Все утекло и ничего не меняетсяИнтервью    15 мая 2018, 08:51
«Воронеж должен быть уничтожен»– Василий Михайлович, в чем особенность новых санкций? – Особенность в том, что впервые под санкции попадает частная компания, а именно «Русал», владельцем которого является Дерипаска. До этого персональные санкции распространялись на конкретных людей, а с компаниями, которые им принадлежат, ничего не происходило. Учитывая, что у «Русала» основной экспортный рынок – Соединенные Штаты Америки, у этой компании возникают большие проблемы. – На 15 мая Госдума запланировала рассмотрение законопроекта об ответных санкциях против США. К чему может привести данная инициатива в случае ее реализации? – Сейчас очень сложно что-то обсуждать, но саму идею ответных санкций я воспринимаю как абсурдную. Это все равно, что сказать: «Воронеж должен быть уничтожен». К примеру, у нас со времен Советского Союза сохранилась титановая отрасль. Отрасль современная, экспортирующая продукцию во многие страны мира, в том числе поставляющая детали «Боингу» и «Аэрбасу». Мы можем гордиться, что с совместно с иностранными компаниями страна создает современные высокотехнологические товары.
Предлагают запретить экспорт ракетных двигателей, они тоже хорошо покупаются американцами. Давайте запретим. Если раньше у России было больше 50% рынка космических запусков, то сейчас уже 15%, а дальше мы и вовсе уйдем с рынка. И будет у нас только рогозинский батут на вооружении. – В свете падения российского фондового рынка ожидается ли отток капитала за рубеж? – Чтобы что-то утекало нужно, чтобы что-то притекало. По-другому не бывает. У нас основной отток капитала пришелся на 2014-2015 годы. Если цены на нефть существенным образом расти не будут, а страна по-прежнему зарабатывает исключительно на экспорте сырьевых ресурсов, то оттока капитала не прогнозируется – все, что могло, уже вытекло. Притока капиталов, к сожалению, тоже не ожидается. При нынешнем бизнес-климате ни национальные, ни иностранные инвесторы вкладывать в российскую экономику ничем не мотивированы.
Допроверялись– А что не так с бизнес-климатом? Если верить телевизору, он только улучшается… – Можно бесконечно долго рассуждать об улучшении бизнес-климата, но отдельные решения чиновников говорят об обратном. У нас очень мало инноваций. Одна из инноваций - Telegram. Что делает умное правительство? Вместо того чтобы гордиться, что это сделано у нас и что на это не потребовалось ни нефти, ни газа, правительство это запретило. Или вспомните историю с московскими ларьками, когда чиновники очень высокого ранга заявляли, что свидетельство о собственности - бумажка… Это – первое. Второе – продолжающиеся в кавычках проверки, которые не достигают заявленных целей. Я здесь и о событиях в Кемерово, и о «Хромой лошади» до этого, и, допустим, о городе Мытищи, в котором живу. Вы пройдите по любой улице Мытищ и ответьте на вопрос: «Можно ли сказать, что эта улица была создана при каком-то содействии районного архитектора?» Везде разноцветные заборы, разноплановые строения – одно в длину стоит, другое по диагонали, третье наперекосяк… Районный архитектор имеется, но он закрывает на это глаза. Можно предположить почему. И так практически везде. – Обещанных темпов роста экономики на уровне 3,5-4%, соответственно, ждать не следует? – Я не вижу этому предпосылок. Частных инвестиций, как я уже сказал, почти нет, а государственные неэффективны. Хорошо, что сейчас цена на нефть пошла вверх, деньги появились, но при этом у нас исчез Резервный фонд. Его просто съели. При этом надо понимать одну вещь. Современная экономика она глобальная и интересна своими инновациями. Здесь, к сожалению, огромная черная дыра. Посмотрите, у нас же все, чем мы гордимся, на самом деле откуда-то было вытащено. Наш знаменитый танк Т-34 делался на базе американского «Кристи». Наши ракетные двигатели – создавались на базе немецких технологий. Наш реактивный первенец самолет Ту-104 летал, по сути, на двигателях, полученных по лицензии от Великобритании. Автомобили «Жигули» и «Москвич» также имели зарубежные корни. Про компьютеры можно не говорить – всем все понятно. Если не могли сами, значит это либо покупали, либо просто крали технологии. А сейчас уже ни того, ни другого делать не можем. Зато все делаем для того чтобы закрыться от мира.
Бедный несчастный Дерипаска– Фондовый рынок частично отыграл падение. Надолго ли? – Рынок отыграл, потому что цены на нефть высокие. Как бы там Центральный банк не хорохорился, курс рубля определяется пока нефтью и ничем более. – Планы по увеличению МРОТ до прожиточного минимума и выплаты за первого ребенка с обывательской точки зрения должны привести к росту доходов населения… – Для того чтобы у людей росли доходы, они либо должны иметь возможность сами зарабатывать деньги, с чем государство активно борется, либо получать деньги за счет бюджета, чему государство активно способствует, но при этом бюджет связан с налогами, которые платят компании и население. А с налогами у нас ситуация такая. С одной стороны, есть стремление их поднять, в том числе путем увеличения пенсионного возраста и введения прогрессивной школы. С другой стороны, российским бизнесменам, попавшим под западные санкции, разрешили не отчитываться о доходах и не платить налоги в России.
Найти деньги для выплат за рождение первого ребенка – это не проблема. ЦБ возьмет и напечатает. А чтобы это не отразилось на инфляции, можно поднять кредитную ставку. – Соответственно, ипотечная ставка тоже повысится? – У нас до последних событий снижалась инфляция и, соответственно, снижались кредитные ставки. Сейчас мы видим всплеск падения курса рубля. Вопрос в том, насколько этот тренд окажется долгосрочным. Будет долгосрочным, значит, скажется на инфляции. Значит, ЦБ опять вернется к жесткой монетарной политике. При том, что она и сейчас сверхжесткая. Потому что при падении рубля люди бегут покупать доллары. Чтобы люди не покупали доллары, надо поднимать ставку на рубль. Если ни у кого нет рублей, покупать доллары не на что.
Близко к кладбищу– Есть впечатление затишья на банковском фронте. Или банки по-прежнему лопаются? – За неделю в среднем отзывается по лицензии. И затишье на самом деле не затишье… Здесь больше подходят слова: «Тишина как на кладбище». Одни банки лопаются, другие просто трепыхаться перестали. Сложившаяся система предполагает, что могут остаться лишь те банки, у которых дешевое фондирование. Это государственные банки. К ним же бегут все клиенты. Мы же понимаем, что государство не допустит банкротства своих банков. Так, по крайней мере, кажется сейчас – еще не вечер. А раз системы страхования для юрлиц нет, то, соответственно, весь бизнес ушел в госбанки. Частным банкам остается пылесосить депозиты физических лиц. Напылесосили – куда их дальше? Кому их передавать? Возникает структурный избыток ликвидности. – Чтобы вы посоветовали нашему правительству для исправления ситуации? – Прежде всего, соблюдать собственное законодательство. И не избирательно – это мы соблюдаем, а то нет, – а соблюдать все. Те законы, которые глупые, их необходимо отменить, включая идиотские санкции, наложенные по сути на собственное население. Второе – это не уничтожение конкуренции, что сейчас происходит, а ее развитие. Ничего лучше конкуренции в качестве стимула для развития не придумано. А у нас делается обратное, хотя на словах говорится о том, что конкуренцию надо развивать. Третье – перестать с маниакальной упертостью инвестировать в оборону и силовые ведомства. Заметьте, это началось в 2012 году и тогда же в стране еще до всяких крымов остановились темпы роста при высокой цене на нефть. При сложившейся структуре бюджета скоро будет нечего оборонять и некого защищать. – Рядом с Казанью, где я живу, находится город Зеленодольск, где большая часть собственно зеленодольских рабочих мест связана с оборонкой. Это POZIS и завод имени Горького. Без оборонзаказа тысячи людей останутся без работы… – А почему бы не наладить мирное производство? Например, производство квадроциклов.
И при этом там нет ничего сложного. Мотоциклетный двигатель, железки, аккумулятор, пластик и резина. Кто мешает их делать на одном из ваших заводов? Но не так чтобы они самораспадались на части, как это происходит со «Стелсом», клепающим квадроциклы из китайских комплектующих. На это нужны деньги. Их можно либо в банке одолжить, либо провести IPO. Требуется технология – ее можно купить по лицензии. Это все, конечно, гораздо сложнее, чем просто осваивать бюджетные средства, но и гораздо перспективнее. Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|