В Татарстане запустили новый инклюзивный проект «Мы вместе»Общество    25 февраля 2019, 10:25
Очередной выпуск ток-шоу «Наша республика. Наше дело» на телеканале ТНВ был посвящен актуальной теме «Эксклюзивная инклюзия». В ходе эфира было объявлено о старте в республике нового инклюзивного проекта «Мы вместе - Без бергэ», в рамках которого участники известных коллективов республики представят совместные номера с особенными детьми. «Создать ситуацию успеха для каждого ребенка»Ведущий программы «Наша республика. Наше дело», руководитель исполнительного комитета ТРО ВПП «Единая Россия», советник Премьер-министра РТ по общественным объединениям Андрей Кондратьев сообщил, что нынешний выпуск было решено посвятить обсуждению создания в России системы инклюзивного образования, а также ответам на вопросы, почему пока возникают проблемы с устройством особенных детей в обычные детские сады и школы, рассказу о подготовке специалистов, инклюзивных проектах и многом другом. Гостями студии стали педагоги, активисты общественных движений, депутаты, чиновники, члены Общественной палаты, Центра гражданских инициатив и другие эксперты. В качестве спикеров выступили заместитель председателя Госсовета РТ, региональный координатор проекта «Единой России» «Крепкая семья» Татьяна Ларионова, первый замминистра образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, ректор ИЭУП, региональный координатор партпроекта «Новая школа» Асия Тимирясова, а также уполномоченный по правам человека в республике Сария Сабурская, председатель ТРО Всероссийского общества инвалидов, депутат Госсовета РТ, региональный координатор проекта «Доступная среда» Рифат Ганибаев и многие другие. По мнению Ильсура Хадиуллина, тема инклюзивного образования крайне важна и имеет государственное значение.
В республике приняты концепция инклюзии в социальной сфере, межведомственный план и дорожная карта», - сообщил замминистра. По данным Минобрнауки РТ, в республике функционируют 54 госучреждения для детей с особыми возможностями и потребностями, в которых специалисты применяют гуманную педагогику.
При этом спикер признал, что квалифицированных кадров не хватает, но они есть – соответствующая подготовка ведется на базе КФУ, ТИСБИ и других вузов республики. Помимо этого, в республике создано 10 ресурсных классов (5 из них в Казани), опыт функционирования которых изучают коллеги из других регионов страны. «За 8 лет в 300 образовательных учреждениях Татарстана создана безбарьерная среда. Но самая главное – должно быть понимание со стороны учительского и родительского сообщества. Важна психологическая подготовка родителей, учеников, чтобы интеграция проходила успешно. Мы должны создавать ситуацию успеха для каждого ребенка», - подчеркнул Ильсур Хадиуллин. «Изменить отношение общества»Региональный координатор «Новой школы» Асия Тимирясова подчеркнула, что одной из основных задач этого партийного проекта «Единой России» является формирование качественной и доступной образовательной среды для всех участников образовательного процесса. «Несмотря на законодательное закрепление инклюзивного образования, к сожалению, остается немало проблем в этой сфере, - признала ректор ИЭУП. - И это не столько отсутствие доступной среды - пандусов, подъемников, тротуаров, которая сегодня активно формируется. Необходимо изменять отношение педагога, родителя, общества в целом к включению особенных детей в единый образовательный процесс.
В свою очередь зампредседателя Госсовета РТ Татьяна Ларионова сообщила, что на сегодня все законы для того, чтобы дети с инвалидностью обучались в общеобразовательных учреждениях, действуют и работают. Так, право ребенка обучаться закреплено в Конституции РФ, а также федеральных законах «Об образовании» и «Социальной защите инвалидов». Татьяна Ларионова убеждена, что ситуация с включением инвалидов в жизнь общества меняется, однако для полноценного внедрения инклюзивного образования еще предстоит пройти долгий путь. «В 90-е годы даже понятие реабилитация было чуждым для нашего населения. Нам необходимо было преодолевать множество препятствий, чтобы была выстроена система реабилитации. Раньше инвалида-колясочника сложно было заметить на улице, потому что не было пандусов ни в аптеках, ни в поликлиниках, не говоря о школах. Сегодня практически все образовательные учреждения республики обеспечены пандусами, - подчеркнула она. - Но до самой инклюзии нам еще далеко. Так же, как когда-то далеко было до реабилитации инвалидов, появления специализированных центров.
К этому зачастую оказываются не готовы ученики, родители здоровых учеников, трудно приходятся как учителям, так и самому ребенку». Говоря о развитии безбарьерной среды, Рифат Ганибаев обратил внимание, что программа «Доступная среда» в первую очередь охватила государственные учреждения. Однако остается огромный массив объектов, находящихся в частной собственности, также нуждающийся в создании безбарьерной среды. Он выразил мнение, что в плане адаптации и конкурентоспособности выпускников инклюзивная система образования намного более предпочтительна, чем обучение в специализированных школах. Особенным детям нужны тьюторыВ своем выступлении омбудсмен Сария Сабурская обратила внимание на проблему нехватки тьюторов в школах (помощников, которые сопровождают инвалида во время учебы и помогают социализировать ребенка в образовательное пространство).
ьюторы помогают ребенку, требующему особого внимания, войти в школьное сообщество, в налаживании взаимодействии с другими школьниками. Однако в этом вопросе школы кивают на Минобр, а министерство - на школы. В этом вопросе должна быть принята единая программа. Каждая школа нарабатывает свою практику, но она должна быть единой», - убеждена она. Член комиссии Общественной палаты РТ по социальной политике и благотворительной деятельности, кандидат социологических наук Ольга Тимуца, изучавшая образовательную инклюзию и за рубежом, подчеркнула, что образовательный процесс должен, прежде всего, исходить от интересов конкретного ребенка. Она подтвердила необходимость выделения ставок тьюторов для особых детей.
По словам Асии Тимирясовой, одним из предложений партпроекта «Новая школа» является предоставление возможности родителям самими быть тьюторами в школах для своих детей. В этом случае время работы в качестве тьютора могло бы идти в зачет общего трудового стажа. Представитель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Жанна Халтурина рассказала, что две ее дочки с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время находятся на домашнем обучении. Однако не всем родителям и детям подходит такая форма обучения, и тогда возникает необходимость в тьюторах. Еще одна представитель организации Светлана Заводская, воспитывающая сына-инвалида, рассказала, что когда в 2010 году они пошли в первый класс, то ежегодно ее ребенка исключали из школы как необучаемого. Преодолев все преграды, в прошлом году ее сын закончил 9 классов. Она также обратилась в адрес Минобрнауки РТ с просьбой рассмотреть возможность появления специализированных профмастерских для такой категории детей. Лучшие практикиВ ходе программы были представлены и лучшие практики республики в области инклюзивного образования. Один из таких примеров – казанский лицей «Фарватер», где более 10 процентов из общего числа обучающихся детей, - ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Директор школы «Фарватер» Альфия Урманчеева отметила, что такая форма, как инклюзивный лицей, крайне востребована. «Мы создали инклюзивный лицей, который сотрудничает с реабилитационным центром, находящимся в шаговой доступности с ним. Мы делаем все для того, чтобы ни один из детей не чувствовал себя ущемленным и одновременно с образованием получал реабилитацию. Порой такие особенные дети даже становятся примером для обычных учеников», - рассказала она. «Это яркий пример нашей совместной работы. На базе «Фарватера» созданы прекрасные условия. Это ресурсный центр, успешный опыт которого изучается по всей республике», - прокомментировал Ильсур Хадиуллин.
Еще один яркий пример инклюзивного образования, правда в спортивной сфере - функционирующий с прошлого года в Казани Центр физического развития и спортивного воспитания детей с ограниченными возможностями. Студию организовал Лев Алимов – чемпион России по каратэ. В свое время он тоже победил физический недуг – благодаря бабушке и тренеру. На базе центра, существующего за счет благотворительных пожертвований, функционируют три направления – ударных видов, борьбы, и отделение реабилитации.
Те ребята, которые в силу физических ограничений не могут посещать занятия по единоборствам, могут ходить на лечебную физкультуру. Кроме того, родителей таких детей обучают, как заниматься реабилитацией в домашних условиях. Новый проект «Мы вместе»Гостьей студии ТНВ также стала Олеся Машейко со своей мамой Эльмирой. В прошлом году незрячая девочка стала финалисткой популярного проекта «Первого канала» «Голос. Дети». Планируется, что Олеся может стать одной из активных участниц нового инклюзивного проекта «Мы вместе - Без бергэ», о запуске которого объявила Татьяна Ларионова. «Здоровые и особенные дети должны не только учиться вместе, но и вместе быть в оздоровительных лагерях, заниматься в кружках и творческих коллективах. Наш новый проект – республиканское движение «Мы вместе - Без бергэ», - как раз направлен на это, - подчеркнула зампредседателя Госсовета РТ. – Такой опыт поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми». Как рассказала Татьяна Ларионова, участниками нового проекта, инициированного объединением женщин-депутатов «Мэрхэмэт – Милосердие» при депутатской фракции «Единая Россия» в Госсовете РТ, стали порядка 10 ведущих творческих коллективов республики. Это камерные оркестры La Primavera и «Новая музыка», женский джаз-оркестр «Фантазия», Академия популярной музыки Игоря Крутого, хореографические коллективы «Счастливое детство», «Шарм», камерный балет «Пантера», театра танца «Дорога из города», Республиканский центр по поддержке творчески одаренных детей и молодежи «Созвездие-Йолдызлык», ДК им.Саид-Галиева. Ребята с ограниченными возможностями здоровья из дома-интерната для умственно отсталых детей, реабилитационных центров, смогут влиться в эти коллективы, участвовать в совместных репетициях, мастер-классах, выездах. «Дети начинают дружить целыми коллективами. Учитывая, что проект новый, мы где-то идем на ощупь. Главное – мы объединяем здоровых детей и ребят, имеющих проблемы со здоровьем, в единый коллектив. Мы хотим, чтобы они чувствовали, принимали друг друга, и были вместе», - подчеркнула она. А 1 июня, в Международный день защиты детей, в Казани состоится концерт, где участники известных коллективов республики представят совместные номера с особенными детьми. Кристина Иванова Вернуться назад Новости рубрики
|
|