Дети развлекаются жестокостью: что делать с буллингом в школах

Общество    14 ноября 2018, 15:08
Фото: Монтессори.Дети
Фото: Монтессори.Дети
Практические советы родителям и детям-жертвам травли

Буллинг в школе — постоянное психологическое, а порой и физическое насилие в отношении ребенка со стороны сверстников-одноклассников, способное превратить в кошмар школьные годы жертвы буллинга. Это и серьезный стресс для родителей, чей ребенок угодил в жернова подростковой травли.

В России, согласно исследованию Высшей школы экономики, с травлей хотя бы раз в жизни сталкивался каждый второй ребенок.

Причиной агрессивного преследования чаще всего становится непохожесть. Это могут быть необычные черты внешности, манера поведения и речи, социальный статус или этническая принадлежность — все, что делает ребенка не таким, как все.

Теме «Буллинг в школе. Что делать, если ребенка травят сверстники?» посвятили очередное заседание дискуссионного телеклуба в шоу-руме КФУ. Эксперты и действующие клинические психологи порассуждали о причинах травли в школах и привели неутешительные данные – это явление распространено практически во всех учебных заведениях Татарстана. Также были озвучены конкретные рекомендации, как родителям распознать, что их ребенок подвергается буллингу и как действовать жертвам агрессивных подростков-булли.

В каждой школе РТ сталкиваются с буллингом

Научный сотрудник Института психологии и образования КФУ Елена Семенова сообщила, что, согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения, с 2010 до 2014 года распространенность буллинга в школах России увеличилась с 24 до 30 процентов. Сами сотрудники института в этом году провели исследование в нескольких школах Казани. И в каждом из исследованных учебных заведений были выявлены проявления и физической, и моральной травли.

«Вопрос в том, как этот буллинг оценивается. Его не всегда видно. Если в 60-е годы прошлого века буллинг подразумевал физическую, психологическую травлю, то сейчас это явление зачастую уходит в социальные сети. А это ответвление, куда взрослым доступа нет», - рассуждает эксперт.

Результаты более чем 10-летнего исследования в школах Татарстана, приведенные профессором КФУ, доктором психологических наук, председателем регионального отделения Российского психологического общества РТ Лилией Фахрутдиновой, еще более тревожащие. Исследование проводилось профессором и ее учениками в рамках педпрактики на протяжении 12 лет в школах республики. Учащиеся проходили психологическое тестирование по трем параметрам (на психологический климат, социометрический и ценностно-ориентационный).

«Ребенок должен чувствовать себя в школе безопасно, чтобы быть настроенным на учебный процесс. Климат является основным условием обучения и воспитания, чтобы ребенок приобретал знания и развивал свои личностные характеристики. Но, к сожалению,  когда ко мне пришли результаты исследований, оказалось, что практически ни в одной школе Татарстана не был обнаружен психологический климат высокого уровня благоприятности.

Более того, психологическое самочувствие многих детей не только неблагоприятно – многие ученики находятся в школе практически в состоянии экстремального выживания», - подчеркнула она. Лишь в двух классах из всех изученных школ республики был зафиксирован благоприятный климат – в православном и мусульманском.

По мнению профессора, нет достоверных различий в психологическом климате в обычных школах и лицеях. Как показывают результаты исследования, нередко в простой школе гораздо более высокий уровень благоприятности, чем в некоторых классах лицеев.

Объясняя распространенность буллинга в школах, Лилия Фахрутдинова кивает на чрезмерную загруженность учителей бюрократической работой.

«Педагоги, работающие с детьми, должны быть профессионалами, - убеждена она. - Учителя старой советской школы активно занимались с детьми, а сейчас они в основном заняты статистической работой – все время приходится отчитываться, что-то писать. Возможно, им просто не хватает времени на детей. С другой стороны, отсутствует сама идеологическая подоплека. Если раньше над воспитанием детей стоял какой-то образ, например, строитель коммунизма, который формировали, то сейчас такого образа нет, идеологии нет. Возможно, поэтому, воспитательная работа в школах представлена очень слабо».

Эксперт также посетовала, что если раньше на буллинг реагировали активно, то сейчас в школах зачастую пытаются замять эти факты. Если же за спиной инициатора травли стоят влиятельные родители, оказывающие финансовую помощь школе, ситуацию могут перевернуть с ног на голову. А ребенка, подвергающегося буллингу, оставляют с этой проблемой один на один - взрослые же устраняются от ее решения.

Что порождает буллинг?

Ответственный секретарь регионального отделения по РТ Национальной родительской ассоциации Анатолий Венедиктов убежден, что надо принять факт: буллинг был, есть и будет всегда. Вопрос состоит в том, в какой форме и с какими последствиями проходит эта травля. «В ситуации буллинга психологи пытаются оказать помощь детям, а на самом деле помощь нужно оказывать помощь педагогам в их профессиональной подготовке и родителям в воспитании своих собственных детей. Проблема состоит в отсутствии достаточного образования педагогов и родителей и, как следствие, детей», - отметил он.

По мнению Анатолия Венедиктова, природа буллинга имеет две составляющие: природную (человек рождается в какой-то степени агрессором и борется за выживание) и связанную с социумом, который нагнетается обстоятельствами вокруг ребенка.

Клинический психолог РКПБ им.В.М.Бехтерева, член Республиканского координационного научно-методического совета педагогов-психологов при Министерстве образования и науки РТ Людмила Невоструева считает, что буллинг порождает современный стиль воспитания и преподавания предметов.

«Мы, родители, сами создаем конкуренцию среди детей.

Если ребенок отличник – давайте его травить, потому что меня начнут с ним сравнивать. Сейчас дети растут эмоционально холодными, стремясь получить оценку любым способом. В системе преподавания предметов мы делаем акцент на развитие только одного полушария, левого, а правое, отвечающее за чувства, практически спит. Такие предметы, как рисование, черчение, практически ушли. В результате эмоции, чувства забыты. Сами родителям забывают о чувствах, не говорят о них, не демонстрируют их», - посетовала она.

Приводя конкретные примеры из своей практики, Людмила Невоструева отметила, что устраивая травлю другому ребенку, некоторые дети развлекаются жестокостью, испытывают удовольствие от этого процесса. Известный психотерапевт-психолог, писатель Рамиль Гарифуллин убежден, что инициаторами травли становятся невротические дети в высоким уровнем социального интеллекта.

Что делать родителям жертвы буллинга?

По мнению Анатолия Венедиктова, если ребенка травят, то путей решения проблемы, по сути, всего два: бороться либо бежать (в другую школу, район, город). «В каждом случае нужно разговаривать с психологами, психиатрами, какой путь может осилить конкретная семья», - считает он.

Клинический психолог психологического отделения ДРКБ Лия Бодрова описала несколько пунктов, которые должны насторожить родителей в поведении их детей.

«Как родители могут распознать жертву буллинга? Если они видят изменения в его пищевом поведении, привычном круге общения (ребенок либо замыкается в себе, либо начинает уходить в странные компании), чрезмерную трату карманных расходов, - на эти признаки стоит обратить повышенное внимание. Когда родитель замечает подобные изменения, нужно обязательно поговорить со своим ребенком. Если же ребенок не хочет идти на контакт, это повод обращаться к специалистам», - считает она.

Как отметила в интервью порталу «Вверх» Лилия Фахрутдинова, для борьбы с буллингом необходима системная работа

«Педагогу или психологу необходимо системно отслеживать каждый класс, каждого ребенка через тестирование психологического климата. Трех тестов, которые занимают минут 15-20 достаточно, чтобы увидеть все тенденции, которые можно выявить и организовать соответствующую помощь», - считает она. Эксперт убеждена, что если учитель работает с классом подобным образом, то случаи буллинга будут просто исключены.

По словам Лилии Фахрутдиновой, родителей могут насторожить следующие проявления ребенка: если он начинает часто болеть, не хочет идти в школу под разными предлогами, приходит в рваной одежде, с синяками.

Лилия Фахрутдинова также дала советы жертвам буллинга: «Никогда не надо отчаиваться. Следует понимать, что в конечном счете он вырастет, и все пережитое сделает его только сильнее. Если он переживет опыт противостояния классу, этим хулиганам, он получит бесценный опыт, закалится. Важно понимать, что на свете много людей, подвергавшихся буллингу, и они выросли, стали замечательными людьми, у них все намного лучшем чем у тех, кто этой травлей занимался. Чаще всего последние заканчивают тюремными заключениями».

По ее мнению, прежде всего, жертва буллинга должна рассказать о происходящем родителям, классному руководителю. Родители же могут обратиться с заявлением в полицию, подразделение по делам несовершеннолетних. «Инициаторы травли нарушают закон. Никто не имеет права совершать насилие в отношении другого человека, это беззаконно, - убеждена она. – Такой ребенок-бандит должен с самого начала понять, что совершаемое им беззаконно и, возможно, это спасет его в дальнейшем, он вовремя остановится и одумается».

По мнению собеседницы, в будущем учителями должны становиться психологи с педагогической специализацией.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

19.04.2024 Депутат Госдумы Марат Нуриев посетил бывшую узницу трех фашистских концлагерей Вера Мигунова после войны переехала в Казань и работала преподавателем английского языка
19.04.2024 Молодогвардейцы Татарстана облагородили могилы ветеранов Великой Отечественной войны Активисты «Единой России» и «Молодой Гвардии» по всей республике приводят в порядок воинские захоронения
10.04.2024 Креативное пространство, школу и два спортцентра посетили татарстанские единороссы в рамках партийного десанта Объекты обновляют в рамках народной программы партии «Единая Россия»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх