Зеркало и учитель: доверенное лицо президента рассказал об изменениях в образованииОбщество    15 марта 2018, 10:47
Илья Демаков вот уже десять лет работает в, как он сам выразился, «приличной петербургской гимназии» - преподает там историю и обществознание, руководит клубом любителей творчества Толкиена и театральной студией на немецком языке. Яркий пример живого, не формализованного подхода к учительскому труду. Родственные чувстваГлавные изменения в образовательной сфере, по мнению Демакова, связаны с «черным зеркалом смартфона», которое есть у каждого школьника. Это зеркало не запретить - оно часть цифровой среды, которая нас всех окружает, но как же примитивно взаимодействуют с ним дети!
Я это наблюдаю по-своему родственнику, для которого я и классный руководитель, и учитель. Он каждую свободную секунду использует для того чтобы загрузиться в игру. Мне кажется, это потому что в игре нет меня. Меня, всех моих коллег и родителей. Нет тех огромных требований, которые мы предъявляем к ребенку. Это пространство, где он абсолютно свободен». На каждую информационную технологию, считает Демаков, учителя должны отвечать педагогическими технологиями. И сослался на госпрограммы, инициированные Владимиром Путиным. Одна из них называется «Школа 2025». По этой программе в Татарстане открыли кванториумы – центры дополнительного образования – в Казани, Челнах и Альметьевске.
Вторая программа – программа развития образования до 2025 года. Ее разработке предшествовало исследование Института национальных проектов, в рамках которого школьникам задавали вопрос: «Какое качество самое главное в учителе». Ответы детей распределились таким образом, что, оказывается, им в последнюю очередь нужны знания учителей.
Готовность восполнить этот проблем, по мысли Демакова, главная компетенция педагога 21 века. Спрашивается: с чего тогда с учителей трясут хорошие результаты ПИА, ОГЭ и ЕГЭ, где все-таки оцениваются знания детей? Видимо, к 2025 году от этого уйдут. О благоприятной жизненной ситуацииКоллега Демакова не удержалась и задала-таки ему вопрос о зарплате. Коротко его можно сформулировать так:
Воспроизвожу завязавшийся диалог между Демаковой и этой учительницей на память. – Вы в Татарстане находитесь в благоприятной жизненной ситуации. Даже та небольшая доплата, о которой вы говорите, уникальна. В большинстве регионов предметы делятся на устные и письменные. Для устных предметов не предполагается проверка тетрадей. – А как же вы добиваетесь наполняемости оценок? С вас ведь, наверное, тоже ее требуют. – Провожу проверочные работы. Проверка тетрадей – это такая опция, которую вы можете делать, а можете и не делать. Скажу также, что такого рода доплаты выплачиваются из надтарифного фонда, они не в структуре вашей зарплаты. Школа может направить заработанные деньги на ремонт, а может на доплату в 28 рублей. Это вопрос стратегии образовательного учреждения. Есть колдоговор, наверняка есть профсоюз, который может на это повлиять. – Есть постановление Кабинета министров Республики Татарстан о доплате учителям обществознания за проверку тетрадей… – То есть руководство республики пошло навстречу учителям. Надо так на этот факт смотреть. Повторюсь, вы в Татарстане находитесь в благоприятной жизненной ситуации. В соответствии с «майскими» указами средняя зарплата учителей в регионе привязана к средней зарплате по экономике.
Например, в соседнем с вами Уральском федеральном округе есть Курганская область, где средняя зарплата по экономике – 8 тысяч. Понятно, что там и зарплата учителей будет совсем другой. Женская доляНаконец, гостю задавали вопросы, о которых обычно принято говорить за чашкой чая с печеньками. Илья Сергеевич отвечал на них без чая и даже без «черного зеркала смартфона» в кармане, что добавило ему дополнительные сто очков к репутации эрудированного и во всех отношениях компетентного собеседника. – В чем для вас разница между учителем и педагогом? – Педагог – более общее понятие. Его можно применить и к преподавателю вуза, и к мастеру производственного обучения, и к наставнику. Мне приятнее называть себя учителем. Я вообще учитель в четвертом поколении, так вот у моей бабушки, она преподавала в школе химию, в дипломе было написано о присвоении ей звания учителя. Термин «звание» в данном случае подчеркивает особую миссию учителя, которую никакая другая профессия в системе «человек – человек» не несет. – Что помогло вам победить в конкурсе «Учитель года»? – Надо слушать команду. Побед в одиночку в конкурсном движении не бывает. Выигрывает учитель с наставником. Второе – это опыт. Нужно не стоять на месте и постоянно пробовать что-то новое. – Должна ли школа проводить профориентационную работу? – В декабре прошлого года президент одобрил программу «Билет в будущее». Это так называемое дуальное образование, когда школьник учится и одновременно пробует себя в производстве. В производстве в широком смысле слова, это может быть и сфера услуг.
Только на Татарстан на эту программу из федерального бюджета выделили миллиард. – Советская и современная российская школа – женская. А вот, например, в царской России в школе, в основном, работали мужчины. Что надо сделать для привлечения в эту профессию мужчин? – Наша профессия – женская. 88% учителей в России – женщины. Вместе с тем, за последние десять лет процент мужчин в профессии вырос на три пункта. Это неплохой рост, но до показателя Японии, где мужчин в школе 52% нам, конечно, очень далеко. Все упирается в зарплаты. Сергей Елизаров
Вернуться назад Новости рубрики
|
|