Брендовый фестиваль оркестра La Primavera открылся мировой премьерой в КазаниОбщество    07 февраля 2019, 10:08
Впервые встав в дуэт в Казани, музыканты представили мировую премьеру концерта современного российского композитора Никиты Сухих для двух скрипок и струнного оркестра «Перед рассветом». В интервью порталу «Вверх» они также рассказали, к чему стоит готовиться родителям ребенка, которого отдали обучаться на скрипке, почему классическая музыка никогда не выйдет из моды и что для исполнителя является самым главным. Мировая премьера в КазаниМаэстро Рустем Абязов пояснил, что нынешний концерт можно считать неофициальным, предварительным открытием Международного фестиваля L'arte del arco («Искусство смычка»). Основная программа музыкального форума пройдет с 13 по 17 марта в Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске. Фестиваль объединит шесть концертов, музыкальные премьеры и бесплатные мастер-классы для воспитанников учебных музыкальных заведений Казани. «Фестиваль знакомит жителей Татарстана с выдающимися исполнителями в области струнно-смычкового искусства, - отметил Рустем Абязов. – Каждый год к нам приезжают солисты со всего мира. И этот год не станет исключением». Маэстро анонсировал, что участниками 7-го фестиваля L'arte del arco станут живущий в США сербский скрипач Стефан Миленкович, польская скрипачка греческого происхождения Ирмина Тринкос, «демон виолончели» из Франции Марк Дробинский, словацкий скрипач Далибор Карвай и российский музыкант Даниил Гришин. Таким образом, нынешний фестиваль начался на месяц раньше – специальной программой из цикла «Музыкальные предпочтения маэстро» - «Дуэт интеллектуалов от скрипки». В юбилейном сезоне художественный руководитель и главный дирижер оркестра La Primavera Рустем Абязов пригласил двух скрипачей-виртуозов: профессора Московской консерватории, заслуженного артиста РФ, лауреата международных конкурсов Александра Тростянского и концертмейстера оркестра Большого театра России, руководителя Камерного оркестра Большого театра, участника Московского трио им.Рахманинова, преподавателя Московской консерватории, лауреата международных конкурсов Михаила Цинмана.
«Никита Сухих - молодой российский композитор, но его сочинения исполняют коллективы Европы, США. Большой удачей стало то, что именно мы осуществляем мировую премьеру его нового сочинения», - подчеркнул маэстро. По словам Рустема Абязова, и Тростянского, и Цинмана, он ценит не только как выдающихся скрипачей, но и как людей, оказавших влияние на его музыкальное развитие. «С Александром мы в какой-то мере одноклассники – мы учились у одного профессора Московской консерватории Ирины Бочковой. А с Михаилом мы однокурсники, и не только учились в одном месте, но и играли в одном квартете». «Публике бывает непросто выбраться на концерт, оторвать пятую точку»Приглашенные скрипачи – Александр Тростянский и Михаил Цинман – для пущего ансамбля даже разместились в одной гримерке. Последний предпочитает особо не употреблять пищу в день концерта для сохранения ясности ума, а перед выступлением есть шоколад и бананы.
«В конце прошлого года Рустем Абязов сказал, что хочет меня «скрестить» со своим другом, Михаилом Цинманом. Так что инициатива исходила от маэстро. Цинман оказался прекраснейшим, интеллигентнейшим, приятным во всех отношениях человеком. Я очень рад знакомству», - рассказал Александр Тростянский. С оркестром же La Primavera оба скрипача выступали уже неоднократно.
«La Primavera – прекрасный камерный оркестр. Я с большим удовольствием всегда приезжаю в Казань. В нашем деле профессионализм имеет значение. Но не менее важно отношение людей к делу. В таком сообществе, как струнный оркестр, гораздо важнее, слушают тебя или нет, нежели как каждый музыкант играет по отдельности. Иной раз каждый в отдельности может не быть супервиртуозом, но вместе они образуют коллектив гораздо более высокого уровня, с которым гораздо приятнее играть. И вообще Казань воспринимается из Москвы как третья столица. Я всегда с большим уважением относился к казанским музыкантам, здесь прекрасная виолончельная, скрипичная, фортепианная школы, - признался Александр Тростянский. – Я всегда с большой ответственностью отношусь к выступлениям, и не только в Москве. Я понимаю, как непросто бывает людям выбраться на концерт, оторвать пятую точку, и это надо очень ценить».
Именно Цинман предложил включить в программу концерта мировую премьеру нового произведения Сухих. «Никита Сухих – скрипач, он работает в оркестре Большого театра так же, как и я. Несколько лет назад я даже не знал, что он сочиняет музыку. Он очень талантливый человек, настоящий серьезный музыкант. Мне хотелось его поддержать. Хотя его много играют и думаю, что его карьера должна развиваться очень успешно. Мне кажется, Сухих пишет очень человечную музыку – она идет не только от головы, но и от сердца», - убежден он. На скрипке самый трудный год – первыйИ Александр Тростянский, и Дмитрий Цинман начали играть на скрипке, по современным меркам, довольно поздно, - в возрасте почти восьми лет. «Родители не пихали меня, не пытались сделать вундеркиндом, за что я им очень благодарен», - признался Александр Тростянский. Он также рассказал, к чему нужно готовиться родителям ребенка, которого отдают на скрипку. Во-первых, им придется в определенной степени освоить скрипку вместе со своим чадом. «На скрипке самый трудный - первый год. Принято говорить: первый год – до первого звука. В этот период звук совершенно ужасный, раздаются скрипы, что тяжело и морально, и физически ушам тяжело. В это время ребенок все время должен быть под надзором, чтобы он не научился неправильному.
И потом дома заниматься понемножечку с ребенком, - много не надо, главное - делать это правильно», - убежден музыкант. По его мнению, занятия с малышами – это отдельная специальность, больше из области психологии, чтобы уговорить ребенка позаниматься на инструменте. «У меня на это пока что нервных сил не хватает. Я консультирую людей, которые точно знают, что хотят играть на скрипке, и я им готов в этом помочь», - говорит Тростянский. Он проводит мастер-классы во Франции, Великобритании, Италии, Сингапуре, Южной Корее, других странах и в городах России. При этом скрипач убежден, что в условиях глобализации границы стираются и исполнительские школы различных стран практически не отличаются. «Все всех слушают и уже невозможно выделить какую-то национальную школу. Скрипичную я бы точно не стал выделять. Существуют различные стили педагогов: один так учит, другой - сяк», - считает он. У Михаила Цинмана четверо детей, причем трое из них стали музыкантами – скрипачами и пианистами. «Когда ребенок сидит с двух лет и с упоением играет на палочках, ну куда деваться?» - шутит он. Близкие отношения сложного характераАлександр Тростянский убежден, что, играя произведение, необходимо донести до публики какой-то образ. «Самое главное для исполнителя – нести какой-то message (с англ. – сообщение). Плюс важно, как это сделать, то есть технология, методология донесения этого образа. Техника без наполнения художественным смыслом не имеет особого смысла, хотя, к сожалению, сейчас таких исполнителей довольно много, - посетовал он. – Вместе с тем, бывают случаи, когда человек полон образами, но не знает, как руками нужно двигать, чтобы их передать. Необходимо соблюсти баланс между духовным и материальным».
«Это новое веяние. Такое большое упрямство с моей стороны. Плюс ощущения другого, более близкого контакта с инструментом, ради которого я довольно долго страдал, пытаясь поменять технику. Роль мостика теперь вынуждена выполнять левая рука, которая поддерживает скрипку, - пояснил он. – Я уже почти победил. Сейчас гораздо легче. Инструмент без моста звучит иначе – особенно под ухом, но и в зале тоже. Скрипка звучит богаче, с большим разнообразием красок. Плюс мне было очень любопытно научиться этой технике. Раньше все виртуозы, включая Ойстраха, Когана, тоже не использовали мостик. Но никого из учеников я не заставляю следовать своей технике. Не в этом счастье – играть с мостом или без. Это просто мой личный выбор». Если почти 15 лет Александр Тростянский играл на скрипке современного мастера, то сейчас отдал предпочтение инструменту XVIII века. «Я пробую договориться со старушкой, - шутит музыкант. – Для меня скрипка все-таки женского пола. Когда с инструментом ты проводишь гораздо больше времени, чем с женой, то складываются близкие отношения сложного характера». Инструмент Михаила Цинмана также датирован XVIII веком и принадлежит Госколлекции. «Старые инструменты часто бывают капризными. И моя скрипка как любой пожилой человек реагирует на погоду, мое настроение. По своим внутренним качествам это замечательная скрипка. В инструмент, как любое произведение искусства, его создателем вложена некая жизнь. Это некая аккумуляторная батарея, которая аккумулирует и щедро раздает энергию», - считает он. «То, что классическая музыка устаревшее явление, - абсолютная ерунда»По признанию Александра Тростянского, он старается играть произведения так, чтобы это было интересно публике. «То, что классическая музыка – устаревшее, не модное явление, - абсолютная ерунда, - убежден он. – Просто формы, в которые обличены вечные образы, людей несколько пугают. Что надо прийти в концертный зал, сидеть не шуметь полтора часа, нет барабанов, нельзя прыгать и то, во что завернуты эти образы, которые актуальны всегда, некоторых несколько отторгает. Из-за таких условностей классическая музыка может считаться устаревшем явлением.
В советское время классическая музыка была более популярна, эти идеи пропагандировались, все ходили на концерты, и это было доступно пониманию для широких слоев населения». Александр Тростянский убежден, что классические музыканты занимаются не каким-то устаревшим или суперэлитарным делом. Он также не согласен с наблюдением, что публика, приходящая на концерты классической музыки, стремительно стареет. «Да, был такой тяжелый период в 90-е годы, когда публики было меньше, и на концерты приходили бабушки, старая интеллигенция. Сейчас я этого не вижу. Публика ходит достаточно молодая. Сходить в девушкой на концерт, выйти в свет – по-моему, стало снова популярным, - считает он. – Но, конечно, хочется, чтобы наша культура состояла не только из 4-5 имен, которые все время крутятся по телевизору, а чуть-чуть расширялась». К попыткам популяризировать классическую музыку и заигрывать с публикой скрипач относится настороженно. По его убеждению, все зависит от формы и качества подачи.
«Важно, чтобы это выглядело как равноправие, обогащение жанров, а не подстраивание одно под другого», - убежден он. При этом иногда, не надевая банданы и не вынося барабаны на сцену, классические музыканты превращают классический концерт с более дешевое событие, и это всегда выглядит обидным – за счет «лайт» репертуара, сетует собеседник. «Публика должна уходить с концерта не просто взбодрившаяся и с галочкой, что сходила на статусный концерт», - считает он. «Классическая музыка в эти формы аккумулировала какую-то живую жизнь, продолжает там жить и вступает в диалог с людьми, которые проживают жизнь не как декорацию, а по существу. Ей не грозит устареть. Устареть грозит нам, если мы будем жить только внешними вещами», - резюмировал Цинман. Кристина Иванова Вернуться назад Новости рубрики
|
|