В Татарстане запустили новый инклюзивный проект «Мы вместе»

Общество    25 февраля 2019, 10:25
Фото: Сибирский вестник
Фото: Сибирский вестник
По словам Татьяны Ларионовой, 1 июня, в Международный день защиты детей, участники известных творческих коллективов республики представят совместные номера с особенными детьми

Очередной выпуск ток-шоу «Наша республика. Наше дело» на телеканале ТНВ был посвящен актуальной теме «Эксклюзивная инклюзия». В ходе эфира было объявлено о старте в республике нового инклюзивного проекта «Мы вместе - Без бергэ», в рамках которого участники известных коллективов республики представят совместные номера с особенными детьми.

«Создать ситуацию успеха для каждого ребенка»

Ведущий программы «Наша республика. Наше дело», руководитель исполнительного комитета ТРО ВПП «Единая Россия», советник Премьер-министра РТ по общественным объединениям Андрей Кондратьев сообщил, что нынешний выпуск было решено посвятить обсуждению создания в России системы инклюзивного образования, а также ответам на вопросы, почему пока возникают проблемы с устройством особенных детей в обычные детские сады и школы, рассказу о подготовке специалистов, инклюзивных проектах и многом другом.

Гостями студии стали педагоги, активисты общественных движений, депутаты, чиновники, члены Общественной палаты, Центра гражданских инициатив и другие эксперты. В качестве спикеров выступили заместитель председателя Госсовета РТ, региональный координатор проекта «Единой России» «Крепкая семья» Татьяна Ларионова, первый замминистра образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, ректор ИЭУП, региональный координатор партпроекта «Новая школа» Асия Тимирясова, а также уполномоченный по правам человека в республике Сария Сабурская, председатель ТРО Всероссийского общества инвалидов, депутат Госсовета РТ, региональный координатор проекта «Доступная среда» Рифат Ганибаев и многие другие.

По мнению Ильсура Хадиуллина, тема инклюзивного образования крайне важна и имеет государственное значение.

«Инклюзия - очень сложный вопрос. На сегодняшний день в школах республики создаются все условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерная среда.

В республике приняты концепция инклюзии в социальной сфере, межведомственный план и дорожная карта», - сообщил замминистра.

По данным Минобрнауки РТ, в республике функционируют 54 госучреждения для детей с особыми возможностями и потребностями, в которых специалисты применяют гуманную педагогику.

Как сообщил Ильсур Хадиуллин, еще 183 муниципальные школы определены как инклюзивные - в них создаются условия, чтобы дети-инвалиды могли успешно интегрироваться в общество.

При этом спикер признал, что квалифицированных кадров не хватает, но они есть – соответствующая подготовка ведется на базе КФУ, ТИСБИ и других вузов республики. Помимо этого, в республике создано 10 ресурсных классов (5 из них в Казани), опыт функционирования которых изучают коллеги из других регионов страны.

«За 8 лет в 300 образовательных учреждениях Татарстана создана безбарьерная среда. Но самая главное – должно быть понимание со стороны учительского и родительского сообщества. Важна психологическая подготовка родителей, учеников, чтобы интеграция проходила успешно. Мы должны создавать ситуацию успеха для каждого ребенка», - подчеркнул Ильсур Хадиуллин.

«Изменить отношение общества»

Региональный координатор «Новой школы» Асия Тимирясова подчеркнула, что одной из основных задач этого партийного проекта «Единой России» является формирование качественной и доступной образовательной среды для всех участников образовательного процесса.

«Несмотря на законодательное закрепление инклюзивного образования, к сожалению, остается немало проблем в этой сфере, - признала ректор ИЭУП. - И это не столько отсутствие доступной среды - пандусов, подъемников, тротуаров, которая сегодня активно формируется.

Необходимо изменять отношение педагога, родителя, общества в целом к включению особенных детей в единый образовательный процесс.

Этот процесс должен быть осторожным, необходимо избегать формальной инклюзии».

В свою очередь зампредседателя Госсовета РТ Татьяна Ларионова сообщила, что на сегодня все законы для того, чтобы дети с инвалидностью обучались в общеобразовательных учреждениях, действуют и работают. Так, право ребенка обучаться закреплено в Конституции РФ, а также федеральных законах «Об образовании» и «Социальной защите инвалидов».

Татьяна Ларионова убеждена, что ситуация с включением инвалидов в жизнь общества меняется, однако для полноценного внедрения инклюзивного образования еще предстоит пройти долгий путь.

«В 90-е годы даже понятие реабилитация было чуждым для нашего населения. Нам необходимо было преодолевать множество препятствий, чтобы была выстроена система реабилитации. Раньше инвалида-колясочника сложно было заметить на улице, потому что не было пандусов ни в аптеках, ни в поликлиниках, не говоря о школах.

Сегодня практически все образовательные учреждения республики обеспечены пандусами, - подчеркнула она. - Но до самой инклюзии нам еще далеко. Так же, как когда-то далеко было до реабилитации инвалидов, появления специализированных центров.

Недостаточно создать только безбарьерную среду. Прежде всего, необходимо преодолевать барьеры в психологии человека.

К этому зачастую оказываются не готовы ученики, родители здоровых учеников, трудно приходятся как учителям, так и самому ребенку».

Говоря о развитии безбарьерной среды, Рифат Ганибаев обратил внимание, что программа «Доступная среда» в первую очередь охватила государственные учреждения. Однако остается огромный массив объектов, находящихся в частной собственности, также нуждающийся в создании безбарьерной среды. Он выразил мнение, что в плане адаптации и конкурентоспособности выпускников инклюзивная система образования намного более предпочтительна, чем обучение в специализированных школах.

Особенным детям нужны тьюторы

В своем выступлении омбудсмен Сария Сабурская обратила внимание на проблему нехватки тьюторов в школах (помощников, которые сопровождают инвалида во время учебы и помогают социализировать ребенка в образовательное пространство).

«На сегодняшний день 55 детей нуждаются в тьюторах, а мы смогли выделить их только троим. Т

ьюторы помогают ребенку, требующему особого внимания, войти в школьное сообщество, в налаживании взаимодействии с другими школьниками. Однако в этом вопросе школы кивают на Минобр, а министерство - на школы. В этом вопросе должна быть принята единая программа. Каждая школа нарабатывает свою практику, но она должна быть единой», - убеждена она.

Член комиссии Общественной палаты РТ по социальной политике и благотворительной деятельности, кандидат социологических наук Ольга Тимуца, изучавшая образовательную инклюзию и за рубежом, подчеркнула, что образовательный процесс должен, прежде всего, исходить от интересов конкретного ребенка. Она подтвердила необходимость выделения ставок тьюторов для особых детей.

«Есть дети, которые прекрасно осваивают школьную программу, но в силу физических ограничений не могут самостоятельно учиться в обычном классе, и им нужны помощники», - сказала она.

По словам Асии Тимирясовой, одним из предложений партпроекта «Новая школа» является предоставление возможности родителям самими быть тьюторами в школах для своих детей. В этом случае время работы в качестве тьютора могло бы идти в зачет общего трудового стажа.

Представитель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Жанна Халтурина рассказала, что две ее дочки с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время находятся на домашнем обучении. Однако не всем родителям и детям подходит такая форма обучения, и тогда возникает необходимость в тьюторах.

Еще одна представитель организации Светлана Заводская, воспитывающая сына-инвалида, рассказала, что когда в 2010 году они пошли в первый класс, то ежегодно ее ребенка исключали из школы как необучаемого. Преодолев все преграды, в прошлом году ее сын закончил 9 классов. Она также обратилась в адрес Минобрнауки РТ с просьбой рассмотреть возможность появления специализированных профмастерских для такой категории детей.

Лучшие практики

В ходе программы были представлены и лучшие практики республики в области инклюзивного образования. Один из таких примеров – казанский лицей «Фарватер», где более 10 процентов из общего числа обучающихся детей, - ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Директор школы «Фарватер» Альфия Урманчеева отметила, что такая форма, как инклюзивный лицей, крайне востребована.

«Мы создали инклюзивный лицей, который сотрудничает с реабилитационным центром, находящимся в шаговой доступности с ним. Мы делаем все для того, чтобы ни один из детей не чувствовал себя ущемленным и одновременно с образованием получал реабилитацию. Порой такие особенные дети даже становятся примером для обычных учеников», - рассказала она.

«Это яркий пример нашей совместной работы. На базе «Фарватера» созданы прекрасные условия. Это ресурсный центр, успешный опыт которого изучается по всей республике», - прокомментировал Ильсур Хадиуллин.

По словам замминистра, подобные школы – основная ступенька перехода к инклюзивному обществу. «Через инклюзивную школу мы переходим к инклюзивному обществу», - подчеркнул он.

Еще один яркий пример инклюзивного образования, правда в спортивной сфере - функционирующий с прошлого года в Казани Центр физического развития и спортивного воспитания детей с ограниченными возможностями. Студию организовал Лев Алимов – чемпион России по каратэ. В свое время он тоже победил физический недуг – благодаря бабушке и тренеру. На базе центра, существующего за счет благотворительных пожертвований, функционируют три направления – ударных видов, борьбы, и отделение реабилитации.

Большинство групп – инклюзивные, куда дети принимаются абсолютно бесплатно.

Те ребята, которые в силу физических ограничений не могут посещать занятия по единоборствам, могут ходить на лечебную физкультуру. Кроме того, родителей таких детей обучают, как заниматься реабилитацией в домашних условиях.

Новый проект «Мы вместе»

Гостьей студии ТНВ также стала Олеся Машейко со своей мамой Эльмирой. В прошлом году незрячая девочка стала финалисткой популярного проекта «Первого канала» «Голос. Дети».

Планируется, что Олеся может стать одной из активных участниц нового инклюзивного проекта «Мы вместе - Без бергэ», о запуске которого объявила Татьяна Ларионова.

«Здоровые и особенные дети должны не только учиться вместе, но и вместе быть в оздоровительных лагерях, заниматься в кружках и творческих коллективах. Наш новый проект – республиканское движение «Мы вместе - Без бергэ», - как раз направлен на это, - подчеркнула зампредседателя Госсовета РТ. – Такой опыт поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми».

Как рассказала Татьяна Ларионова, участниками нового проекта, инициированного объединением женщин-депутатов «Мэрхэмэт – Милосердие» при депутатской фракции «Единая Россия» в Госсовете РТ, стали порядка 10 ведущих творческих коллективов республики.

Это камерные оркестры La Primavera и «Новая музыка», женский джаз-оркестр «Фантазия», Академия популярной музыки Игоря Крутого, хореографические коллективы «Счастливое детство», «Шарм», камерный балет «Пантера», театра танца «Дорога из города», Республиканский центр по поддержке творчески одаренных детей и молодежи «Созвездие-Йолдызлык», ДК им.Саид-Галиева. Ребята с ограниченными возможностями здоровья из дома-интерната для умственно отсталых детей, реабилитационных центров, смогут влиться в эти коллективы, участвовать в совместных репетициях, мастер-классах, выездах.

«Дети начинают дружить целыми коллективами. Учитывая, что проект новый, мы где-то идем на ощупь. Главное – мы объединяем здоровых детей и ребят, имеющих проблемы со здоровьем, в единый коллектив. Мы хотим, чтобы они чувствовали, принимали друг друга, и были вместе», - подчеркнула она. А 1 июня, в Международный день защиты детей, в Казани состоится концерт, где участники известных коллективов республики представят совместные номера с особенными детьми.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

21.11.2024 Новую поликлинику в ЖК «Салават Купере» планируют сдать в декабре этого года Партдесант «Единой России» проверил ход строительства поликлиники - работы находятся в финальной стадии
20.11.2024 На вокзале «Юдино-2» открылся зал ожидания для маломобильных пассажиров Открытие прошло в рамках федерального партпроекта «Единая страна — доступная среда»
19.11.2024 Татарстанское реготделение «Единой России» поблагодарило бойцов, работавших на выставке трофейной военной техники В Казани на выставке трофейной военной техники работала площадка «Единой России»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх