От «Иблиса» до «Ангела»

Общество    25 сентября 2017, 11:10
«Театры малых городов» в Татарстане . Фото: bugulmateatr.ru
«Театры малых городов» в Татарстане . Фото: bugulmateatr.ru
Чем удивят зрителей участники проекта «Театры малых городов» в Татарстане

Небывало оживление царит на провинциальной театральной сцене Татарстана. В новом сезоне на зрителей обрушится просто град премьер – 22 спектакля! Источник такого вдохновения – проект «Театры малых городов» партии «Единая Россия». В его рамках семи «счастливчикам» выделили круглые суммы на новые постановки и улучшение материально-технической базы.

Корреспондент портала «Вверх» выяснил, на чьей сцене вскоре появится ангел в облике бомжа, почему в Буинском театре предпочли Вуди Аллену племянника Марселя Салимжанова, и публике какого города вскоре «заглушат» мобильные телефоны на спектаклях?

Для начала напомним, что масштабный проект был инициирован «Театром наций» и Союзом театральным деятелей РФ, а затем поддержан «Единой Россией».  Цель - обеспечить равный доступ к культурным ценностям все граждан страны.

И если в крупных городах театральная жизнь бурлит, то в глубинке она «теплится» - по меткому определению куратору проекта в Татарстане, зампредседателя Союза театральных деятелей РТ и директора Дома Актера Эльмире Фатхуллиной.

Собственно, поэтому для финансовой поддержки выбрали театры 149 городов, чье население не превышает 300 тысяч человек.

В Татарстане, как пояснила она, в заветный список попали пять государственных театров: Альметьевский, Мензелинский, Буинский, Нижнекамский и Бугульминский и два муниципальных: Зеленодольский музыкальный театр и ТЮЗ Нижнекамска.

- С мая по сентябрь они презентовали свои концепций минкульту республики, «Единой России» и представителям Госсовета РТ, - говорит куратор. - Это очень интересно, когда режиссер рассказывает о своем спектакле, а директор говорит о своем театре. Видно для чего он ставится.

Режиссер ведь выражает и познает себя, а директор смотрит на это глобально: как постановка впишется в репертуар. У них нет розовых очков. Спектакль не продается, значит, срок ему - два сезона, хотя он обладает высокой художественной ценностью.

Это уже законы рынка, к сожалению. А когда видение директора и режиссера совпадает, то такие спектакли имеют большой успех у зрителя и становятся лауреатами всевозможных премий.

В итоге, театрам из федерального бюджета выделили 24 миллиона рублей, при условии, что республиканские власти тоже вложатся в соотношении 90 на 10 процентов.  

- Изначально в проекте участвовал еще Атнинский государственный драматический театр имени Тукая, - рассказывает Эльмира Фатхуллина. - Он уникальный, единственный в России государственный театр на селе, где население всего три тысячи. Театральное движение в Атне возникло еще сто лет назад. Там замечательные режиссер и актеры, выпускники Казанского театрального училища и Казанского университета культуры и искусств. Но, к сожалению, театр не попал в проект, потому что он расположен не в городе. Но благодаря поддержке властей ему из бюджета РТ выделили 3,6 миллиона.

Суммы на первый взгляд могут показаться скромными. Особенно по столичным меркам. Но здесь надо понимать, как и чем живут театры в провинции.

- На постановку нового спектакля в Татарстане они получают 30 тысяч рублей. Им выделяются средства, куда входят расходы на коммуналку, обслуживание здание, ну и что-то остается на спектакль, поясняет директор Дома актера.

- А ведь есть еще госзадание. Они должны выпускать определенное количество премьер. В небольших городах, как правило, работает один театр, и зритель у него ограничен.

Вообще активно посещают театр 7 процентов населения России, причем это оптимистичные данные. По пессимистичным подсчетам - 4 процента. И вот этой аудитории надоедает смотреть одно и то же.

Поэтому руководителям приходится как-то выкручиваться. Обращаются к местной администрации, участвуют в соискании грантов. На 30 тысяч очень сложно поставить хороший спектакль, но есть люди, которые справляются и с этой задачей. И частные театры этому пример, когда работают на голом энтузиазме. Здесь многое зависит от лидера.

Много и чисто бытовых трудностей, ведь в большинстве своем театры располагаются в зданиях прошлого века, давно не видевших ремонта.

-  Устаревшая механика сцены - нет возможности ее трансформировать. Проблемы с проводкой, канализацией, отоплением, - перечисляет куратор проекта. - А если в зале холодно, то какой бы не был спектакль, мало кто пойдет. И ребенка не приведешь. А теперь они могут все это исправить.

Но самое главное, появился простор для творчества. У театров есть деньги, чтобы пригласить именитых режиссеров.

Так Мензелинский государственный татарский драматический театр позвал лауреата «Золотой Маски» якутского режиссера Сергея Потапова, - начинает краткий обзор Эльмира Фатхуллина. -  Он ставит спектакль «Иблис» по азербайджанскому эпосу. У них была сложная ситуация, нужен был перевод. Сначала на русский, а потом уже с него на татарский. Обращались за помощью в Азербайджан, на уровне министерств вопрос решали. Еще один новый спектакль «Гроза» выйдет в постановке режиссера из Уфы Зиннура Сулейманова.

Альметьевский театр ставит «Лекаря поневоле» Мольера (Елена Кузина, Санкт-Петербург). А казанский режиссер Ильгиз Зайниев работает над спектаклями «Медея» и «Дом мечты».

Зеленодольский музыкальный театр затеял мюзикл на основе татарских сказок «Айлин и Данияр» (Лариса Зотова).

- Здесь они обходятся собственными силами, - уточняет Эльмира Фатхуллина. -  Большая часть средств направлена на закупку микрофонов, пульта, световых и звуковых машин.

О проектах Бугульминского русского драматического театра имени Баталова порталу «Вверх» рассказала завлит Юлия Исмагилова.

- Замечательно, что появилась возможность приглашать режиссеров. Мы перестали вариться в собственном соку. В новом сезоне представляем четыре спектакля. Один детский - «Красавчик с гречишного поля», работа над ним начнется ближе к Новому году. Сейчас ставим «Темные аллеи» Бунина. Он откроет сезон в конце октября. Кроме этого, весной мы начали репетицию спектакля «Вышел ангел из тумана» по пьесе нашего современника драматурга Петра Гладилина. Ставит ее московский режиссер Петр Орлов. Спектакль потрясающий, очень неординарный, где в образе бомжа появляется ангел, который мирит между собой двух братьев.

Еще одна новая постановка - «Сотворившая чудо» по пьесе Уильяма Гибсона (режиссер Р. Файздрахманов). Его главная героиня слепоглухонемая девочка.

- Родители потакали ее желаниям и воспитали из нее такого зверька, который что хочет, то и делает, - описывает завязку Юлия Исмагилова. – И вот ей нанимают гувернантку, которая имитирует переезд девочки из дома в какое-то незнакомое место и начинает ее перевоспитывать.

Обновляет театр и материально-техническую базу. Заключены договора на покупку звукового пульта, светового оборудования.

- Что особенно мне греет душу - приобрели «глушилку» для сотовых телефонов,  - призналась завлит. - Из зала невозможно будет позвонить.

Порадовать зрителей сразу пятью премьерами намерен Буинский государственный драматический театр.

- Директор и худрук БГДТ Раиль Садриев - настоящий лидер. Вот у него харизма!  Он тянет театр, - говорит Эльмира Фатхуллина. -  В свое время приехал туда со своими студентами и начал работать. В этом году он обратился к специалистам: Александру Вислову, эксперту «Золотой Маски», режиссеру Олегу Лоевскому и завлиту театра Камала Ниязу Игламову. Он задал им вопрос, как можно перезагрузить репертуар? Ему посоветовали провести лабораторию. Он выбрал материал, причем, комедии, но решил этот жанр поднять на другой уровень.

В числе приглашенных режиссеров оказался племянник Марселя Салимжанова, Дамир Салимзянов - главреж Глазовского драматического театра «Парафраз» (Удмуртия). Сначала хотели, чтобы он поставил спектакль по одному из сценариев Вуди Алена, но тот предложил свою пьесу «Одинокая женщина с мужем». Она составлена из вербатимов (реальных монологов) трех женщин.

- А еще это новогодняя история. Она станет хитом, - уверена Эльмира Фатхуллина.

Что касается остальных четырех премьер, то это Афарин, Артист!!!» (автор Р. Харис,  режиссер А. Зарипов), «Адвокат» (автор - Т. Хакимов, режиссер З. Сулейманов), «Сез эле мине белмисез» (автор - Р. Садриев, режиссер Д. Салимзянов) и «Дуракуены» (автор В. Жеребцов, режиссер З. Сулейманов).

- Каждый театр пошел по своему пути, - подытоживает Эльмира Фатхуллина. - И это здорово! Хорошо, что у них не было рамок. Они работают исходя из своих возможностей и концепции.

Михаил Тихонов



Вернуться назад






Новости рубрики

21.11.2024 Новую поликлинику в ЖК «Салават Купере» планируют сдать в декабре этого года Партдесант «Единой России» проверил ход строительства поликлиники - работы находятся в финальной стадии
20.11.2024 На вокзале «Юдино-2» открылся зал ожидания для маломобильных пассажиров Открытие прошло в рамках федерального партпроекта «Единая страна — доступная среда»
19.11.2024 Татарстанское реготделение «Единой России» поблагодарило бойцов, работавших на выставке трофейной военной техники В Казани на выставке трофейной военной техники работала площадка «Единой России»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх