Ирина Аксенова: «Здесь в 1937 году появился пятилетний мальчик Вася»

Общество    20 августа 2018, 10:41
Фото: соцсети
Фото: соцсети
Ирина Аксенова о том, как более 80 лет назад в коммунальной квартире на улице Карла Маркса появился мальчик Вася и какой была его жизнь в этом доме; увидели главные экспонаты, душу и сердце музея, а также узнали, что делает его «живым».

Коммунальная квартира – 8 человек на 4 комнаты

- Ирина Александровна, почему для создания музея было выбрано именно это здание? Какую роль оно занимает в жизни Василия Аксенова?

Этот дом стал музеем неслучайно. Здесь в 1937 году в возрасте пяти лет появился мальчик по имени Вася. Его в квартиру своей тети, сестры отца, Ксении Васильевны привезли из детского дома в Костроме, куда он попал после ареста своих родителей Евгении Гинзбург и Павла Аксенова.

В наши дни воссоздано помещение и те условия, в которых вырос будущий известный писатель и, можно сказать, человек мира. Здесь он прожил порядка 10 лет, отсюда пошел в школу.

- В каких условиях жила семья писателя? Сколько комнат занимала?

Это была коммунальная квартира с достаточно стесненными условиями. Одно помещение, чтобы хоть как-то разграничить пространство, поделили высокими перегородками. Получились 4 маленькие комнаты, в которых жили 8 человек: семья тети Василия Аксенова, а также ее взрослой дочери.

Маленький Василий сначала спал под столом на раскладушке, потом под крылом бабушки на кровати, затем на сундуке и уже позже на отдельной кровати. Во время войны в квартире останавливались эвакуированные из захваченных городов люди. Был даже случай, когда одновременно проживало 20 человек.

Семья тети Василия Аксенова занимала 4 маленьких комнаты в коммунальной квартире

- Как приняли маленького Васю его родственники?

- Ксения Васильевна была очень добрым человеком. Практически благодаря ей Вася рос, окруженный заботой, вниманием и теплом. Различий между родными детьми и им не делалось.

Сундук, в котором «жила коробочка, в коробочке – баночка, в баночке глазик дедушкин»

- Как повлияла Казань на Аксенова?

Конечно, этот период жизни сказался на становлении Аксенова как писателя. Из дома своей тети в начале 40-х годов он пошел в гимназию №19, располагавшуюся раньше на перекрестке улиц Толстова и Горького. Тогда жить под клеймом «дитя врагов народа» было серьезным испытанием, и события, которые прошли через детское сознание, оставили неизгладимый след. 

В школе он был замкнутым мальчиком. Все изменилось, когда в 9 классе Василий Аксенов навестил свою маму Евгению Гинзбург в Магадане.

Там он окончил школу и стал совершенно другим человеком: более самодостаточным, уверенным в себе и восполнившим пробелы в своем становлении как интеллигента.

Три поколения Аксеновых на одном фото: Василий Павлович, Павел Васильевич (отец писателя) и Алексей Аксенов (сын)

Прослеживается ли казанский период жизни писателя в его произведениях?

Конечно, он отражается в его произведениях. Многие из них, несмотря на иносказательный язык, имеют в основе документальные и биографические признаки. Кроме того, всплывают под измененными именами дорогие ему с детства персонажи.

- Например?

- Здесь недалеко жил литератор Рустем Кутуй, сверстник Василия Аксенова, с которым они пересекались в детстве и даже играли. У писателя есть рассказ «Рыжий с того двора», посвященный как раз этому периоду жизни. Также у нас в экспозиции стоит сундук, прототип того самого из рассказа, в котором «жила коробочка, в коробочке – баночка, в баночке глазик дедушкин». Дело в том, что отец писателя Павел Аксенов, пребывая в заключении, потерял глаз.

Василий Аксенов: «Сам Бог вам велел заняться моим домом»

- Как создавался дом-музей?

Василий Павлович родился в 1932 году. 2007 год стал юбилейным. Мэр Казани Ильсур Метшин предложил писателю отметить 75-летие на Родине. Таким образом, образовалась цепочка событий, которая привела к проведению первого «Аксенов-феста».

Во время этого масштабного литературного праздника писатель, естественно, посетил дорогие ему места, среди которых родительский дом на улице Муштари, в котором он провел первые годы жизни, и, конечно же, квартира его тети.

Здание, где мы сейчас, находилось в удручающем, практически разрушенном состоянии. Благодаря визиту Василия Аксенова мы сохранили кусочек старой Казани. В этом же году познакомилась с ним и я.

Свое 75-летие отметить в Казани Василию Аксенову предложил Мэр города Ильсур Метшин

Значит, вы – не родственники?

- Нет. Я по своей основной специальности архитектор, никогда не думала, что моя жизнь войдет в «аксеновское» русло так глубоко. Мне очень импонирует его суть независимости, внутренней неподкупаемой свободы, очень понятны вкусы.

- Как занялись созданием музея?

- Я подошла к Василию Павловичу во время первого юбилейного фестиваля в Казани. Его отец, будучи председателем Казанского горсовета в конце 30-х годов (практически мэром города), начал строить театр оперы и балета, а я, уже в 1998 году, занималась реконструкцией театра.

На открытии «Аксенов-феста» первой фразой писателя, когда он вышел на сцену была: «Я всю жизнь мечтал попасть в здание, которое построил мой отец. И вот, я здесь впервые и сразу на сцене».

Я в тот день рассказала Василию Аксенову, что тоже занималась реконструкцией театра, на что он мне: «Сам Бог вам велел заняться моим домом». Так все и началось.

Я сделала проект реставрации, познакомилась со всеми людьми, которые имели отношение к дому и его истории, еще были живы его родственники (Галина и Александр Котельниковы), которые хорошо помнили обстановку.

В экспозиции каждый предмет стоит на том месте, где он был, когда здесь жил Аксенов, даже фикус

В каком состоянии к вам попал дом?

Это был такой потрепанный муравейник, но, когда начали копать, обнаружилась интересная историческая основа. Здание – элемент классической усадьбы начала XIX века. Один из последних собственников – Павел Апехтин. Его сестра была женой Карла Фукса. Она встречалась с Александром Пушкиным, устраивала литературные вечера. Вполне реально, что и в этом здании проходили встречи подобного рода. В 90-е годы дом остался бесхозным, долгое время стоял пустой, закрытый рекламными щитами.

Мы восстановили все исторические элементы. Реставрация шла два года. Официально открылись уже в 2009 году. В экспозиции каждый предмет стоит на том месте, где он был, когда здесь жил Аксенов, даже фикус.

Экспонаты пополнялись, менялись, к открытию было много арендованных вещей, с которыми мы постепенно расстались. Сейчас дом-музей включает такие помещения, как гостиная, мемориальная комната, современная экспозиция, сени, библиотека и офис сотрудников.

Если мемориальная комната – это сердце, то гостиная – душа

- На какие экспонаты стоит особенно обратить внимание? Какие личные вещи писателя представлены в экспозиции?

Совершенно уникальные экспонаты – два кресла и стол в стиле ампир, перекочевавшие из квартиры Евгении Гинзбург и Павла Аксенова. Несомненно, они сохранили энергетику родителей писателя и даже его бабушки и дедушки.

На открытии сын писателя Алексей Аксенов подарил печатную машинку Kolibri, любимый рабочий инструмент Василия Аксенова, на котором он печатал свои известные произведения. Интересна шкатулка его тети - Ксении Васильевны, которая была большой рукодельницей, хорошей хозяйкой, добрейшей души человеком. Благодаря этим качествам, они пережили годы Великой Отечественной войны и справились с печатью репрессированных родственников.

Гордость нашей экспозиции – радиола, которую нам подарил друг Василия Аксенова Гизя (Ильгиз Гизатуллин). Это радио они слушали тайком по ночам, пытаясь прорваться сквозь помехи на «Голос свободы».

Экспозиция постоянно пополняется. В декабре прошлого года в последний раз встретилась с Галиной Котельниковой, племянницей писателя. Она подарила очень много артефактов, включая даже школьный табель с оценками Васи, подлинные фотографии, письма.

В экспозиции представлена печатная машинка Kolibri, на которой Василий Аксенов печатал свои известные произведения

Какими воспоминаниями она успела с вами поделиться?

Очень многое рассказала о нем, как о человеке. По воспоминаниям одноклассников писателя он отличался от других детей, своих сверстников, это было сразу видно. В молодости был таким необузданным, независимым. На каждом этапе это по-своему проявлялось.

- Какой жизнью сейчас живет музей?

- Наша главная идея – «живой» музей, «живые» предметы и экспонаты, которые можно трогать. Если мемориальная комната – это сердце, сама коммунальная квартира, где за каждой дверью своя история, – перекресток времен, то гостиная – душа.

Здесь, если не брать летнее время, то каждый вечер что-то происходит: литературно-музыкальные вечера, встречи с писателями. У нас даже образовалась своя редакционная коллегия из ведущих литераторов и музыкантов города, есть своя джазовая группа.

Ведь известно, что Василий Павлович очень любил джаз и даже завещал, чтобы в Казани был такой уголок, где можно послушать джаз, засвидетельствовать рождение нового таланта, выпить чашечку кофе. Так и сложилось.

Гостиная - душа музея. Здесь регулярно проходят литературно-музыкальные вечера, встречи с писателями

Сейчас готовимся к очередному «Аксенов-фесту», который пройдет с 13 по 16 сентября. Программа пока готовится, и мы не можем ее раскрыть, но будет очень интересно. Ждем всех в гости!

Дом-музей открыт с 10.00 до 18.00 со вторника по субботу, с 10.00 до 16.00 в воскресенье, выходной - понедельник.

Адрес: ул.К.Маркса, 55/31. Телефон: +7 (843) 238-62-32

Регина Нурулина, kzn.ru



Вернуться назад






Новости рубрики

21.11.2024 Новую поликлинику в ЖК «Салават Купере» планируют сдать в декабре этого года Партдесант «Единой России» проверил ход строительства поликлиники - работы находятся в финальной стадии
20.11.2024 На вокзале «Юдино-2» открылся зал ожидания для маломобильных пассажиров Открытие прошло в рамках федерального партпроекта «Единая страна — доступная среда»
19.11.2024 Татарстанское реготделение «Единой России» поблагодарило бойцов, работавших на выставке трофейной военной техники В Казани на выставке трофейной военной техники работала площадка «Единой России»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх