Елка: метаморфозы

Общество    29 декабря 2018, 09:47
Елка: метаморфозы
Покупая елку на базаре и наряжая ее дома, мы и не задумываемся, что традиция эта имеет свою интересную историю

Какую – мы попросили рассказать профессора кафедры отечественной истории КФУ, автора монографии «История елочной игрушки» Аллу Сальникову.

Барское это дело

- Алла Аркадьевна, как вы обратились к истории елочной игрушки?

- Лет десять назад у меня был студент из семьи коллекционеров елочных игрушек, а ныне и сам известный в Казани коллекционер Григорий Ивойлов. В то время планировалось издать каталог одной из коллекций елочных украшений, и Григорий попросил меня написать к нему предисловие и комментарии.

Я так и сделала, однако каталог не был издан. Тем не менее, я наработала пусть еще и достаточно ограниченный материал по данной теме. Позднее ко мне обратилось издательство «Новое литературное обозрение» с предложением написать что-нибудь для серии «Культура повседневности».

Я решила, что это очень подходящий материал, затрагивающий меня эмоционально, и посвятила истории елочной игрушки целую книгу.

- Традиция наряжать елку пришла в Россию из немецких княжеств при Петре I. Можно ли сказать, что к 1917 году она стала народной или елка оставалась уделом привилегированных сословий?

- Дореволюционная Россия, как известно, была крестьянской страной.

В сельских, преимущественно церковно-приходских школах елка ставилась уже в последнее десятилетие XIX века, но не во всех регионах.

Больше всего эта традиция прижилась в губерниях Русского Севера, может быть, из-за близости к Санкт-Петербургу, где к этому времени она уже стала нормой.

Дети на елку съезжались со всей округи, а взрослые, для которых елка была еще в новинку, стояли у здания школы и по очереди заглядывали в окна, потому что все в помещении не умещались. Если в деревне был помещик, то обычно, проводя елку для своих детей, он приглашал на нее детей крестьян и прислуги.

Не случайно у Чехова Ванька Жуков просит дедушку: «Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченый орех и в зеленый сундучок спрячь».

В городах устраивались публичные елки для малообеспеченных. Дамы-благотворительницы ходили по бедным кварталам и раздавали детям приглашения. В дореволюционной России существовала традиция разграбления елки, когда после праздника с нее можно было сорвать в качестве подарка украшения, тем более что многие из них были съедобными.

Елку валили на землю и разграбляли. Это было частью нвогоднего праздника.

Притягательный образ

- Как изменилось отношение к елке с приходом к власти большевиков?

- К елке сначала было спокойное отношение. Новая власть, безусловно, пыталась привнести что-то свое, идеологически близкое, например, во время елочных хороводов дети стали петь революционные песни, но не более того. Запрет на проведение елок пришелся на 1927-1928 годы и совпал с очередной волной гонений на религию.

Тогда же и концепция воспитания в советской стране сменилась с безрелигиозного на антирелигиозное. Не допускались даже намеки на прежние религиозные праздники.

Даже опера «Снегурочка» не рекомендовалась к исполнению в детской аудитории. Дети выводились в канун Рождества на демонстрации, неся плакаты с лозунгами «Долой Рождество! Да здравствуют новые советские праздники!» Но, что интересно – если под «новыми советскими праздниками» на плакате рисовали демонстрацию с флагами и транспарантами, то под изображением «буржуазно-помещичьего» Рождества, с которым нужно было вести непримиримую борьбу, елки не было.

Сам образ елки был настолько притягателен, что его избегали даже в качестве противопоставления революционным новациям.

- В каком году елка была реабилитирована?

- 28 декабря 1935 года Павел Постышев, известный партийный деятель, опубликовал в «Правде» короткое письмо, в конце которого были такие слова: «Давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах». Постышев, конечно, не сам это придумал, он только озвучил новую идеологическую линию.

С появлением новой советской елки потребовались и новые елочные игрушки, которых не было.

В первое время елки украшали тем, что имелось – открытками, самодельными коробочками, обычными детскими игрушками, сладостями… К решению проблемы подключили промышленность, но до середины 60-х игрушки изготовлялись кустарным способом. И именно до этого времени советская елочная игрушка считается среди коллекционеров уникальным раритетным явлением.

Проткнуть и повесить

- Какие материалы использовались для изготовления елочной игрушки в разные исторические периоды? Лично у меня елочная игрушка ассоциируется с очень тонким стеклом…

- Отечественная, не привозная, а именно наша стеклянная елочная игрушка появилась в конце позапрошлого века в подмосковном регионе, расположенных в районе города Клина. Там находились богатые залежи кварцевого песка, подходящего для производства стекла. Среди прочего местные крестьяне делали на продажу стеклянные бусы.

Понятно, что дворянка такое украшение на себя не наденет, их покупали крестьянки. И вот эти бусы (кстати, российское ноу-хау) приспособили для украшения елок.

Но, в основном, стеклянная игрушка завозилась из Германии.

До революции у нас в стране были популярны также игрушки из воска и сахара. В Архангельской и Олонецкой губерниях елки украшали пряниками в виде различных животных. В советское время эти материалы были забыты, а вот, например, в Германии, откуда я вернулась неделю назад, к Рождеству до сих пор выпекают целые пряничные домики, там это повсеместная традиция. В СССР много игрушек делалось из папье-маше, ваты, стекла.

Причем, подчас это стекло было таким толстым, что шары из него не разбивались от падения с елки. Еще были игрушки из проволоки, особенно в годы Великой Отечественной войны, в условиях дефицита материалов. Делались и фигурки из бинтов.

- Чем интересна советская елочная игрушка, так это образами, которые она собой воплощала. Как они менялись от гражданской войны до первой послевоенной пятилетки?

– В гражданскую войну и первые годы после ее окончания было не до создания образов. Приюты и детские дома, их тогда в Казани было очень много, обеспечивались игрушками, которые конфисковывались в частных магазинах. Слом – это 1922-1924 годы, когда началась борьба с религией, и когда появились первые идеологически насыщенные… даже не елочные игрушки, а материализованные образы с ярко выраженной сатирической «антибуржуазной» и антирелигиозной направленностью. Часто это были враги революции.

Например, в одном из воспоминаний упоминаются куклы, изображавшие Деникина, Колчака, Юденича… Их протыкали щепкой как штыком и в таком виде вешали на елку.

С именем Сталина

- Какими образами интересна елочная игрушка второй половины 1930-х годов?

- Что характерно именно для данного периода – это появление большого количества елочных человечков, в особенности фигурок детей. Это в продолжение сталинского лозунга о счастливом советском детстве. Игрушечные дети обязательно чем-то занимались – ребенок с мячом, с лопаткой, с книгой, с куклой, с санками… Кроме того были совершенно политизированные фигуры – красноармеец, краснофлотец, всадник-кавалерист, работница в красной косынке. И существовала целая серия «Интернациональная дружба» − дети в национальных костюмах народов СССР. Врагов на елке, естественно, теперь уже никаких не было.

Есть миф, он в интернете присутствует, что якобы был шар с изображением членов политбюро. Но коллекционеры, с которыми я общалась, говорят, что это мифологема, такой игрушки в действительности не существовало.

Были вербализированные игрушки, например, самолеты, дирижабли, аэростаты, паровозы с надписью – «Сталин». Много выпускалось шаров со звездой. Она могла быть выпуклая, а могла быть наоборот утоплена – в виде фонарика.

- Могу предположить, что в Великую Отечественную войну в игрушках было много военных образов…

- Да, конечно. Бойцы, женщина-санитарка, собаки-санитары. «Военизированные игрушки», появившиеся еще до войны, стали особенно популярны в военный период – солдаты, пистолеты, танки, самолеты, ружья, парашюты. Но вообще, конечно, не до игрушек было. Украшали, чем придется. Также и в послевоенные годы. Один мальчик вспоминал впоследствии: «А мы вот украсили елку медалями и погонами отца…»

Производство елочной игрушки начало возрождаться с середины 50-х годов, когда уже оправились от войны. Ну там понятно – хрущевский период, лозунг «Догнать и перегнать Америку…».

У меня дома есть игрушечные огурцы, помидоры, морковь, лимоны, яблоки, груши, стручки гороха и та самая пресловутая кукуруза. Эти игрушки символизировали сельскохозяйственное изобилие. Вторая проблематика – космос. Именно тогда верхушку елок стали украшать ракетообразными пиками вместо традиционных звезд. Выпускались фигурки космонавтов, ракеты, спутники, шары с рисунками на космические темы. И еще одна особенность этого времени – тяготение к домашнему уюту, к тому, чего люди долгое время были лишены. Появляются игрушки в виде бытовых предметов – чайнички, самоварчики, корзиночки с цветочками, настольные лампы, кувшинчики, кофейнички.

Плюс в 50-е годы в связи с хрущевским минимализмом появились маленькие елочки, которые устанавливались на столе, и наборы маленьких игрушек к ним. Потому что в хрущевской квартире не всегда можно было установить большую елку.

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

21.11.2024 Новую поликлинику в ЖК «Салават Купере» планируют сдать в декабре этого года Партдесант «Единой России» проверил ход строительства поликлиники - работы находятся в финальной стадии
20.11.2024 На вокзале «Юдино-2» открылся зал ожидания для маломобильных пассажиров Открытие прошло в рамках федерального партпроекта «Единая страна — доступная среда»
19.11.2024 Татарстанское реготделение «Единой России» поблагодарило бойцов, работавших на выставке трофейной военной техники В Казани на выставке трофейной военной техники работала площадка «Единой России»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх