Две ипостаси Дениса Шаповалова: в Казани завершился фестиваль L’arte del arcoОбщество    19 марта 2018, 09:35
Правда из сферы культурной, а не политической жизни. В воскресенье концертом в ГБКЗ имени Салиха Сайдашева завершился VI международный фестиваль L’arte del arco («Искусство смычка»). В этот вечер солировали прославленные российские музыканты — скрипач Никита Борисоглебский и виолончелист Денис Шаповалов. Последний представил казанскую премьеру собственного сочинения и дал интервью порталу «Вверх», в котором рассказал о выступлении на Северном полюсе, «современном музыкальном барахле» и музыке как форме божественного света. Казанская премьераОрганизаторами фестиваля L’arte del arco выступают казанский камерный оркестр La Primavera под управлением Рустема Абязова и Министерство культуры Татарстана. В начале концерта маэстро Абязов отметил, что нынешний фестиваль, ставший 5-дневным марафоном, удался.
Художественный руководитель фестиваля Рустем Абязов подчеркнул, что благодаря финансовой поддержке Минкультуры РТ удалось собрать блистательную команду исполнителей. Помимо Никиты Борисоглебского и Дениса Шаповалова, участниками VI международный фестиваль L’arte del arco стали виолончелистка из Хорватии Моника Лесковар, российский скрипач Родион Замуруев, юная скрипачка Лея Чжу из Великобритании, молодой российский скрипач, продолжатель известной музыкальной династии Даниил Коган. Право завершать фестиваль получили Борисоглебский и Шаповалов. «На этом фестивале очень интересно составлена программа. В наш вчерашний и сегодняшний концерты вошли виолончельный концерт, который написал Шаповалов, мы играем фантазии, которые играют, наверное, в рамках консерватории и достаточно редко с ними выходят на концертную сцену. С одной стороны, они хорошо всем известны, с другой стороны, очень оригинальны», - поделился перед выходом на сцену Борисоглебский. Шаповалов уже приезжал на L’arte del arco в качестве экстренной замены Жиля Апапа, который не смог принять участие в фестивале из-за проблем с визой. Уже тогда было решено, что Денис непременно должен побывать на фестивале снова — уже в качестве специально приглашенного гостя. Примечательно, что виолончелист, дирижер и композитор Денис Шаповалов приехал в Казань с премьерой — впервые со сцены ГБКЗ им.Сайдашева прозвучал концерт его сочинения для виолончели со струнным оркестром Concerto di Bravura. Таким образом, в столице Татарстана он предстал сразу в двух ипостасях — как исполнитель и дирижер. Шаповалов перед исполнением вкратце поведал слушателям историю написания этого сочинения. В 2016 году к виолончелисту обратились с предложением дать концерт в честь 150-летия Московской консерватории. «Тогда я подумал: «Что же мне сыграть? Ведь все уже играно». И решил сам написать концерт, посвященный консерватории. Оставался всего месяц до концерта, а у меня не было написано ни одной ноты. Но когда возникла идея, я сел и написал его за две недели. Рабочее звание было «Как я попал в консерваторию и что из этого вышло», — рассказал он.
«Музыка должна попадать в сердце, задевать душу, заставлять мечтать»Великий Мстислав Ростропович говорил о Шаповалове: «Блестящий талант!». Многогранный исполнитель выступает еще и как джазовый и рок-музыкант.
Перед интервью Шаповалов с юмором попросил дать ему «попилить» еще 10 минут, а во время общения не выпускал из рук виолончель, продолжая что-то наигрывать. По мнению музыканта, репетировать никогда не поздно, даже непосредственно перед концертом: «В условиях нехватки времени на занятия ввиду многочисленных профессиональных обязанностей, каждая секунда на счету. Хирург же перед операцией не говорит, что нет смысла протирать скальпель спиртом — так и с репетициями перед выходом на сцену». — Был ли у вас до этого концерт в карьере, который бы вы играли в день выборов? — Что-то я не придавал этому знания. Я не слежу за новостями в последнее время, поэтому не очень в курсе. Это вне моей Вселенной, это где-то в другом месте. — То, что вы давали мастер-класс в день концерта — это в пределах вашей Вселенной? — Да, конечно. Все доброе, светлое, замечательное — все в моей Вселенной. Впечатления замечательные. Ко мне пришли хорошие ребята. — Сейчас достаточно юных музыкантов, которые интересуются столь трудоемким инструментом, как виолончель? — Да любой инструмент требует большой работы — и скрипка, и альт, и барабан.
В некоторых странах студентов-виолончелистов просто толпы. Вопрос в изменении конечных целей. Музыкант должен быть вдохновлен и вдохновлять других. А это сложно. За 11 лет, что я провел в стенах Московской консерватории в качестве преподавателя, я наблюдал развитие современного студенчества. И понял, что немного смещен фокус внимания в другую сторону. — В какую? — В ту, в которую смещена вся ваша Вселенная, где кого-то выбирают. В сторону прагматизма, потребительства, сиюсекундной выгоды, отсутствия моральных принципов и их полного уничтожения. Естественно, молодежь видит, что им транслируют взрослые дяди и тети. Согласитесь, хамства стало больше.
— Кто стоит за этими «злодеями»? Люди, заинтересованные в продвижение попсы, чтобы население стало менее думающим? — Безусловно. Вы можете себе представить уровень попсы, происходящий сейчас, в 60-70-е годы прошлого века? Какая была эстрада, какие были слова, какая была музыка. Мы оттуда песни поем, что мурашки идут.
— У вас есть надежды на то, что в музыкальной сфере что-то поменяется? В том числе, благодаря вашему творчеству и стараниям коллег? — Я вношу свою толику. Может, земля до сих пор и вертится благодаря таким людям, как мы. Для чего существует человечество? Оно как батарейки должно продуцировать свет в самом широком смысле слова. А уж для чего этот свет, вопрос не ко мне. — А Вселенная без музыки погибнет? — Без такого света точно. И без музыки безусловно. Ведь музыка — одна из форм божественного света. Ее нельзя потрогать, но она оказывает такое влияние! — На вас какая музыка в жизни оказала наибольшее влияние? — С самого детства это был Петр Ильич Чайковский. Он был любимым композитором моих родителей, и я слушал его, даже когда еще не научился ходить. Бетховен для меня — это… Просто нет слов, чтобы описать. Еще Шостакович, Прокофьев. А из современных авторов не могут назвать ни одного, чья музыка меня бы вдохновила на повторное исполнение. Недаром говорят — одноразовая музыка. — В Казань вы привезли концерт собственного сочинения. Вы решили стать композитором из-за нехватки достойного репертуара для виолончели или щелкнуло, что вы способны и музыку писать? — Первая попытка сочинительства связана с моим рок-альбомом. Нам нем почти за все инструменты, кроме ударных, сыграл сам. Тогда у меня возникла идея сделать концептуальный альбом а-ля Pink Floyd с использованием большого количества виолончели. И решил заодно записать и гитары, и бас-гитары, и синтезатор и так далее. Так что первый опыт сочинения музыки был таким роковым. Я был им доволен и даже сделал шоу. Почему я решил написать классический концерт? Во-первых, расширение репертуара, да. А во-вторых, прикольно играть то, что ты сам для себя написал. Честно скажу, в основном приходится играть огромное количество современного барахла.
Не знаю уж для кого они написаны — может для критиков или узкого круга любителей пошуметь. Музыка должна попадать в сердце, задевать душу, заставлять мечтать, будить воображение. И это не обязательно тональная музыка. Поэтому я решил, что надо написать концерт самому. Тем более раз накопилось. Сейчас у меня уже написан второй концерт. — Посвященный Мстиславу Ростроповичу, с которым вас связывало сотрудничество и дружба? — Да, премьера состоится 29 марта в Нижнем Новгороде. Этот концерт я написал буквально за месяц. — До концерта в Казани вы успели отыграть свое сочинение в Набережных Челнах. Как его восприняла публика? — Замечательно. В Челнах я был очень удивлен замечательным залом с хорошей акустикой. Я просто поразился. — Какие у вас впечатления от работы с маэстро Абязовым и его оркестром? — Мы уже второй раз работает месте. Я очень благодарен Рустему за удовольствие повторной встречи и возможность представить публике свой концерт. Они мои друзья, и большие профессионалы. В этом случае получаются друзья в два раза больше. — Расскажите про ваш нынешний инструмент… — Этой девушке всего пять лет — она молода. Это копия Страдивари, сделанная мастером Габриэлем Якобом. У меня две виолончели, изготовленные им. У меня есть и старинный итальянский инструмент, на котором я играл продолжительное время. Но он очень сильно проигрывает по звуковым качествам, мощности нынешней виолончели (поглядывает на часы). — Видимо, скоро на сцену и интервью подходит к концу? — Пока нет. Просто это страшный сон для многих музыкантов… Мне все время снится, что уже надо выходить на сцену, а я не знаю, где находится выход на сцену, и никак не могу завязать концертные ботинки. Мне это снится бесконечно, и перед концертом я часто смотрю на часы, чтобы успеть переодеться в концертную форму. — Северный полюс был самым необычным местом, где вы выступали в своей карьере? — Пожалуй, что да. Концерт состоялся в апреле 2007 года и стал первым концертом классического музыканта в этой точке планеты. Играть на льдине в мороз точно было необычно. Когда мы прилетели, на месте концерта поставили небольшую палатку, немного подогрели, но все равно было минус 30 градусов. Мы выступали для членов полярной экспедиции — всего было 23 зрителя. Но кто-то заглядывал, кто-то медведей отгонял (смеется), кто-то спорил с вертолетчиком, который настаивал на том, что близится буря и надо лететь обратно. — Как в таком морозе вообще можно шевелить пальцами? Или взяли что-то медленное? — Конечно, очень холодно. Так что играли Баха, Шуберта. Будет, что рассказать правнукам. — Кроме выступления на Северном полюсе, были ли еще необычные концерты в вашей карьере? — Я играл на высоте 3000 метров. Это было в Боливии. Там есть самая высокая статуя Христа в мире (в Южном полушарии). Все думают, что она находится в Рио, но это неправда. В Боливии построили выше. Она находится на холме. Там разреженный воздух, очень сложно играть. Мы дали концерт прямо под этой статуей. Это было очень необычно.
Для справки: свой первый сольный концерт Денис Шаповалов дал в 11 лет. В 1998 года выпускник Московской государственной консерватории, стипендиат Фонда М.Ростроповича он стал победителем XI международного конкурса им.Чайковского. Золотая медаль конкурса открыла музыканту дорогу на самые престижные сцены мира: Большой зал консерватории (Москва), Большой зал Филармонии (Санкт-Петербург), а также концертные залы в Лондоне, Мюнхене, Амстердаме, Лихтенштейне, Токио, Нью-Йорке. В качестве солиста Шаповалов сотрудничает с ведущими оркестрами мира и известными дирижерами. Музыкант известен также как дирижер и композитор, участвует в различных проектах современной музыки. Кристина Иванова Вернуться назад Новости рубрики
|
|