Айрат Фаррахов: «В России не хватает около 400 хосписов»Общество    28 февраля 2019, 14:49
Он рассказал о парламентском контроле за реализацией национальных проектов, совершенствовании лекарственного обеспечения, нехватке хосписов в России и первых результатах пилотного проекта для самозанятых. - Какие задачи должны поставить перед собой люди, наделенные властью, для успешной реализации национальных проектов? - Прошло совсем немного времени, как Президент России Владимир Владимирович Путин объявил крайне важные национальные цели и стратегические задачи, которые после этого были сформированы в виде проектов, а затем получили колоссальное финансовое обеспечение. На сегодняшний день самое главное – это, конечно же, ресурсное обеспечение, а также качество управления, работы. Важно, чтобы каждый человек почувствовал изменения на своей семье, на улучшении качества жизни. Важно, чтобы каждый гражданин России не только почувствовал изменения, но и почувствовал себя в национальном проекте. Чтобы они дошли до каждого человека: каждый врач почувствовал изменения в сфере здравоохранения, каждый учитель – что меняется что-то в образовании. А если почувствует учитель, то, конечно же, и ученик это ощутит. Нацпроекты должны инициировать системные изменения. - Но, наверное, не стоит ждать wow-эффекта от реализации нацпроектов? - Мы же все люди и потому хотим быстрых изменений. И наши люди действительно заслуживают этого. Я абсолютно согласен с Президентом, который, мало того что поставил такие амбициозные задачи, так еще и сказал в своем Послании, что не надо ныть, и кто не может, пожалуйста, с планки уходите. Я имею опыт реализации предыдущих национальных проектов в качестве члена Правительства Татарстана (Фаррахов был министром здравоохранения РТ – прим. ред.). Они дали очень многое для Татарстана.
Нацпроекты позволяют системно изменить производительность труда в отрасли. Без этого невозможно достигнуть улучшения ситуации. Просто освоить деньги, построить какие-то квадратные метры, условно говоря, дорогу – это, конечно, изменения. Но реализация нацпроекта требует системного изменения в управлении, в мышлении. Только тогда эти цели достижимы. - Как лично вы будете участвовать в реализации нацпроектов? - Для меня как депутата Госдумы важны все 12 национальных проектов. Я, безусловно, буду участвовать в парламентском контроле за реализацией всех проектов – это главное оружие депутата. На реализацию нацпроектов выделены большие деньги, и они должны использоваться системно, эффективно и, самое главное, приводить к достижению поставленных целей. С федерального уровня средства должны оперативно направляться в субъекты, субъекты должны эффективно их использовать, а от этого зависит многое. Поэтому вопрос парламентского контроля для депутатов является очень важным. Что касается подхода, исходя из моих компетенций в финансовой, медицинской сферах, а теперь еще и в сфере ЖКХ, то я возглавляю общественный совет регионального проекта «Здоровое будущее». С помощью большой группы экспертов мы анализируем крайне актуальные проекты, например, «Здоровая школа». Вы видите, какая сегодня степень ожирения среди детей ввиду чрезмерного употребления сахара. Мы анализируем проект «Здоровое питание». Мы можем развивать сферу здравоохранения, лечить суперзаболевания, но лучше не доводить до этого.
Через него мы можем влиять на потребительский набор человека, чтобы туда входило больше овощей, рыбы, меньше жиров. Через этот механизм мы стараемся влиять на эти процессы. То есть мы занимаемся не только парламентским контролем, но и стараемся влиять на процессы в рамках обсуждения, нашего общественного совета. Проект «Здоровое питание» - это не просто рекомендовать покупать меньше масла и больше рыбы. Вопрос ведь и в том, чтобы у рыбы была доступная для населения цена, чтобы и овощи были не очень дорогими. Мы обсуждаем вопросы, каким образом мы можем вложить эту продукцию в потребительскую корзину, при необходимости субсидировать. Например, сейчас обсуждается, необходимо ли повышать возраст, с которого можно покупать алкоголь, с 18 лет до 21 года. Общество активно обсуждает этот вопрос. И мнение нашего общественного совета также распределилось напополам. Я считаю, что не надо повышать этот возрастной ценз. Мы же не повышаем возраст призыва в армию. То есть в 18 лет человек с огнестрельным оружием в руках начинает служить в армии. В 18 лет он получает автомобильные права, может купить отдельные виды оружия. Еще раньше 18 лет он может жениться, а это огромная ответственность в жизни. Мне кажется, мы должны иметь баланс между ответственностью человека и принимаемыми им решениями. Вряд ли стоит надеяться, что подняв возрастной ценз до 21 года, человек не будет употреблять алкоголь. Мы должны искать другие варианты решения этой проблемы. - Буквально вчера была объявлено, что в Татарстане выделен земельный участок под строительство второго хосписа (2 га федеральной земли в Приволжском районе Казани – прим. ред.). Как вы оцениваете перспективы создания полноценной системы оказания паллиативной помощи в масштабах всей страны? - По этому вопросу действительно идет очень большой социальный запрос. Еще в бытность моей работы министром здравоохранения Татарстана мы сделали ставку на очень эффективную некоммерческую организацию, возглавляемую Владимиром Владимировичем Вавиловым, который на собственном опыте пережил это все (смерть дочери от онкологического заболевания – прим. ред.). Тогда мы передали в состав некоммерческой организации государственное учреждение здравоохранения. И мы не просто сформировали команду, а создали основы для развития эффективной, научно-обоснованной паллиативно-хосписной помощи в республике. В России же, особенно в предыдущие годы, уровень оказания паллиативной помощи оставлял желать много лучшего. Все мы помним ужасные случаи, когда из-за недоступности наркотического обезболивания фиксировались самоубийства. Хоспис – это основа паллиативной помощи. На сегодняшний день в России не хватает около 400 хосписов. И то, что Президент Российской Федерации обратил внимание на этот вопрос, - многого стоит. В Татарстане мы ушли далеко вперед, сделали очень многое. Немногие знают, что депутат, известный хирург Михаил Рокицкий провел последние дни своей жизни в нашем хосписе. Мы с ним обсуждали проблемы, и он говорил, насколько это правильное решение. Не зря часто говорят «человек отмучился». Нередко уход из жизни сопровождают огромные мучения. В особенности, если человек молодой и имеет онкологическое заболевание. А если ребенок имеет безнадежное заболевание, сложно представить, каково приходится семье… Нам очень серьезно необходимо совершенствовать законодательство в этой сфере. Но уже много сделано благодаря изменениям, которые внесены в закон об охране здоровья. Так, расширено понятие паллиативной помощи, утверждены очень многие позиции.
В этой сфере необходимо искать пути частно-государственного партнерства. В Татарстане выбран как раз такой путь. Хоспис не может быть государственным медицинским учреждением. По моему убеждению, на всей территории страны необходимо обеспечить равные права всех безнадежно больных людей. Чтобы в Татарстане, Чувашии, Мордовии эти права были одинаковыми. Необходимо предусмотреть возможность, что если больной человек хочет переехать к родственникам в другой субъект, чтобы была преемственность, и поддержка для семьи оказывалась на одинаковом уровне везде. Медицина не стоит на месте. Появляются препараты, чтобы качество конца жизни было на высоком уровне. Очень важно решить вопросы предоставления таким пациентам реабилитационных кроватей, отсосов, дыхательных и иных аппаратов, которые можно использовать на дому и которые меняют качество жизни. Но эти аппараты должны проходить техническое обслуживание, чтобы не возникало внезапных неполадок. Так что в этой сфере впереди предстоит множество работы. Сделан очень большой шаг (принят законопроект о паллиативной медицинской помощи – прим. ред.), но при этом нельзя останавливаться на достигнутом. - Хосписы строятся на основе частно-государственного партнерства. На второй хоспис в Татарстане собраны 25 млн из необходимых 250 млн рублей. Когда будут собраны необходимые средства, еще вопрос, а у многих пациентов этого времени просто нет. Будет ли государство каким-то образом создавать систему финансирования, чтобы ускорить сбор средств на возведение хосписов? - Именно на это были направлены два закона, автором которых был я. К сожалению, Правительство их пока не поддержало. Первый касается земли, когда определенные фонды могли бы объединиться, чтобы земля под строительство хосписа предоставлялась бесплатно. Как правило, это земли федеральной собственности, поэтому вопросы к федеральному центру. И второй законопроект связан с тем, чтобы у государства была возможность поддерживать некоммерческие организации, занимающиеся хосписной помощью. Мы продолжаем работать над законопроектами, учитывая возражения Правительства, и надеемся, что они будут поддержаны. Потому что помощь в этой сфере не всегда напрямую связана с деньгами. Иногда можно предоставить льготы, долгосрочные льготы. Татарстанский хоспис имеет порядка 20 млн рублей по государственному заданию – это государственная поддержка. При этом краудфандинг и другие способы привлекают на каждый государственный рубль около трех рублей частных денег.
Огромное количество организаций готовы взять на себя расходы по коммунальным платежам, оплате бензина и так далее. Это проект не только оказания паллиативной помощи, он меняет отношение к проблеме в целом. Очень важно, чтобы этот старт получился. Я пропагандировал опыт Татарстана среди своих коллег-депутатов из других регионов. Мы этот скачок сделали именно благодаря тому, что нам удалось передать государственное учреждение в управление некоммерческой организации. Это абсолютно правильный шаг, который позволяет развивать хосписы. Но построить хоспис за бюджетные деньги – к сожалению, пока не первоочередная задача для многих субъектов. А вот начать, как сделали мы, очень важно и реально. - Мы возглавляете одну из подгрупп рабочей группы по совершенствованию лекарственного обеспечения граждан. Какие задачи предстоит решить в этой области в ближайшее время? - Вячеслав Володин назвал одним из приоритетов работы Государственной Думы все законодательные акты, связанные с цифровой экономикой, которые изменят темпы роста экономики. И одним из приоритетов названо лекарственное обеспечение, совершенствование законодательства в этой сфере, которое поддержит отечественного производителя, ускорит регистрацию лекарственных препаратов, их выход на рынок, ускорит импортозамещение, локализацию, что повлияет на стоимость лекарств. И, конечно, законодательство в части совершенствования лекарственного обеспечения федеральных льготников.
С орфанными заболеваниями принято очень значимое решение, что пять заболеваний переходят на федеральный уровень, но и в этой сфере остаются проблемы. В целом если анализировать уровень потребления лекарств за счет всех источников финансирования в России и во всем мире, то статистика далеко не в пользу нашей страны. Мы находимся даже не в середине перечня стран, которые создают условия для потребления населением лекарств. А от этого ведь очень многое зависит. И вопрос не только в цене, а в доступности аптек, возможностях интернет-торговли, в какой то-то степени, в рекламе и так далее. Количество потребляемых лекарств на душу населения в РФ – примерно 80 долларов. Для сравнения – в Германии это 800 долларов, в США – за тысячу долларов. Если мы ставим задачи увеличения ожидаемой продолжительности жизни, снижения смертности. Понимая, что в 60 лет у каждого человека есть 1-2 хронических заболевания, то объем потребляемых лекарств гражданами России должен быть увеличен, это системная задача. Очень важно решить имеющиеся вопросы. В этой связи в Госдуме создана специальная межфракционная рабочая группа, задача которой – совместно с Правительством РФ, экспертным сообществом, достичь более быстрого согласования, внесения изменений, которые позволят совершенствовать наше законодательство, снять определенные барьеры, чтобы потребление лекарств гражданами росло. Я возглавляю подгруппу, деятельность которой связана с вопросами контрактных процедур, использования бюджетных средств при приобретении лекарственных препаратов. Фармрынок огромный, и здесь действительно очень много работы. Надеемся, что усилиями нашей рабочей группы совместно с Правительством мы сможем внести посильный вклад в решение этих проблем. - Вчера в Казани вы встречались с самозанятыми гражданами. О чем шла речь и что волнует людей, включенных в эту систему организации работы самозанятых? - Татарстан вошел в число четырех пилотных регионов России по регистрации самозанятых в рамках внедрения экспериментального налога на профессиональный доход. Очень важная тема для всех стран – «теневой» рынок. Безусловно, 90 процентов людей, находящихся в «тени», хотели бы работать легально. В целом этот пилотный проект показывает свой успех и будет рекомендован для всех субъектов Российской Федерации.
Этот проект меняет уровень доверия власти и граждан. И то, что за два месяца 35 тысяч человек воспользовались приложением («Мой налог»), уже очень хорошо. Доходы этих граждан пробили миллиардную отметку. Это прекрасный проект, который должен развиваться. Он позволяет снизить уровень «теневой» экономики, реализовать гражданам возможности работать в легальном секторе, выйти из «тени», и при этом иметь небольшую налоговую нагрузку, не сталкиваться с бюрократией. Многие люди хотят работать не по договору, а на условиях фриланса, работать чаще всего из дома, из кафе. Есть много видов творческих работ, которые мы могли бы интегрировать в свою экономику. Вчера мы встречались с самозанятыми и ведущими банками с тем, чтобы понять, как банки смогут предоставлять более доступные услуги для этой категории граждан. Каким образом они могли бы поддержать самозанятых. Мы ведем хороший диалог, и я очень доволен этим проектом. Это одна из удачных реформ, которые могут решить проблемы. - Остаются ли в этой сфере проблемные вопросы, над которыми еще предстоит поработать? - Это скорее не проблемы, а вопросы, которые возникают в результате внедрения пилотного проекта. Их решение позволяет масштабировать проект. Очень важно много общаться с самозанятыми. Наша основная миссия – всей своей работой, действиями давать возможность изменения степени доверия власти и населения. Кристина Иванова Вернуться назад Новости рубрики
|
|