Олег Шатов о самых опасных водителях, женщинах за рулем и отсутствии единой методики обучения в автошколах

Интервью    28 апреля 2018, 09:23
Олег Шатов о самых опасных водителях, женщинах за рулем и отсутствии единой методики обучения в автошколах
Директор казанской школы высшего водительского мастерства, автожурналист Олег Шатов в пресс-клубе портала «Вверх» назвал основные проблемы современных автошкол и назвал самую опасную категорию водителей

По мнению собеседника, чтобы действительно безопасно водить автомобиль, водителю приходится обрабатывать море информации. И на разговоры по мобильному телефону времени уже не должно оставаться в принципе. Он также признался, что женская манера управления автомобилем все же существует.

— Госавтоинспекция подготовила изменения в правила прохождения экзамена по вождению. Предлагается объединить практические этапы «Площадка» и «Город» в одно испытание для будущих водителей. Что вы об этом думаете?

— Ничего страшного я пока в этом не вижу. Идея хорошая, но вопрос — как это все реализуется на практике. В принципе я согласен, что кандидат на получение водительского удостоверения должен ездить не на площадке, а в реальном городе, и выполнять требования, которые предъявляются ко всем водителям.

Парковаться он должен между автомобилями на узенькой парковке, а не в квадрате 9 на 3 метра, который предлагается на экзамене в ГАИ. Ну и маневрировать в узком пространстве не между нарисованными полосочками с какими-то фишками. Вопрос — в качестве подготовки, чтобы будущий водитель все это умел делать.

Как автолюбитель я обращаю внимание, что подавляющее большинство инструкторов автошкол учат водить автомобиль по проспектам города со скоростью 20 км в час по средней полосе, что мешает окружающим на дороге.

Почему начинающих водителей не учат ездить на тех скоростях, на которых они будут ездить в дальнейшем? Человек, получив права, выезжает на дороги. И начинает всем мешаться. Люди начинают ему мстить, подрезать.

— Какой вы представляете идеальную систему обучения в автошколе и каким должен быть экзамен?

— Должна быть определенная система. Инструкторы должны работать в одном ключе, а то сейчас получается — кто в лес, кто по дрова. Само вождение каждый инструктор преподает по-своему.

В итоге преподаватель в автошколе учит одним технологиям проезда круговым движением, инструктор говорит: «Ты его не слушай. Он теоретик, а я практик, и я тебе лучше расскажу». И он учит еще двум технологиям: одной для экзамена, а другой — для жизни.

А когда человек, сдавший на права, садится за руль своего автомобиля, и сажает рядом друга или соседа для подстраховки на первых порах, сосед говорит, что круги надо проезжать по-другому.

И у человека каша в голове — четыре способа проезда кругового движения, из них ни одного правильного. Так что проблема есть: в автошколе одно, на экзаменах второе, а в жизни вообще по-третьему.

Нет единой методики, технологии, нет единых приемов управления автомобилей.  И инструкторов не обучают тем знаниям, которые они и  должны передавать своим ученикам.

Что касается экзамена, то мы не в силах повлиять на этот процесс. Но мне кажется, человек должен ехать в потоке с той скоростью, с которой ему надо будет ездить по городу. Он не должен мешаться окружающим, но должен уметь уверенно перестраиваться в потоке, развернуться, припарковаться. Он не должен создавать окружающим помехи на дороге, а должен влиться в поток.

Невозможно сразу всему научить в автошколе. Научился, получил навыки — надо их отточить. Знания и худо-бедно умения должны давать в автошколе, навыки надо развивать в дальнейшем, а опыт — это уже время. Хотя бы год человек должен проездить за рулем, чтобы развиваться дальше. Чудес не бывает.

- Какие водители, на ваш взгляд, представляют наибольшую опасность?

— Самая опасная категория водителей — со стажем около двух лет, когда они якобы уже профессионалы, пальцы веером. Тогда и приходит чувство ложной самоуверенности.

— Кто приходят в вашу школу?

— Либо те, кто пока боится сесть за руль или те, кто чувствует себя неуверенно за рулем. Они приходят к выводу, что надо чему-то учиться. Кто-то мужественно продолжается учиться самостоятельно методом собственных проб и ошибок. Приходят водители, которые уже несколько лет за рулем, но происходит авария…

Однажды к нам пришел молодой человек с двухлетним стажем. Он поймал две крыши (дважды перевернулся). Есть категории, которых приводят насильно. Есть люди, которые дошли до уровня осознанной некомпетентности.

— Чем обучение у вас отличается от учебы в обычной автошколе?

— Всем. Обычный водитель управляет автомобилем на 1,5 - 2 процента. То есть 1,5 - 2 процента знаний закладывают в автошколе.

Опытный водитель, который ездит уже несколько лет, управляет автомобилем на 5 процентов. Когда меня спрашивают, что же мы даем в нашей школе, я отвечаю: «Остальные 95 процентов».

По крайней мере, стараемся. Если уровень человека после нашего обучения дойдет до 10 - 15 процентов, уже будет здорово.

Не надо строить иллюзий. Такая составляющая, как опыт — это, прежде всего, фактор времени. Мы даем знания, новое понимание. Но так, чтобы через пять дней человек стал другим, — такого не происходит. Сначала ломка происходит в голове, а навыки приходят со временем, опытом. Через несколько лет человек начнет себя чувствовать по-другому.

Главное — мы даем толчок для дальнейшего развития. Мы ставим руки, показываем, как правильно крутить руль. Человек начинает интересоваться, как же правильно, пытается докопаться до истины.

У нас есть такая тема, как защитное вождение. Мы открываем человеку глаза, и он начинает по-другому смотреть на дорожное движение, меньше рисковать. Уровень его осознанного риска мы пытаемся перевести к уровню его реального риска. Человек, владея этим багажом, начинает меньше рисковать.

Как говорят наши друзья-англичане, водитель должен обладать незаурядным интеллектом. Чтобы действительно безопасно водить автомобиль, водителю приходится обрабатывать море информации.

На разговоры по мобильному телефону времени уже не должно оставаться в принципе. Информации в городском движении огромное количество, когда ты ее действительно видишь и перерабатываешь.

— Почему на дорогах нередко творится безобразие?

— Одна из причин — в отношении человека к вождению автомобиля. Многие считают, что это занятие, которым можно пренебречь. Я часто вижу, что водители за рулем держат в руках планшеты.

Или сегодня ехал — видел, что водитель едет и параллельно смотрит на какой-то чертеж. Этот человек точно думает не о дорожном движении. Отсюда мы и получаем проблемы.

— Казанских водителей часто ругают за манеру вождения. Представители из других регионов утверждают, что у нас очень невоспитанные водители. Так ли это по вашим ощущениям?

— То, что у нас в основной массе отвратительные водители — это правда. Хотя в Красноярске, где я недавно был, водители мне не показались особо вежливее. Поворотники там тоже не любят включать. А вот в Ханты-Мансийске даже водители люксовых иномарок поворотники включают.

На дорогах у нас происходит броуновское движение. Каждый сам за себя. Люди у нас не чувствуют себя винтиками единого часового механизма, который будет исправно работать, и тогда всем будет хорошо. Каждый едет так, как ему удобно и как хочется.

— Есть ли на ваш взгляд женская манера вождения?

— Честно говоря, есть. Не буду лукавить — сегодня же не 8 Марта. Есть отличия и в манере вождения, и в восприятии информации. Но всегда есть исключения, свои красавцы — как в прямом, так и переносном смысле.

— С девушками работать сложнее?

— Приятнее. Они намного скромнее в самооценке. Они кропотливо все записывают, что хотя бы говорит об ответственности. Они ответственно подходят к занятиям. Но иногда на практике что-то такое выкинут!

Женщины в принципе спокойнее и ездят спокойнее.

Типичное отличие мужской и женской манер можно проследить на моргающем зеленом. Мужчина в этом случае давит на газ, а женщина — на тормоз.

Но сотовыми телефонами, смсками в основном женщины балуются. Мужчины просто болтают, а женщины именно сообщения отправляют за рулем, а сзади еще ребенок сидит. А мужики торопятся куда-то, и параллельно пытаются решать какие-то дела.

— Существует мнение, что некоторым людям просто не дано научиться водить. Встречались ли вам такие?

— Я думаю, в любой области встречаются люди, которым просто не дано. Очень много было девушек, которые приходили и интересовались, были ли у нас случаи, когда человек был необучаем. Я отвечал, что были, но это был мальчик.

У нас реально был парень, про которого можно сказать, что ему не дано. Было страшно, что он может сесть за руль и поехать. Но мне кажется, он не сел.

У него были явные проблемы с головой. Девочки были тяжеленькие, но воспитуемые. Вопрос — сколько времени надо потратить на человека.

— При какой температуре надо менять резину на летнюю?

— Сегодня уже можно (смеется). Считается, что когда ночью температура ниже нуля не опускается, уже пора. Я уже давно «переобулся». Но рано утром и в тени соблюдаю особую осторожность.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

18.07.2024 Андрей Егоров: В парламент надо идти работать, а не за значком депутата Какие проблемы остаются в сфере обращения с коммунальными отходами, как депутаты совершенствовали механизмы расселения аварийного жилья и что делается для...
10.07.2024 Леонид Якунин: Во время работы парламента 6 созыва ситуация в экономике была неординарной О расходовании бюджетных средств, налоговых льготах для промпарков и самозанятых, финансировании из федеральной казны проектов в Татарстане в интервью главному...
04.07.2024 Марат Галеев: «Была установка: кто выживет, тот выживет. В Татарстане была иная политика» О том, как вовремя принятые законы влияют на экономику, как республике удалось сохранить ключевые предприятия, о командной работе с Правительством Татарстана и...




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх