Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: Догнать заходящее солнцеОбщество    12 октября 2018, 09:31В воздух за «копейку»«Великом с крылышками» девочка обозвала дельталет или иначе моторный летательный аппарат с гибким треугольным крылом и балансирным управлением. Частный аэродром, на котором базируются казанские дельталетчики, находится в Высокогорском районе.
Зимой взамен шасси аппараты оборудуются лыжами. Нынешняя осень пока радует теплыми денечками со слабым ветром. Идеально для полетов. На аэродроме яблоку негде упасть от желающих полетать, причем не только на дельталете, но и на двухместном самолете. По случаю выходного приехало много семейных пар с детьми. В роли пилотов братья Олег и Тимур Шайхутдиновы. Олег – бывший военный летчик, выпускник Качинского высшего военного авиационного училища. В 2001 году, вскоре после выхода на гражданку, он договорился с тестем и обменял его ВАЗ-2101 в идеальном состоянии на старенький дельталет. В 2005-м, обученный братом, в воздух самостоятельно поднялся Тимур Шайхутдинов. На аэродроме нет случайных людей, все друзья-знакомые, записываются заранее, приезжают и, в обмен на возможность подняться в воздух, помогают кто чем может. Например, бензином. Его за час полета один только самолет сжигает 30 литров. Действующих пилотов в здешней тусовке шесть человек, еще трое на обучении. Научиться летать и получить на это соответствующую корочку – это два самостоятельных достижения.
Все в твоих рукахНа аэродроме в Высокогорском районе три дельталета. Все заводской сборки, без «колхоза», то есть самодельщины. «Самая большая безопасность и одновременно опасность, – считает Тимур, – исходит от пилота, от его действий и расчетов. Ну и, конечно, перед полетным днем мы проводим полное техническое обслуживание аппарата. Осматриваем всю конструкцию, прогоняем на земле двигатель, смотрим, как он тянет, совершаем на небольшой высоте облетные круги». Потолок высоты для дельталета зависит от конкретной местности. Аэродром в Выосокогорском районе расположен недалеко от Казани, поэтому здесь запрещено подниматься выше 300 метров. Вдали от больших городов Олег Шайхутдинов поднимался на 4 тысячи метров. На этой отметке уже чувствуется нехватка кислорода и очень холодно (с каждой тысячей метров температура падает на 6 градусов). При полностью залитом баке (20 литров) на дельталете можно без пересадки долететь до Уфы. Это если попутный или хотя бы боковой ветер.
Тимур объясняет: «Отсутствие обтекателя дает полный эффект присутствия. Человек садится, пристегивается, и начинаются десять минут единения с воздухом. Когда я только начинал, для меня каждый вылет был как запуск шатла в космос. Сейчас, конечно, это кажется средним, нормальным, не рутинным ни в коей мере, но спокойным событием». – У тебя были внештатные ситуации в небе? – Не то чтобы внештатные… У меня был перелет из окрестностей Казани до населенного пункта на юго-западе Чувашии, забыл название. Мы летели достаточно долго и, к сожалению, открылось солнце. То есть облака разошлись, и стало жарко. Жарко – это восходящие потоки. Они как огромные пузыри. Эти пузыри стали бить по крылу. То есть ты летишь и такое ощущение, что огромный великан берет тебя и передвигает – влево-вправо, влево-вправо... Это достаточно неприятно, но опытный пилот с этим совладает. И в один момент я чувствую, что у меня просто руки очень устали. В самолете это не так чувствуется, потому что рули управления все на одной ручке, там двигаешь только кистью и это все легко. На дельталете, чем он и прекрасен, ты управляешь трапецией, крыло все в твоей власти. Это ни с чем не сравнить и ничем не заменить. Короче, я принял решение подсесть на свободное поле. Там комбайнер был. Мы познакомились, комбайнер напоил меня водой. Я отдохнул и через полчаса взлетел.
Экипаж, взлетаемМоя очередь летать. На пилотское место садится Тимур. Он только накануне снял на ноге гипс (заработал в любительском хоккее) и шутит по этому поводу – дескать, хромой пилот это дополнительный экстрим. Меня же больше волнуют два ремня, которыми меня прикрепили к креслу. Жидковато как-то держат… Для защиты от ветра и шума надеваем авиационные шлемы. Тимур запускает движок и мы, нет, не взлетаем. Сначала проезжаем метров четыреста до начала взлетной полосы и уже потом, развернувшись, под нарастающий стрекот мотора отрываемся от земли. Прямо навстречу заходящему солнцу. В моменты резкого набора высоты захватывает дух и появляется огромное желание схватиться для надежности за трапецию, с помощью которой пилот управляем крылом. Это категорически запрещено, и я держусь свободной левой рукой за ремни. Правая рука, понятное дело, сжимает селфи-палку. В голове на мгновение появляется мысль: «А что если я ненароком выстегнусь?!» Но только на мгновение – земля внизу наподобие шахматной доски и солнце, до которого кажется совсем близко, не оставляют места для негативных эмоций. Меня переполняет ощущение дикой свободы. Внезапно шум мотора стихает. «А теперь на одном крыле идем», - говорит Тимур, и наш экипаж заходит на посадку. Легкий толчок и мы снова катимся по земле. На земле, кстати, уже почти темно. А там наверху нам светило в глаза оранжевое солнце. Все-таки классная это вещь, дельталет! Будут время и финансы обязательно повторю осеннее приключение в небе зимой. Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|