«За некоторые темы опасно браться. Тут с Господом Богом имеешь дело»Общество    19 июля 2018, 15:47
В кинотеатре «Синема 5» (ТРК «Парк-хаус») состоялась премьера фильма казанского режиссера Алексея Барыкина «Осанна». Он посвящен преподобномученице великой княгине Елизавете Федоровной Романовой. Корреспондент портала «Вверх» побывал здесь и выяснил, что связывало сестру последней императрицы с Казанью, как режиссер спорил с Илзе Лиепа и духовником Андрея Мерзликина и почему картину отказались продать каналу «Россия-1». Чуть более полугода назад возник замысел этого фильма. Тогда еще не было точно понятно, кто из звезд будет играть в нем, одобрят ли его церковные иерархи и православная общественность. Знали точно одно, картину непременно нужно показать 18 июля – в столетие со дня гибели Елизаветы Федоровны. Ее и других Алапаевских мучеников (членов дома Романовых) казнили, сбросив в шахту, через день после расстрела царской семьи. И вот - премьера, которую открывает митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (лента снята по его благословлению), а среди вип-гостей присутствуют глава Исполкома Казани Денис Калинкин, председатель Общественной палаты РТ Анатолий Фомин, худрук Качаловского театра Александр Славутский. Фильм длится чуть меньше часа, но очень насыщен как в познавательном, так и эмоциональном плане. Кадры кинохроники органично сочетаются с павильонными и натурными съемками. А проходили он в самых разных уголках света: Казань, Москва, Алапаевск, Иерусалим, Дармштадт. Балерина Илзе Лиепа ведет повествование от лица главной героини. А Александр Михайлов и Андрей Мерзликин выступают в роли «светлого» и «темного» рассказчика.
Удачно выстроена драматургия. Начинается эта история почти как сказка: красивейшая невеста Европы, принцесса Гессен-Дармштадская, внучка английской королевы Виктории выходит замуж за великого князя Сергея Александровича Романова. В России ее поезд встречают тысячи восторженных людей. Затем везут по городу в золотой карете Екатерины II в сопровождении форейторов в золотых ливреях. Жители домов, мимо которых проходил кортеж, украшали их флагами и цветами. Кто мог подумать, что это начало ее крестного пути?
Безупречная репутация, отдаленность от политики, любовь простого народа не спасут Елизавету Федоровну в 1918 году. Большевики зверски убьют ее. История со сказочным прологом завершится трагическим почти библейским финалом. Вплетается в сюжет и казанская линия. Мало кто знает, что княгиня духовно окормлялась у старца Гавриила Седмиозерного – настоятеля Седмиозерной пустыни. Очень почитала она Казанскую икону Божией Матери, а после ее похищения обустроила под Казанским собором (ныне воссоздаваемым) пещерный храм. К слову, автором проекта был знаменитый архитектор Щусев, построивший Марфо-Мариинскую обитель, а в последствие Мавзолей Ленина. Частички мощей преподобномученицы Елизаветы Федоровны хранятся в Казанско-Богородицоком монастыре. А сами мощи находятся в храме Марии Магдалины в Иерусалиме.
Митрополит Казанский и Татарстанский долго благодарил авторов за то, что были порой чересчур настойчивы, «дергали его за рукав», чтобы он благословил съемки. Сам режиссер воспринимает удачный финал этого проекта как чудо. Нет, не потому что картина создавалась вопреки (хотя трудности были), просто все обстоятельства сложились именно так, как надо.
Прихожанин обители и меценат Андрей Колмаков захотел воздать должное памяти Елизаветы Федоровны и заодно рассказать ее удивительной и трагической судьбе. Все-таки широкой публике она малоизвестна, поскольку находилась в тени своей родной сестры, императрицы Александры Федоровны Романовой. К слову, ранее Андрей Колмаков уже профинансировал фильм о Казанской иконе Божьей Матери «Заступница». Снимал его также Алексей Барыкин. Так что опыт совместной работы был. С кастингом помог известный актер Николай Бурляев, снимавшийся в «Заступнице». Он в частности и порекомендовал кандидатуры Илзе Лиепа, Александра Михайлова и Андрея Мерзликина. Очень важно было, чтобы артисты были искренне верующими людьми.
Так что, по словам Алексея Барыкина, конкретно под этих актеров в итоге и писался сценарий. Они повлияли на него своими образами. Кстати, по московским меркам звезды снимались практически на энтузиазме. Размер их вознаграждения за всю работу равен гонорару одного дня. Но без проблем не обошлось. - Артисты подошли к делу настолько ответственно, что несколько раз проект чуть не сорвался, - иронизирует режиссер. – Илзе Лиепа несколько раз переносила уже назначенные съемки, так как сомневалась, правильно ли мы преподносим в фильме определенные факты. А Андрей Мерзликин чуть не отказался от роли, потому что его духовник посчитал, что она слишком мрачная, негативная и не благословил его сниматься. Я спрашиваю: «Андрей, ты бандосов каких-то играешь, а тут не будешь?» Он говорит: «В этом случае нет». Мы разговаривали с духовником, спорили. В итоге он сказал: «Ладно, я согласнее на что угодно, только в конце пусть Андрей скажет: «Аминь». Я согласился, пусть последнее слово в фильме будет «Аминь» от Андрея. Алексей Барыкин доволен реакцией зрителей на фильм, но признается, что когда смотрит картину, видит одни недостатки: где-то недоделали, недокрасили. Но это технические моменты. Главное для автора, чтобы фильм не обидел кого-то, не спровоцировал конфликт. - Это большая ответственность. За некоторые темы очень опасно браться. Тут все-таки с Господом Богом имеешь дело. Не хочется прогневить его тем, что сделаешь это как-то недостойно, переврешь, переиграешь.
Что касается финансовой составляющей проекта, то здесь позиция принципиальная позиция мецената Андрея Колмакова такая – фильм снимали не для того, чтобы на нем зарабатывать. «Осанну» должны бесплатно увидеть максимальное количество людей. - Даже была возможность продать картину каналу «Россия-1» и это бы окупило все вложения, - говорит Алексей Барыкин. - Но тогда они получили бы права на фильм, и никаких бы бесплатных показов не было. Андрей Колмаков отказался от этого предложения. Ленту будут время от времени показывать на каналах «Спас» и «Союз», «ТНВ». Планируют организовать премьеру в Москве. Со свой стороны владыка Феофан пообещал приложить все усилия, чтобы фильм попал на центральные каналы. Михаил Тихонов
Вернуться назад Новости рубрики
|
|