Неубиваемый мулла, коза по имени Нада и другие персонажи казанского кинофестаОбщество    11 сентября 2018, 09:34
Основной площадкой кинопоказов в этом году стал кинотеатр «Алмаз Синема Порт». Зритель нововведение оценил. Если на прошлых фестивалях в залах ТРЦ «Родина» царила невообразимая толчея от желающих посмотреть приглянувшуюся ленту, хотя бы и сидя на ступеньках, то в этот раз даже оставались свободные места. А вот с расписанием в фестивальные дни (с 4 по 10 сентября) были накладочки. Так, придя 8 сентября на фильм монгольского режиссера Бьямбы Сакхьи «Дальнее управление», я неожиданно попал на татарстанскую драму «Мулла» по одноименной пьесе Туфана Миннуллина. Как мне объяснили, не все заявленные на фестиваль ленты в итоге привезли.
Этим я похож на подавляющее большинство зрителей фестиваля, приходивших на показы после рабочего дня и не особо задумывавшихся над тем, в какой программе заявлен тот или иной фильм – конкурсной или внеконкурсной. Село и праведникАсфандияр (Рамиль Фазлыев), освободившись из тюрьмы, приходит на прием к родственнику по матери богачу Самату (Наиль Дунаев). Самат – образец татарского предпринимателя. На планерке он требует от подчиненных говорить только на татарском языке, а в родной деревне построил мечеть. Только муллу подходящего для нее не может найти. Ему нужен на эту роль человек жесткий и с большим жизненным опытом – такой как Асфандияр. После непродолжительных уговоров Асфандияр вакансию принял. По законам жанра, в фильме должны появиться злодей и красавица. Образы этих персонажей довольно сумбурные. Злодей Валиахмет – запойный пьяница, но одновременно и владелец преуспевающего тепличного хозяйства. Он такой плохой, что заставляет спившихся односельчан за глоток спиртного пропалывать брусчатку у себя в усадьбе – как будто другой работы в хозяйстве нет. И да, конечно, Валиахмет претендует на участок земли возле мечети. Сначала предлагает за него пачку денег, потом вдруг оказывается, что участок бесхозный и у Валиахмета на него уже оформлены документы.
Зритель ждет драматичного развития конфликта между муллой и Валиахметом, но все кончается как-то нелепо. Асфандияр приходит к Валиахмету в момент, когда тот с друзьями-афганцами кушает шашлык под бутылку водки от известного татарстанского производителя. Асфандияру заламывают руки, злодей подносит к его виску пистолет, мы слышим выстрел и… вот уже Валиахмет хвалит муллу за храбрость, предлагает выпить и говорит, что отныне он на его стороне. Возлюбленная муллы Налима. В начале фильма мы видим ее одетой в треники и мужскую рубашку. Девушка старательно изображает высшую степень неотесанности, которая устыдилась саму себя при столкновении со столь возвышенным человеком как Асфандияр. И вот она уже ночью читает по слогам Коран на арабском языке (и где только она ему научилась?!) и сменяет свой несуразный наряд на платье а-ля хиджаб.
В одноименной пьесе, поставленной труппой камаловцев, Асфандияр умирает и это логичный итог столкновения праведника с жестокой и многоликой действительностью. В фильме он остается жив. Как признался на встрече со зрителями продюсер Марат Ахметшин, об этом создателей фильма попросил, выделяя финансирование, Минниханов. Президенту, конечно, виднее, но театральная концовка мне все же нравится больше. Талант в деталяхВ очередной раз порадовал турецкий кинематограф. Фильм-участник внеконкурсной программы «За облаками» (режиссер Каан Атилла Таскин) это одновременно и романтическая мелодрама из жизни подростков, и комедия, и пейзажные зарисовки окрестностей Трабзона.
Там он знакомится с девушкой, которую поначалу обидел, а потом, так уж заведено у подростков, полюбил. Девушка это понимает и с высоты положения гордой красавицы тролит обидчика… Юмор фильма в деталях. В кадре то и дело мелькает деревенский сумасшедший по кличке Гонсалес на своем мотоцикле. «Либре!» - кричит он и к концу фильма это слово заставляет зал смеяться. Ватага пацанов бежит за героем в туман, чтобы надавать ему тумаков. Герой, вооружившись боксерскими перчатками, укладывает на землю одного, второго, третьего… Четвертый бежит и кричит что-то воинственное уже по инерции. Бац, и он тоже на земле. Секрет хорошего кино по Таскину – акцент на повседневной жизни обычных людей с их переживаниями и радостями в сочетании с волшебными видами. И это вообще особенность современного турецкого кино. Достаточно посмотреть многочасовые ленты любимца жюри Каннского фестиваля Нури Бильге Джейлана. Египетский поцелуйЕгипет – страна-курорт. Так считают миллионы россиян и египетский режиссер Мохаммед Хан. Действие его фильма «До того как уйдет лето» разворачивается на курорте Голубая бухта. У них там всегда тепло, но мне все-таки кажется, что название фильма не о времени года, а о возрасте главной героини Халы. У нее есть дети, она разведена, занимается переводами и необычайно привлекательна. На египтянку в традиционном видении облика этого народа ни чуточку не похожа – белая кожа, рыжие волосы, вполне себе европейские черты лица. Мужчины от нее без ума. Во-первых, исполнитель второстепенных ролей в кино Хашим, во-вторых, женатый доктор, чье имя я не запомнил и, в-третьих, садовник Гома. Чувства последнего особенно сильны, но, увы, безответны. Под конец фильма Хала показательно «угоняет» у Гомы велосипед и мы понимаем, что до того как уйдет лето в жизни девушки завяжется еще один роман. Красивое, интеллигентное, романтичное кино. Музыкальный гений, страдающий от приступов звуковых галлюцинаций, городской сумасшедший, вообразивший себя женатым на Наде, и эта самая Нада, которая на самом деле коза... Египетский режиссер Шериф Эль Бендари изловчился и снял об этом странном трио фильм «Али, коза и Ибрагим».
Еще один египтянин Ахмад Амер в комедии «Целовать запрещается» высмеивает тренд на излишнюю морализацию в египетском кино, благодаря чему поцелуи в нем почти исчезли. А еще режиссер, снимающий в фильме фильм о любви (такой вот постмодернистский прием) не может отснять критически важную для него сцену с поцелуем. Все из-за того, что актриса, которая раньше позволяла себе и не такое, вообразила из себя святошу. В итоге капризная актриса и ее партнер по сцене по отдельности изобразили поцелуй на камеру, все это наложили и получили… откровенную лажу. Кино о любви без поцелуев невозможно. А уж мусульманское это кино или не мусульманское – судить кинокритикам. Для меня, зрителя, существует только две градации кино – хорошее и плохое. Хорошего обязательно должно быть больше. Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|