Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: Drumатичное событие

Общество    01 сентября 2017, 13:41
Sunset Orchestra
Sunset Orchestra
Вселенский храм после длительного перерыва, вызванного апрельским пожаром, вновь открыл свои двери для ценителей прекрасного. 25 августа здесь дал концерт ансамбль этнической музыки из Москвы Sunset Orchestra. Музыканты ансамбля играют на, пожалуй, самом необычном инструменте современности – ханг драме (hang drum), из-за внешнего сходства еще называемого «летающая тарелка»

Храм-музей

Начало концерта изначально планировалось на 19.00, но по каким-то причинам его перенесли на полчаса вперед. Отличный повод осмотреть Вселенский храм изнутри, тем более что к стыду своему прежде мне доводилось это делать только из окна поезда.

Как объяснила Флюра Галеева, сестра покойного архитектора храма Ильдара Ханова, от пожара, в основном, пострадали буддийский зал и трапезная с мебелью из корней и веток деревьев, судя по фотографиям, очень красивой.

В христианском зале возникло желание поставить свечку перед одной из икон, настолько это место казалось намоленным. Помещение с галереей женских портретов я не смог идентифицировать.

Индуистские богини? Но почему тогда у них арабские имена? На самом деле, все оказалось банальнее. Это работы Ильгиза Ханова, брата Ильдара, который продолжает заниматься храмом и его восстановлением.

Серия называется «татарские красавицы» и посвящена Сююмбике.

Небольшой концертный зал был забит до отказа. Здесь, как и почти везде в храме, висели фотографии с изображением Ханова и его скульптурных работ, украшающих Набережные Челны. Сидевшая рядом женщина в хиджабе в связи с этим заметила, что не подобает в храме так много напоминать о его создателе.

Противоречие во вступительном слове перед началом концерта сняла племянница Ханова и по совместительству солистка Sunset Orchestra Эльвира Галеева. Она сказала, что ее дядя не верил в скорый приход человечества к единобожию и потому называл свое детище «архитектурным символом всех религий, музеем религий». Надо также иметь в виду, что Вселенский храм не имеет государственной поддержки. Для его нормального функционирования, достройки, а после пожара и реконструкции приходится взимать символическую плату за вход – 50 рублей. Это норма для музеев, а не храмов.

Трансмузыкальный продукт

Сам концерт длился чуть больше часа. Приятно удивила великолепная акустика и по-домашнему уютная обстановка в зале. Люди пришли сюда с маленькими детьми, садились из-за нехватки сидячих мест на пол, обнимали друг друга за плечи и никого это не смущало.

Композиции Sunset Orchestra вызывали ассоциации с первыми каплями дождя на водной глади озера, нежным прикосновением рук и… дегустацией марочных вин.

Поясню: если из бутылки вина аккуратно вынуть пробку, звук будет вполне себе ханговым, по крайней мере, мне так кажется.

Композиции переходили одна в другую плавно, создавая ощущение потока. «Поскольку все наши инструменты в одной тональности, а количество нот ограничено, – объяснила потом Эльвира Галеева, – сложно придумать кардинально разные мелодии, как на фортепиано. Те или иные аккорды как бы зашиты в инструменте при его изготовлении. Из-за этого создается ощущение, что композиции похожи. Но само звучание инструмента, за счет нескольких обертонов, заложенных в одной ноте, весьма богато».

Стоит заметить, что швейцарские мастера Феликс Ронер и Сабина Шерер в 2000 году (совсем недавно!) изобрели ханг для медитаций. Однако, как это бывает со всяким удачным изобретением, оно зажило своей жизнью. Ханг очень полюбился оркестрам этномузыки, где он удачно гармонирует с диджериду, шаманским бубном, варганом и другими исконно народными инструментами. Изюминку концерту Sunset Orchestra придавали калимба (африканская «музыкальная шкатулка») и… битбокс в исполнении Рубина.

Солнце зайдет…

«Из какого металла сделан ханг? Судя по цвету, из меди» – спрашиваю я Рубина после концерта.

– Нет, из азотированной стали. Две полусферы спаиваются или склеиваются специальным составом. Цвет может быть каким угодно.

– Какое место ханг занимает в ряду других инструментов?

– Ханг находится на стыке мелодики и перкуссии. Это гармонически настраиваемый стальной идиофон.

– Когда ты начал играть на нем?

– В 2008 году. В то время ханг стоил 3 тысячи евро, причем, чтобы его купить, нужно было от руки написать письмо мастеру в Берне. Сегодня ханг изготовляют и в России, но это по-прежнему изделие ручного труда. Цена одного инструмента – тысяча евро.

– Можно ли научиться игре на ханге, не имея музыкального образования?

– В нашем ансамбле есть девушка без такового. Чтобы освоить ханг, достаточно иметь чувство ритма. Любому человеку это под силу. Собственно, обучению игре на ханге я и занимаюсь в свободное от концертной деятельности время. У меня есть школа «Альгамбра» в Москве и Петербурге. Думаю над тем, чтобы открыть школу в Казани.

– Помещение, пускай и такое атмосферное как этот храм-музей, на мой взгляд, не самое подходящее место для этой цели…

– Согласен. Поэтому при любой возможности мы стараемся выбираться куда-нибудь на природу. Например, на побережье Индийского океана, где в свете совершенно фантастического закатного солнца и родилось название нашего ансамбля.

Алексей Егоров

 

 



Вернуться назад






Новости рубрики

26.04.2024 «Диктант Победы» прошел в Международном аэропорту «Казань» «Диктант Победы» проходит в шестой раз - в Татарстане были организованы более 300 площадок
25.04.2024 В Казани растянули 300-метровую Георгиевскую ленту Участие в акции приняли около 1 000 человек




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх