Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: Я хочу хоть немножечко хаскиОбщество    13 апреля 2018, 10:16
Стерильные условияС железнодорожной станции «Займище» выходим на улицу Майкопскую, в самом начале которой стоит двухэтажный коттедж. Здесь живут каюр Николетта Пономарева, ее мама Елена Алексеевна и молодой человек Филипп. Здесь же, по сути, находится тренировочная база команды «Шайтан Орда». В сезон (конец сентября – начало апреля) сюда каждые выходные съезжаются со всего города владельцы ездовых собак и каюры. Первые, чтобы их питомцы как следует набегались и потом всю неделю не портили домашних интерьеров, вторые – за скоростью и адреналином.
Не говоря уже о клещах, которых в последние годы развелось очень много. В не сезон Николетта собак за забор не выпускает. Из гостей я приехал первым, поэтому было время поговорить с Николеттой о ездовом спорте. В нем есть четкое деление на «мидовцев» и «дальнобоев», тренирующих собак на, соответственно, средние (40-100 км в день) и длинные (больше 100 км) дистанции. И те и другие недолюбливают «разведенцев», то есть тех, кто разводит собак в домашних условиях. – Почему? Я слышал, что хотя бы один раз собака должна ощениться, иначе у нее со временем может развиться рак матки… – Это если заказать дешевую стерилизацию, когда удаляются только яичники. А надо удалять еще и матку. Звучит жутковато, но постоянные роды еще вреднее для собачьего здоровья. Разведением собак должны заниматься питомники. В Казани таковых, как минимум, два - Red East и Semargl Siberians. – А как вы относитесь к катанию детей в хаски-парках? – Давайте для начала раскроем разницу между «рабочими» и «домашними» собаками. «Рабочим» собакам должно быть индифферентно, кого и куда везти. Тому пример – чукотские ездовые. «Домашние» СЕСы имеют обыкновение «задаватся вопросами», что и зачем они делают. Хаски и маламуты то же все могут, но если отношение к ним как к собакам, а не как к членам семьи. У них огромное желание исследовать окружающий мир, решать задачи, получать удовольствие. Если покатушки это все обеспечивают, то почему бы и нет. Это очень индивидуально.
Все дело в попеДома у Николетты три модели нарт. В качестве полозьев используются беговые лыжи. Профессиональные полозья из цельного композита берегут для соревнований. Крупные соревнования по ездовому спорту проводятся в Америке и Европе. Второй вариант финансово доступнее, но в Европе обычно бывает мало снега, из-за чего часть маршрута приходится ехать по слегка прикрытой белой порошей грунтовке. От этого полозья быстро стираются. Нарты состоят из полозьев, ручки, передней дуги, рамы и прикрепленного к ней полога. Я, было, решил, что полог – это для пассажира, но Николетта меня тут же поправила:
И да, конечно, в конструкции нарт предусмотрены тормоза – мягкий в виде резинового коврика на пластиковых направляющих и жесткий стальной. На время стоянок ставят якорь – аналог ручника в автомобиле. К передней дуге нарт крепится потяг или центральный шнур, к которому цугом припрягаются собаки. Дорогие спринтерские нарты имеют очень подвижную конструкцию. Стоя на полозьях раму с пологом можно сложить вправо или влево в почти горизонтальном положении. Это нужно для управления: собаки бегут влево и каюр, чтобы не опрокинуть нарты, должен подрулить попой влево. Просто наклон тоже может закончиться невольным переворотом.
Каюр на 500 метровЯ этому искусству не обучался, но, тем не менее, Николетта дает мне возможность попробовать себя в роли каюра… Детали этого без преувеличения волнующего события моей жизни бесстрастно зафиксировала экшен-камера у меня на голове. Какой-то мужчина в лыжной маске поправляет камеру на моей голове. Другой мужчина, без маски, очень кстати советует держать ногу на мягком тормозе. Филипп подбегает, чтобы убрать якорь и помочь с мягким тормозом. Елена Алексеевна, придерживая собак за шлейки, отсчитывает: «Четыре, три, два, один, вперед». И понеслись…
Следующие сто метров я начинаю раскаиваться в том, что для большей устойчивости согнул ноги в коленях. Ноги от этого затекли, а ничего экстремального нет. Скорость упала до прогулочной. Зачем стараться ради чужака, который к тому же никак себя не проявляет?! Еще сто метров и хаски прямо на маршруте начинают… справлять нужду. Как мне потом объяснила Николетта, в этом ничего специфического нет. Собаки часто справляют нужду на трассе, в идеале – прямо на бегу. Можно попробовать отучить совсем, но тут все опять очень индивидуально. Это может быть особенностью перистальтики животных: из-за нервов они не могут сделать свои дела до прогона, а во время прогона стремятся избавиться от всего лишнего. С каждым разом громче и злее я кричу собакам «Вперед!» Хаски ускоряются. Потом еще ускоряются, и я вижу вдали Николетту. Она заблаговременно уехала вперед с другим каюром, чтобы остановить меня перед началом «сложного участка маршрута». Упряжка останавливается. «Все, ваш прокат закончен, – резюмирует итог нашей встречи Николетта, – можете вон с лыжниками поболтать». Вот так всегда, на самом интересном месте… Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|