Первое чтение – важный этап рассмотрения бюджета, поскольку именно в этот период утверждаются общие финансовые показатели (размер доходов и расходов, объем дефицита, предел государственного долга). Кроме того, предметом обсуждения становится прогноз социально-экономического развития Татарстана на очередной финансовый год и плановый период, сообщает пресс-служба Госсовета.
В основу проекта бюджета Татарстана на 2018 год и на плановый период 2018 и 2019 годов заложены следующие основные показатели социально-экономического развития:
• рост валового регионального продукта на 3,8 % в 2018 году, на 3,3 % и 3,5 % – в плановом периоде;
• рост индекса промышленного производства на 5,7 % в 2018 году, на 3,2% и 2,9 % – в плановом периоде;
• рост фонда заработной платы на 4,2 % в 2018 году, на 4,7 % и 4,9 % – в плановом периоде;
• рост индекса потребительских цен на 4 % в 2018 году, на 4 % и 4 % в плановом периоде;
• экспортная цена на нефть: 40,8 доллара за баррель в 2018 году, 41,6 и 42,4 доллара за баррель в плановом периоде;
• курс доллара: 69,8 рублей в 2018 году, 71,2 и 72,7 рубля в плановом периоде;
• инфляция: 4 % в 2018 году, 4 % и 4 % в плановом периоде.
Как отметил заместитель министра экономики Олег Пелевин, «несмотря на внешнее давление и санкции, в российской экономике в текущем году наблюдается тенденция к стабильному росту валового продукта». В Татарстане динамика основных макроэкономических показателей традиционно превышает общероссийские тенденции.
По итогам этого года ВРП прогнозируется на уровне 2 трлн. 72 млрд. рублей при динамике 102,8%. В 2018 году, согласно прогнозу профильного министерства, прогнозируется рост валового регионального продукта на 3,8%. Рост индекса промышленного производства составит 5,7 %.
Среди крупнейших инвестиционных проектов ближайших трех лет заместитель министра экономики назвал запуск Комплекса по глубокой переработке тяжелых остатков на «ТАИФ-НК», строительство нового производства этилена на «Нижнекамскнефтехиме», запуск серийного производства новых кабин ина КАМАЗе, ввод ПГУ-254 МВт на Казанской ТЭЦ-1.
Крупнейшие инвестиционные проекты в агропромышленном комплексе – строительство молочных комплексов в Мамадышском, Альметьевском, Азнакаевском, Лениногорском, Балтасинском, Тюлячинском районах, реконструкция и модернизация сахарного завода в Буинском районе, а также расширение сети агропромышленных парков. Сегодня решается вопрос о строительстве агропромпарков в Заинском, Альметьевском, Кукморском, Дрожжановском, Бугульминском и Сабинском районах.
«В результате проведенной совместной работы нами составлены проекты бюджетов республики на 2018 – 2020 годы, 45 бюджетов муниципальных районов и городских округов, 911-ти бюджетов поселений, все муниципальные бюджеты прогнозируются бездефицитными», - подчеркнул министр финансов республики Радик Гайзатуллин.
Радик Гайзатуллин подробно остановился на характеристике каждого доходного источника бюджета. Традиционно наибольший доход в бюджет приносят налоги на прибыль и доходы физических лиц, акцизы. Неналоговые доходы республиканского бюджета прогнозируются в объеме 4,5 млрд. рублей.
Характеризуя расходную часть бюджета, министр финансов подчеркнул рост первоочередных и социально-значимых расходов. В бюджете 2018 года они вырастут на 1,5% и составят 71,6%.
«Анализ высказанных мнений и внесенных предложений свидетельствует о том, что в целом бюджет, ориентированный на адаптацию бюджетных ресурсов к новым экономическим реалиям, в целом депутатами поддерживается», - подчеркнул председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин, подводя итог предварительному рассмотрению Основного финансового закона республики в комитетах и фракциях, а также на зональных совещаниях.
Он также отметил, что предложения, поступившие в ходе обсуждения бюджета о выделении дополнительных средств на различные направления, отражены в заключении Комитета и рекомендациях парламентских слушаний.
В числе наиболее значимых особенностей бюджета республики на предстоящий период Леонид Якунин назвал максимальную прозрачность документа. «Дана максимальная расшифровка бюджета, изложенная на двух языках на 3,5 тыс. листах, раньше объем информации о бюджете составлял в несколько раз меньше», - сказал он.
«В трехлетнем периоде наблюдается сохранение сложившейся тенденции роста экономической активности, причем динамика основных макроэкономических показателей традиционно превышает общероссийский уровень, это позволит повысить доходность и сократить дефицит практически в два раза», - так Леонид Якунин охарактеризовал экономическую обстановку, при которой разрабатывался Основной финансовый закон республики.
Как отметил Леонид Якунин, социальная направленность бюджета усилена через реализацию государственных целевых программ. Приоритет расходной части бюджета, по мнению Леонида Якунина, ориентирован на две основные цели – обеспечение социальной стабильности и поддержка экономического роста.
Безусловно, в качестве одной из приоритетных задач документа выступает стимулирование роста доходной базы. «В сегодняшних условиях представляется крайне важным продолжение работы по увеличению доходной базы бюджета и доходных источников, - отметил Леонид Якунин, - в рамках этого является целесообразным провести оценку эффективности всех действующих льгот, найти резервы дополнительных доходных поступлений, сохранив на неизменном уровне фискальную нагрузку на налогоплательщиков». Одним из таких резервов глава парламентского комитета видит сокращение теневого сектора экономики.
«В целом проект бюджета Республики Татарстан на 2018 год ориентирован на обеспечение макроэкономической стабильности, нацеленности расходов бюджета на конечные результаты, - подчеркнул Леонид Якунин, завершая выступление, - после утверждения бюджета на 2018 год и плановый период потребуется уточнение 24 программ с учетом утвержденных объемов бюджетный ассигнований».
Обращаясь к депутатам Государственного Совета, Леонид Якунин призвал парламентариев реально подойти к утверждению бюджета, который предусматривает увеличение доходной части от первоначально утвержденного бюджета текущего года, на 10,3 % (в прошлом году на 3,9%), а расходной части на 7,2 % (4,8%). «Такого темпа у нас в прошедшие годы не было», - заметил глава профильного комитета.
Депутат Рифат Ганибаев обратил внимание коллег на необходимость продолжения реализации программы «Доступная среда». В последние три года средства на реализацию этой программы значительно снижаются, в то время как в республике есть еще немало объектов, необорудованных под нужды людей с ограниченными возможностями.
Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин охарактеризовал Основной финансовый закон республики как «бюджет возможностей в нынешних экономических условиях». С сегодняшнего дня начинается работа над поправками. В ноябре законопроект о бюджете республики пройдет процедуру второго чтения.