Зеркало и учитель: доверенное лицо президента рассказал об изменениях в образовании

Общество    15 марта 2018, 10:47
"Учитель года" в России Илья Демаков
"Учитель года" в России Илья Демаков
Волонтеры татарстанского штаба Путина вчера могли «зарядиться энергетикой кандидата, которая переходит к нам через его доверенных лиц» (слова одного из руководителей штаба Игоря Бикеева). «Заряжал» победитель национального конкурса «Учитель года 2018» Илья Демаков

Илья Демаков вот уже десять лет работает в, как он сам выразился, «приличной петербургской гимназии» - преподает там историю и обществознание, руководит клубом любителей творчества Толкиена и театральной студией на немецком языке.

Яркий пример живого, не формализованного подхода к учительскому труду.

Родственные чувства

Главные изменения в образовательной сфере, по мнению Демакова, связаны с «черным зеркалом смартфона», которое есть у каждого школьника. Это зеркало не запретить - оно часть цифровой среды, которая нас всех окружает, но как же примитивно взаимодействуют с ним дети!

«Они же там не Байрона читают, не компетенции 21 века приобретают, - констатировал спикер, - хорошо, если они общаются, хотя бы там. Чаще всего они находятся в какой-нибудь игре.

Я это наблюдаю по-своему родственнику, для которого я и классный руководитель, и учитель. Он каждую свободную секунду использует для того чтобы загрузиться в игру. Мне кажется, это потому что в игре нет меня. Меня, всех моих коллег и родителей. Нет тех огромных требований, которые мы предъявляем к ребенку. Это пространство, где он абсолютно свободен».

На каждую информационную технологию, считает Демаков, учителя должны отвечать педагогическими технологиями. И сослался на госпрограммы, инициированные Владимиром Путиным.

Одна из них называется «Школа 2025». По этой программе в Татарстане открыли кванториумы – центры дополнительного образования – в Казани, Челнах и Альметьевске.

Из той же песни – принципиально новые школы вроде лицея Иннополиса, где «можно выйти в коридор и в нем есть все для проведения занятия».

Вторая программа – программа развития образования до 2025 года. Ее разработке предшествовало исследование Института национальных проектов, в рамках которого школьникам задавали вопрос: «Какое качество самое главное в учителе». Ответы детей распределились таким образом, что, оказывается, им в последнюю очередь нужны знания учителей.

Главный дефицит ребенка, с которым он приходит в школу - это дефицит нормального человеческого общения. (Среднестатистический российский папа общается с ребенком 7 минут.)

Готовность восполнить этот проблем, по мысли Демакова, главная компетенция педагога 21 века. Спрашивается: с чего тогда с учителей трясут хорошие результаты ПИА, ОГЭ и ЕГЭ, где все-таки оцениваются знания детей? Видимо, к 2025 году от этого уйдут.

О благоприятной жизненной ситуации

Коллега Демакова не удержалась и задала-таки ему вопрос о зарплате. Коротко его можно сформулировать так:

Почему не оплачивают проверку тетрадей по истории, а за проверку тетрадей по обществознанию платят смешные 28 рублей.

Воспроизвожу завязавшийся диалог между Демаковой и этой учительницей на память.

– Вы в Татарстане находитесь в благоприятной жизненной ситуации. Даже та небольшая доплата, о которой вы говорите, уникальна. В большинстве регионов предметы делятся на устные и письменные. Для устных предметов не предполагается проверка тетрадей.

– А как же вы добиваетесь наполняемости оценок? С вас ведь, наверное, тоже ее требуют.

– Провожу проверочные работы. Проверка тетрадей – это такая опция, которую вы можете делать, а можете и не делать. Скажу также, что такого рода доплаты выплачиваются из надтарифного фонда, они не в структуре вашей зарплаты. Школа может направить заработанные деньги на ремонт, а может на доплату в 28 рублей. Это вопрос стратегии образовательного учреждения. Есть колдоговор, наверняка есть профсоюз, который может на это повлиять.

– Есть постановление Кабинета министров Республики Татарстан о доплате учителям обществознания за проверку тетрадей…

– То есть руководство республики пошло навстречу учителям. Надо так на этот факт смотреть. Повторюсь, вы в Татарстане находитесь в благоприятной жизненной ситуации. В соответствии с «майскими» указами средняя зарплата учителей в регионе привязана к средней зарплате по экономике.

В Татарстане средняя зарплата учителей – 33 тысячи рублей. Можно вспомнить известные слова о средней температуре по больнице, но, на самом деле, средние цифры много о чем говорят.

Например, в соседнем с вами Уральском федеральном округе есть Курганская область, где средняя зарплата по экономике – 8 тысяч. Понятно, что там и зарплата учителей будет совсем другой.

Женская доля

Наконец, гостю задавали вопросы, о которых обычно принято говорить за чашкой чая с печеньками. Илья Сергеевич отвечал на них без чая и даже без «черного зеркала смартфона» в кармане, что добавило ему дополнительные сто очков к репутации эрудированного и во всех отношениях компетентного собеседника.

– В чем для вас разница между учителем и педагогом?

– Педагог – более общее понятие. Его можно применить и к преподавателю вуза, и к мастеру производственного обучения, и к наставнику. Мне приятнее называть себя учителем.

Я вообще учитель в четвертом поколении, так вот у моей бабушки, она преподавала в школе химию, в дипломе было написано о присвоении ей звания учителя. Термин «звание» в данном случае подчеркивает особую миссию учителя, которую никакая другая профессия в системе «человек – человек» не несет.

– Что помогло вам победить в конкурсе «Учитель года»?

– Надо слушать команду. Побед в одиночку в конкурсном движении не бывает. Выигрывает учитель с наставником. Второе – это опыт. Нужно не стоять на месте и постоянно пробовать что-то новое.

– Должна ли школа проводить профориентационную работу?

– В декабре прошлого года президент одобрил программу «Билет в будущее». Это так называемое дуальное образование, когда школьник учится и одновременно пробует себя в производстве. В производстве в широком смысле слова, это может быть и сфера услуг.

Школы будут заключать прямые договора с потенциальными работодателями, а дети на практике постигать, к какому роду деятельности у них больше лежит душа.

Только на Татарстан на эту программу из федерального бюджета выделили миллиард.

– Советская и современная российская школа – женская. А вот, например, в царской России в школе, в основном, работали мужчины. Что надо сделать для привлечения в эту профессию мужчин?

– Наша профессия – женская. 88% учителей в России – женщины. Вместе с тем, за последние десять лет процент мужчин в профессии вырос на три пункта. Это неплохой рост, но до показателя Японии, где мужчин в школе 52% нам, конечно, очень далеко. Все упирается в зарплаты.

Сергей Елизаров

 

 

 

 



Вернуться назад






Новости рубрики

19.04.2024 Депутат Госдумы Марат Нуриев посетил бывшую узницу трех фашистских концлагерей Вера Мигунова после войны переехала в Казань и работала преподавателем английского языка
19.04.2024 Молодогвардейцы Татарстана облагородили могилы ветеранов Великой Отечественной войны Активисты «Единой России» и «Молодой Гвардии» по всей республике приводят в порядок воинские захоронения




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх