районах Все они строятся или обновляются по народной программе партии «Единая Россия»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх