Галечный ликОбщество    06 сентября 2018, 10:46Нынешний праздник для Татарстана, да и для всей России особенный: ровно 350 лет назад образ Богоматери был принесен в Раифский Богородицкий мужской монастырь и стал главной святыней обители. По этому поводу митрополит Казанский и Татарстанский Феофан провел Божественную литургию в Грузинском соборе и освятил мозаичную икону Богородицы размером 3 на 4 метра, созданную специально к знаменательной дате. Об иконе – старой и новой – корреспондент «Вверх» побеседовал с экклесиархом обители отцом Евгением и руководительницей студии мозаики и камня своего имени Анной Солнечной. Чудотворная история– Отец Евгений, извините за дилетантский вопрос, но почему икона называется Грузинской? О.Е.: 17 век, персы захватывают и грабят Грузию. Среди прочего вывезли в Тегеран богато украшенную Богородичную икону. Там ее выкупает купец, которому накануне было видение о том, что на местном рынке он обретет «бесценный бисер» - это слова из акафиста. Он привозит икону в Красногорский монастырь близ Холмогор, Архангельская губерния. Отсюда полное название иконы – Грузинская-Красногорская. В годы революции она была утеряна. Какая связь с Раифой? Казанский митрополит Лаврентий в молодости подвизался в том монастыре. Он знал о чудотворных свойствах иконы, поэтому послал иконописца сделать с нее точный список. – От каких болезней исцеляет икона? О.Е.: Когда икону привезли в Красногорский монастырь и установили, в первый же день прозрели два слепых человека. Причем, это были люди слепые от рождения – явное чудо. Много случаев исцеления связано с недугом бесплодия. У меня есть своя история на этот счет. У моего хорошего друга все было успешно – бизнес, квартира в Москве, прочее. Не хватало одного – деток. Эко делали, обращались в самые дорогие клиники - безрезультатно. В один момент я ему говорю: «Брось все и приезжай с женой на три дня». Три дня – это минимальный срок на то, чтобы как-то отрешиться от мира, оставить суету и подойти к исповеди и причастию насколько это возможно готовым. Время проходит, не едет, думаю, забыл разговор. Вдруг звонит: «Приедем!» Приехали, три дня тут жили, постились, исповедовались, причащались, молебен отслужили.
«Нас не будет, а они останутся»– Ваш вклад в создание мозаичной иконы, в чем заключался? О.Е.: Я-то чего?! Я всего лишь организатор. Делали девочки. – Анна, девочки – это вы и… А.С.: Стася Кучумова и Анжелика Сорокина. Мы сделали не просто мозаику, а мозаику из морской гальки. Эту технику я придумала год назад. Здесь в Троицком соборе находится икона Божией Матери «Семистрельная», метр семьдесят на метр тридцать. Вообще мозаику делают из стекла, смальты и мрамора, обязательно подкусывая и обрабатывая инструментами элементы, чтобы добиться нужного размера. В моей технике обработки нет, галька просто сортируется по размеру и оттенкам и из нее выкладывается лик. Для закрепления используем жидкое стекло. Это придает мозаике дополнительную прочность.
Я об этом мечтала, этого добивалась. – Вы получили за свою работу материальное вознаграждение? – Икону мы сделали бесплатно. Это такой дар. Я пришла к наместнику монастыря Гавриилу и изложила нашу идею. Почему-то была уверена, что не разрешит, скажет, что такое не делается, не положено, техника непозволительная… Но отцу Гавриилу идея понравилась. Он взял благословение у владыки и все, начали делать. Для заработка у нас другие проекты есть. Например, к мундиале мы создали мозаичные портреты Месси и Салаха. Их можно приобрести в музее-магазине на Баумана, 22. Кусочек сердца– Сколько времени ушло на создание образа? А.С.: Полтора месяца. И это коллективный труд не только меня и девочек, но и множества людей нам помогавших. Кто-то договаривался с настоятелем, кто-то пожертвовал деньги, хотя бы и сто рублей, на покупку материала, вот сидит Максим – он выложил пол из природного камня. О.Е.: В работе над иконой было несколько критичных моментов. Сначала приготовили опалубку и отлили саму плиту. Ее пришлось армировать и залить фундамент под стать весу образа – почти семь тонн. А.С.: Гальку частично заказывали через интернет, частично собирали через родных и знакомых. Кто отдыхал на море, по два, по три килограмма привозили – из Турции, Крыма, Абхазии…
– Вы как-то настраивали себя, прежде чем приступить к созданию образа? А.С.: Разумеется. Я сорок дней держала пост, специально молилась, и, вы не поверите, у нас вообще не было проблем творческого плана. Мы просто методично день за днем выкладывали образ. Первую сторону начали выкладывать на лежачую плиту. Поднятие иконы было критическим моментом. Мы подняли ее 9 августа в день празднования святого Пантелиимона целителя, это день рождения отца Евгения. Я очень переживала – сначала по поводу опалубки, потом из-за лика. Для иконы это очень важно. Если не получится лик, все остальное будет маловажным. Поправить какие-то ошибки можно, но, понимаете, тут не глазами делается – сердцем. Это вот сейчас я понимаю. Все эскизы, которые мы делали, они напрочь не похожи на то, что получилось. Это вот как камень ляжет, как рука потянется к камню, чтобы это все создать. Когда сделали лик, еще раз выдохнули. И последний раз выдохнули, когда поставили вертикально. О.Е.: Владыка назвал этот образ культурным достоянием. Сказал, что это новое веяние в православии, новый вздох, доказательство того, что православие-оно есть, оно живое. А.С.: Мы, когда эту икону делали, поняли, что сердце оставили в ней, кусочек сердца. Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|