Роман Лизалин: «Вот люди говорят, что мы герои. Но на самом деле мы просто делаем свою работу»

Интервью    31 июля 2018, 11:09
Роман Лизалин Фото: realnoevremya.ru
Роман Лизалин Фото: realnoevremya.ru
Капитан «Арабеллы» рассказал, что помогло в момент той страшной трагедии с «Булгарией» спасти столько людей

На прошедшей неделе состоялось торжественное вручение Республиканской Премии «Герои нашего времени» капитану корабля «Арабелла» Роману Лизалину.. 10 июля 2011 года он организовал аварийно-спасательную операцию, в результате которой были спасены 77 пострадавших при крушении теплохода «Булгария». В интервью порталу «Вверх» он рассказал, почему не считает себя героем, почему на флоте сегодня много лишних людей, и как государство могло бы поспособствовать в строительстве новых судов.

«Если ты видишь, что это не твое, лучше все бросить и заняться тем, чем нравится»

- Роман Евгеньевич, на прошлой неделе «молодогвардейцы» вручили вам премию «Герои нашего времени».  Насколько вам ценна эта награда, и придаете ли вы ей какое-либо значение?

- Конечно, мне польстила эта награда, Мне приятно, что люди оценили мою деятельность, дали оценку моему поступку.  Приятно осознавать, что кто-то посчитал, что я достоин этой премии. Но единственное, я себя героем не чувствую.

Я считаю, что эту награду нужно разделить со всем моим экипажем, с кем я в тот момент находился на вахте и участвовал в спасении людей.

- А вообще, существуют ли сегодня герои именно нашего времени?

- Безусловно. Постоянно возникает люди, которые не щадя себя, совершают серьезные поступки. Любой поступок, который идет от сердца, и который помогает в трудной ситуации кому-то - я считаю, что это уже героический поступок. В чём Россия и Татарстан выделяются среди других государств? Не тем, что у нас огромные запасы полезных ископаемых, хотя, это тоже, конечно.  Наши люди необычные, они особенные. Могут сплотиться в трудную минуту, подержать друг друга. Нужно просто побольше показывать таких людей, говорить о них.

Вот люди говорят,  что мы герои, что спасли столько людей. Но на самом деле мы просто делаем свою работу. Я даже не уверен,  что за это нужно как-то благодарить. Это обычная наша работа. Мы к этому себя готовили, сознательно на это шли. Это не просто спонтанное мероприятие, это были организованные действия, отточенные профессионализмом моего экипажа.

Есть люди, которые ежедневно совершают свой подвиг. Это и пожарные, и спасатели, врачи и даже учителя, которые посвящают себя своему делу, вкладывая в детей частичку себя.

Я как-то попробовал себя в роли учителя - очень тяжело. И эти люди любят свою работу, несмотря на небольшую зарплату.  И это тоже героизм, самый настоящий.

Вот об этом нужно говорить!

- То есть, по-вашему, герой тот, кто качественно выполняет свою работу, находясь на своем месте?

- Конечно. Если ты видишь, что это не твое, лучше бросить все, и заняться тем, что тебе больше всего по вкусу. То, что тебе близко. Люди, когда выбирают профессию, должны представлять ее очень хорошо. А если человек начинает работать, понимает, что это не его, хлопает дверью и уходит, это случайные люди. Если каждый будет выполнять свою работу, находясь на своем месте, тогда и аварий будет гораздо меньше, и других чрезвычайных ситуаций.

- А что вы преподавали?

- В свое время преподавал в речном училище «Наставление по борьбе за живучесть судна». Это тот предмет, который чрезвычайно важен и является основополагающим в безопасности эксплуатации флота.

И действия по применению в разных ситуациях наработанных навыков - это всё как раз в этом предмете. 

- Не получилось позже работать со своими бывшими студентами?

- Конечно приходилось! В этом отношении мне было немножко попроще. Я смотрел на тех ребят, у которых есть огонек в глазах, и брал их к себе на судно. А ребята, в свою очередь, шли за мной, им было интересно.

- И на «Арабелле» были бывшие ваши студенты, когда вы провели спасательную операцию?

- Да, и бывшие студенты, и ребята, с кем мне приходилось работать на других кораблях. Всем я им очень благодарен.

Какой частный бизнес захочет отдать миллиард, и только через 50 лет получить его обратно?

- Что необходимо, по вашему, для того, чтобы сделать свою карьеру на воде?

- Меня часто приглашают в различные учебные заведения, в школы на всевозможные внеклассные часы, Я никогда не отказываюсь. Я не только как-то пытаюсь популяризовать свою профессию, но и рассказываю ребятам о подводных камнях.

У нас молодые люди купаются на пляже, видят белый теплоход, на котором играет музыка, всё так красиво, и они представляют, как они бы там работали во всей этой красоте. Но есть ещё обратная сторона медали, это, собственно, сама работа, которой легкой точно не назовешь.

Нужно преодолевать себя, там присутствует дисциплина. Вот об этом я стараюсь рассказывать, чтобы потом дети не были теми случайными людьми в профессии.

Все речники, моряки, дальнобойщики, у кого работа находится удаленно от дома, сталкиваются с тем, что их родственники, дети, жены вынуждены ждать их на берегу. Ушел муж в навигацию в мае, и вернулся в ноябре...

Казалось бы, это очевидные вещи, но когда человек морально не готов к этому, приходится туго. Некоторые не выдерживают, и уходят с флота. И получается, что государство на его обучение деньги потратило зря. Да и сам он мог бы с большей пользой потратить свое упущенное время.

- Какие проблемы отечественного флота вы бы назвали более актуальными

- Первая проблема - это кадровый голод, вторая - это инфраструктура. Есть места на Волге, где крупнотоннажным судам пройти из-за мели невозможно.  Ну и третья проблема - это старые суда.

Все, что было построено, сделали в СССР. Так долго продолжаться не может.

Что нужно делать? Нужно менять все, если мы хотим, чтобы наш флот был могучим. Нужно обязательно участие государства. Вот мы все говорим, что у нас проблемы - перегруз на дорогах. Но это смешно. Тратим колоссальные миллиардные средства на строительство новых дорог, на поддержание старых, но можно посмотреть в другую сторону.

Мы живем в такой стране, в которой уже есть готовые дороги. Нужно только поддерживать эту водную инфраструктуру. Она требует минимальных вложений на сегодняшний день. Нужно поддерживать речной флот.

Раньше был единый кластер министерства транспорта, которое распределяло грузы между участниками рынка.

Сейчас мы находимся в неравной конкуренции с железнодорожным транспортом. В свое время государство выделило большие дотации и субсидии на развитие железнодорожных перевозок.

Менялся подвижной состав, ремонтировались железнодорожные пути, делались колоссальные дотации на перевозки. То есть цена перевозимого груза была настолько интересной, что заказчик просто не рассматривал другой вид транспорта кроме железнодорожного. Потому что были и налоговые преференции и т. д.

Мы пишем письма на уровне российского правительства и говорим о том, что давайте поставим в равные условия флот и железнодорожный транспорт. Хотя бы на период навигации. Если вы нам не хотите давать дотации на перевозки речным флотом, то тогда давайте хотя бы отменим дотации в период навигации. Стоимость перевозки на реке пока выше, чем на железной дороге.

Что касается строительства новых судов, власти слышат наши чаяния и что-то делается в этом направлении.  Есть утилизационный сбор при строительстве нового судна, субсидирование процентной ставки, и считается, что частный бизнес должен прийти на строительство судов.

Эти преференции, которые сегодня государством в рамках поддержки строительство нового флота оказываются немного несоизмеримыми. К примеру, самый быстроокупаемый флот - нефтеналивной. Танкер окупается за 10 лет. У грузового судна окупаемость - лет 20. Если мы говорим про пассажирский, то его окупаемость от 30 до 50 лет. А преференции у всех одинаковые. И это несправедливо: кто-то нефть возит, а кто-то пассажиров, старается поднять наш туристический флот.

Мы говорим, давайте сделаем градацию: кому-то чуть больше преференций, кому-то чуть меньше.

Стоимость стометрового туристического  судна варьируется от 1 до 3 миллиардов рублей. Какой частный бизнес захочет отдать миллиард, и только через 50 лет получить его обратно?

Конечно, тут нужно государственное участие. Тем не менее, три года назад заложили строительство трех пассажирских круизных судов.

У меня давно было идея сделать маршрут Москва - Севастополь. Чтобы иностранцы посмотрели, как живут в Крыму, что никто там под дулом автоматов не ходит, как многие думают, люди счастливы. Среди иностранцев речные круизы в нашей стране очень популярны, потому что у многих просто нет такого природного великолепия.

Конечно, со строительством новых судов сегодня тоже есть определенные финансовые трудности.  С экономической внешней конъюнктурой и ценник немного меняется, однако, строительство идёт.
 

Мы обязаны иметь свою флотилию. Рано или поздно это случится

- Ну и последняя из главных проблем — это кадры. Кто пойдёт на реку на 6 - 7 месяцев в навигации, если он эти деньги может заработать на берегу. Да не будет таких людей!

Кроме того наблюдается низкая подготовка кадров, поскольку в училище идут те, кто уже не смог никуда поступить. Отсюда много случайных людей на флоте.

Для того, чтобы построить новое судно, необходимо 3 - 5 лет.

Для того, чтобы воспитать хорошего капитана, уходит десятилетие. Если мы даже сейчас найдём деньги, и построим суда, то кому на них работать?

Степень автоматизации, оснащения совершенно другая, технические средства на высоком уровне. Надо готовить кадры.

Мы сейчас активно продвигаем строительство кампуса в Казани на базе филиала Волжского государственного университета водного транспорта.  Студенты из других регионов захотели себя связать с рекой, а им, по сути, жить негде.  Вроде как нас поддержали, руководство республики тоже не против.

Я понимаю, что невозможно щелкнуть пальцем и проблемы разом рассосутся. Но всё равно мне хотелось чтобы ситуация менялась побыстрее. У нас армия модернизируется куда быстрее речного флота.

Когда я был маленьким, как я гордился тем, что у меня мама и папа речники. Они идут в форме, нарядные. Речники - это была особая каста. У них и зарплата была хорошая, и дефицитных товаров всегда было в достатке.

А сейчас что?

Уже второй пассажирский теплоход скоро встанет на рейд. Из них выжимают остатки соков, ну и что, мы хотим еще  одну «Булгарию»?!

- Все настолько плохо?

- Сказать, что все  плохо я не могу. В этом году в Татарстане заложили два прогулочных судна на Зеленодольском заводе имени Горького. Я курирую строительство, сейчас мы ведем проектные работы, начинаем стройку, И если всё будет нормально, возможно, что на следующий год мы их увидим на реке. В крайнем случае через год. Заказчиком скорее всего станет Татарстан.

Есть идея использовать эти суда на Казанке. Чтобы можно было на них прокатиться, от Чаши, от стадиона «Казань арена»... У нас такая красивая Казань!  И выходить на Волгу, прогулки совершать в Свияжск. У нас много кто хочет этим бизнесом заниматься, но нет таких судов, которые могли бы пройти под невысоким Кировским мостом. А мы специально делаем их невысокими.
Мы обязаны иметь свою флотилию. Рано или поздно это случится. Мы все равно к этому придём. В любом случае люди понимают, что использовать готовые речные «дороги» - это экономически целесообразно.

Олеся Кучеренко



Вернуться назад






Новости рубрики

18.07.2024 Андрей Егоров: В парламент надо идти работать, а не за значком депутата Какие проблемы остаются в сфере обращения с коммунальными отходами, как депутаты совершенствовали механизмы расселения аварийного жилья и что делается для...
10.07.2024 Леонид Якунин: Во время работы парламента 6 созыва ситуация в экономике была неординарной О расходовании бюджетных средств, налоговых льготах для промпарков и самозанятых, финансировании из федеральной казны проектов в Татарстане в интервью главному...
04.07.2024 Марат Галеев: «Была установка: кто выживет, тот выживет. В Татарстане была иная политика» О том, как вовремя принятые законы влияют на экономику, как республике удалось сохранить ключевые предприятия, о командной работе с Правительством Татарстана и...




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх