Ирина Аксенова: «Здесь в 1937 году появился пятилетний мальчик Вася»Общество    20 августа 2018, 10:41
Коммунальная квартира – 8 человек на 4 комнаты- Ирина Александровна, почему для создания музея было выбрано именно это здание? Какую роль оно занимает в жизни Василия Аксенова? - Этот дом стал музеем неслучайно. Здесь в 1937 году в возрасте пяти лет появился мальчик по имени Вася. Его в квартиру своей тети, сестры отца, Ксении Васильевны привезли из детского дома в Костроме, куда он попал после ареста своих родителей Евгении Гинзбург и Павла Аксенова.
- В каких условиях жила семья писателя? Сколько комнат занимала? - Это была коммунальная квартира с достаточно стесненными условиями. Одно помещение, чтобы хоть как-то разграничить пространство, поделили высокими перегородками. Получились 4 маленькие комнаты, в которых жили 8 человек: семья тети Василия Аксенова, а также ее взрослой дочери. Маленький Василий сначала спал под столом на раскладушке, потом под крылом бабушки на кровати, затем на сундуке и уже позже на отдельной кровати. Во время войны в квартире останавливались эвакуированные из захваченных городов люди. Был даже случай, когда одновременно проживало 20 человек. Семья тети Василия Аксенова занимала 4 маленьких комнаты в коммунальной квартире - Как приняли маленького Васю его родственники? - Ксения Васильевна была очень добрым человеком. Практически благодаря ей Вася рос, окруженный заботой, вниманием и теплом. Различий между родными детьми и им не делалось. Сундук, в котором «жила коробочка, в коробочке – баночка, в баночке глазик дедушкин»- Как повлияла Казань на Аксенова? - Конечно, этот период жизни сказался на становлении Аксенова как писателя. Из дома своей тети в начале 40-х годов он пошел в гимназию №19, располагавшуюся раньше на перекрестке улиц Толстова и Горького. Тогда жить под клеймом «дитя врагов народа» было серьезным испытанием, и события, которые прошли через детское сознание, оставили неизгладимый след.
Там он окончил школу и стал совершенно другим человеком: более самодостаточным, уверенным в себе и восполнившим пробелы в своем становлении как интеллигента. Три поколения Аксеновых на одном фото: Василий Павлович, Павел Васильевич (отец писателя) и Алексей Аксенов (сын) - Прослеживается ли казанский период жизни писателя в его произведениях? - Конечно, он отражается в его произведениях. Многие из них, несмотря на иносказательный язык, имеют в основе документальные и биографические признаки. Кроме того, всплывают под измененными именами дорогие ему с детства персонажи. - Например? - Здесь недалеко жил литератор Рустем Кутуй, сверстник Василия Аксенова, с которым они пересекались в детстве и даже играли. У писателя есть рассказ «Рыжий с того двора», посвященный как раз этому периоду жизни. Также у нас в экспозиции стоит сундук, прототип того самого из рассказа, в котором «жила коробочка, в коробочке – баночка, в баночке глазик дедушкин». Дело в том, что отец писателя Павел Аксенов, пребывая в заключении, потерял глаз. Василий Аксенов: «Сам Бог вам велел заняться моим домом»- Как создавался дом-музей? - Василий Павлович родился в 1932 году. 2007 год стал юбилейным. Мэр Казани Ильсур Метшин предложил писателю отметить 75-летие на Родине. Таким образом, образовалась цепочка событий, которая привела к проведению первого «Аксенов-феста». Во время этого масштабного литературного праздника писатель, естественно, посетил дорогие ему места, среди которых родительский дом на улице Муштари, в котором он провел первые годы жизни, и, конечно же, квартира его тети.
Свое 75-летие отметить в Казани Василию Аксенову предложил Мэр города Ильсур Метшин - Значит, вы – не родственники? - Нет. Я по своей основной специальности архитектор, никогда не думала, что моя жизнь войдет в «аксеновское» русло так глубоко. Мне очень импонирует его суть независимости, внутренней неподкупаемой свободы, очень понятны вкусы. - Как занялись созданием музея? - Я подошла к Василию Павловичу во время первого юбилейного фестиваля в Казани. Его отец, будучи председателем Казанского горсовета в конце 30-х годов (практически мэром города), начал строить театр оперы и балета, а я, уже в 1998 году, занималась реконструкцией театра. На открытии «Аксенов-феста» первой фразой писателя, когда он вышел на сцену была: «Я всю жизнь мечтал попасть в здание, которое построил мой отец. И вот, я здесь впервые и сразу на сцене».
Я сделала проект реставрации, познакомилась со всеми людьми, которые имели отношение к дому и его истории, еще были живы его родственники (Галина и Александр Котельниковы), которые хорошо помнили обстановку. В экспозиции каждый предмет стоит на том месте, где он был, когда здесь жил Аксенов, даже фикус - В каком состоянии к вам попал дом? - Это был такой потрепанный муравейник, но, когда начали копать, обнаружилась интересная историческая основа. Здание – элемент классической усадьбы начала XIX века. Один из последних собственников – Павел Апехтин. Его сестра была женой Карла Фукса. Она встречалась с Александром Пушкиным, устраивала литературные вечера. Вполне реально, что и в этом здании проходили встречи подобного рода. В 90-е годы дом остался бесхозным, долгое время стоял пустой, закрытый рекламными щитами.
Экспонаты пополнялись, менялись, к открытию было много арендованных вещей, с которыми мы постепенно расстались. Сейчас дом-музей включает такие помещения, как гостиная, мемориальная комната, современная экспозиция, сени, библиотека и офис сотрудников. Если мемориальная комната – это сердце, то гостиная – душа- На какие экспонаты стоит особенно обратить внимание? Какие личные вещи писателя представлены в экспозиции? - Совершенно уникальные экспонаты – два кресла и стол в стиле ампир, перекочевавшие из квартиры Евгении Гинзбург и Павла Аксенова. Несомненно, они сохранили энергетику родителей писателя и даже его бабушки и дедушки. На открытии сын писателя Алексей Аксенов подарил печатную машинку Kolibri, любимый рабочий инструмент Василия Аксенова, на котором он печатал свои известные произведения. Интересна шкатулка его тети - Ксении Васильевны, которая была большой рукодельницей, хорошей хозяйкой, добрейшей души человеком. Благодаря этим качествам, они пережили годы Великой Отечественной войны и справились с печатью репрессированных родственников. Гордость нашей экспозиции – радиола, которую нам подарил друг Василия Аксенова Гизя (Ильгиз Гизатуллин). Это радио они слушали тайком по ночам, пытаясь прорваться сквозь помехи на «Голос свободы». Экспозиция постоянно пополняется. В декабре прошлого года в последний раз встретилась с Галиной Котельниковой, племянницей писателя. Она подарила очень много артефактов, включая даже школьный табель с оценками Васи, подлинные фотографии, письма. В экспозиции представлена печатная машинка Kolibri, на которой Василий Аксенов печатал свои известные произведения - Какими воспоминаниями она успела с вами поделиться? - Очень многое рассказала о нем, как о человеке. По воспоминаниям одноклассников писателя он отличался от других детей, своих сверстников, это было сразу видно. В молодости был таким необузданным, независимым. На каждом этапе это по-своему проявлялось. - Какой жизнью сейчас живет музей? - Наша главная идея – «живой» музей, «живые» предметы и экспонаты, которые можно трогать. Если мемориальная комната – это сердце, сама коммунальная квартира, где за каждой дверью своя история, – перекресток времен, то гостиная – душа.
Ведь известно, что Василий Павлович очень любил джаз и даже завещал, чтобы в Казани был такой уголок, где можно послушать джаз, засвидетельствовать рождение нового таланта, выпить чашечку кофе. Так и сложилось. Гостиная - душа музея. Здесь регулярно проходят литературно-музыкальные вечера, встречи с писателями Сейчас готовимся к очередному «Аксенов-фесту», который пройдет с 13 по 16 сентября. Программа пока готовится, и мы не можем ее раскрыть, но будет очень интересно. Ждем всех в гости! Дом-музей открыт с 10.00 до 18.00 со вторника по субботу, с 10.00 до 16.00 в воскресенье, выходной - понедельник. Адрес: ул.К.Маркса, 55/31. Телефон: +7 (843) 238-62-32 Регина Нурулина, kzn.ru Вернуться назад Новости рубрики
|
|