Марат Бариев: «У нас ведь тренеры могут говорить: «Да, да», а потом сунуть спортсмену таблетку»Интервью    01 марта 2019, 10:45
Такое мнение выразил депутат Госдумы от Татарстана, экс-глава Минспорта РТ, вице-президент Международного комитета Игр «Дети Азии» Марат Бариев в ходе онлайн-интервью в пресс-службе портала «Вверх». Беседа была также посвящена итогам I Зимних Международных спортивных игр «Дети Азии», стартующей в Красноярске Зимней универсиаде, допинговой проблеме и перспективе проведения в Казани крупных международных соревнований. - Какие национальные проекты вы бы выделили в первую очередь. И как видите свою полезность в качестве депутата при их реализации? - Все национальные проекты одинаково важны и актуальны. Они направлены на развитие нашей экономики в целом, решение социально-экономических вопросов и, самое главное, на развитие человеческого капитала, улучшение качества жизни населения, повышение комфортности. Лично мне, в силу специфики моей работы и интересов, наиболее близки проекты «Демография», «Образование».
Но и проекты «Жилье и городская среда», «Наука» и другие крайне важны. Они все должны развиваться и реализовываться совместно, системно. Потому что отставание в реализации одного из проектов может потащить вниз другие. Например, если не будут решаться вопросы демографии, то все социально-экономические задачи трудно будет реализовать при нашем количестве трудовых ресурсов. Или не решая вопросы жилья, экологии, городской среды, трудно рассчитывать на развитие той же демографии, здоровья людей. Все эти нацпроекты взаимосвязаны. - Недавно «Единая Россия» взяла на себя обязательство по контролю за реализацией национальных проектов. В чем он будет заключаться? - Я думаю, будет осуществляться достаточно жесткий контроль. Это и инициирование различных активностей по реализации этих проектов, начиная с законодательного обеспечения по всем 12 нацпроектам, а также разработка различных подпрограмм, мониторинг реализации и контроль за исполнением, анализ и корректировка исполнения. Контроль необходим и это естественно, что «Единая Россия» взяла на себя контроль, что должно повысить эффективность реализации национальных проектов. - Есть ли в планах вашего комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи законопроекты, которые вписываются в реализацию нацпроектов и идут в одном ключе с Посланием Президента РФ? - В настоящее время в работе в нашем комитете находятся несколько законопроектов, связанных с развитием туристической сферы. На этом вопросе в своем Послании Президент России Владимир Владимирович также остановился. Нужна корректировка существующего законодательства и в части защиты туристов, и в части создания условий для туроператоров.
Это тоже идет в русле нацпроектов и Послания. Еще один законопроект, который давно хотелось внести, связан с мотивацией людей для занятий спортом на предприятиях. То есть мы хотим предоставить предприятиям законное право поощрять сотрудников, занимающихся спортом, думающих о своем здоровье, что в конечном итоге отражается на их работоспособности, производительности труда, отдаче, микроклимате в коллективе. Есть также законопроекты, связанные с наболевшей допинговой проблемой. - Готовятся ли законопроекты в молодежной сфере в рамках нацпроектов? - В этом отношении меня воодушевило послание Президента нашей страны. Он практически начал его с демографических проблем, проблем поддержки семей с детьми. Озвучены меры, включающие и мотивацию рождаемости, и увеличение пособий, и решение жилищных вопросов. Мы сейчас еще только формируем свои предложения. И меры по реализации этого Послания, а также нацпроектов во время весеннее сессии будут основными. - Будет ли учитываться общественное мнение при работе над реализацией национальных проектов, ожидаются ли общественные слушания? - Уже завтра в Госсовете республики состоятся общественные слушания по реализации нацпроектов в Татарстане. И подобные мероприятия будут проходить повсеместно. Без научного прогнозирования, аналитики рассчитывать на позитивные результаты сложно. У
Чтобы национальные проекты были реальными, эффективными, их поддерживало население, нужно хорошо изучить вопрос, анализировать, привлекать общественное мнение. Например, если бы мы изначально начали говорить о «мусорных» проблемах, реакция населения на строительство мусоросжигательного завода была бы иной. Надо все разъяснять, и люди все поймут, внесут много важных и ценных предложений, которые не всегда видны при принятии решений наверху. - Какие мероприятия вы планируете реализовать в Татарстане в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни»? - Этим проектом поставлены очень серьезные задачи. В частности, показатель регулярно занимающихся физультурой и спортом должен достичь 55 процентов населения по стране. Для этого нужны условия, инфраструктура, мотивация, средства, кадры. И реализовать такую задачу будет непросто. Фактически мы исчерпали основной актив, который хотел заниматься спортом – он уже вовлечен в этот процесс. Сейчас показатель составляет чуть более 40 процентов, и необходимо нарастить этот актив еще более чем на 10 процентов. В Татарстане, например, необходимо будет привлечь к занятиям спортом еще около 500 тысяч человек. Я считаю, что большой резерв скрыт среди людей пенсионного возраста, которые через Советы ветеранов, пенсионеров вовлекаются в занятия спортом в республике. И вторая более перспективная категория – детские дошкольные учреждения. Во-первых, детьми заниматься дешевле. Во-вторых, если уже в этом возрасте мы привьем им любовь и интерес к занятиям спортом, их дальше не надо будет подгонять. Я это знаю на примере своих близких, и как бывший министр спорта. - Недавно вы вернулись с Сахалина, где прошли I Зимние Международные спортивные игры «Дети Азии». Какие успехи продемонстрировали татарстанские спортсмены? - Летние игры «Дети Азии» проводятся раз в четыре года уже на протяжении 20 лет. А недавно прошли первые Зимние игры. Многие воспринимали это как экзотику. Представить себе детей из Афганистана, Вьетнама, из арабских стран, Кувейта, Индии, играющих в хоккей, катающихся на лыжах и коньках, прыгающих с трамплина, было достаточно сложно. Тем не менее, азиатские страны были очень заинтересованы в проведении Зимних игр, потому что им нужны площадки для совершенствования спортивного мастерства подрастающих спортсменов с прицелом из дальнейшего участия в серьезных взрослых соревнованиях уровня чемпионата мира, Олимпийских игр. Было решено провести Игры в Южно-Сахалинске. Я считаю, Игры прошли на высоком уровне. Участвовали спортсмены из 20 стран. Было представлено семь команд из регионов Российской Федерации, в том числе, из Татарстана. В составе татарстанской команды в Играх участвовали более 20 человек. Прыгун с трамплина Данил Садриев выиграл соревнования, установив рекорд трамплина. Кроме того, спортсмены из Татарстана заняли несколько четвертых мест. Наших ребят очень тепло принимала национально-культурная автономия татар Сахалина. Это тоже стала важной составляющей Игр.
Игры «Дети Азии» прошли, а спортивная инфраструктура для сахалинцев осталась. Я уверен, как в Казани после Универсиады начали проводиться чемпионаты мира, Европы, то же самое будет и на Сахалине. Сахалинцы сейчас имеют свои кадры, которые могут проводить турниры такого ранга. - Насколько представительной будет делегация Татарстана на Зимней универсиаде в Красноярске, открывающейся 2 марта? - 26 спортсменов. Основная составляющая – команда на синхронному фигурному катанию. Есть наши представители в лыжных гонках, сноуборде, фигурном катании, хоккее с шайбой, хоккее с мячом. Главное, чтобы они достойно выступили. - Вы продвигали проект проведения в Казани Юношеских Олимпийских игр. Однако Казань подала заявку на проведение в 2023 году Европейских игр. Как вы оцениваете эту инициативу? И в случае победы увеличит ли это шансы проведения в столице Татарстана Юношеских игр или напротив, отодвинет эту перспективу? - Я предлагал провести Юношеские игры в 2022 году. Но в силу наших проблем с международными спортивными организациями, связанными с допингом, в прошлом году мы не смогли подать нашу заявку. Тогда в прошлом году было принято решение о проведении Юношеских игр на африканском континенте. Следующие Летние Юношеские Олимпийские игры ожидаются в 2026 году. О заявочном процессе говорить пока рано, но, надеюсь, Казань будет претендовать на проведение этого турнира. Просто этот вопрос откладывается на несколько лет.
Но эти Игры важны с точки зрения загрузки наших спортивных сооружений мирового уровня. Надо проводить такие соревнования. Это еще один большой информационный повод, чтобы привлечь внимание туристов. Проведение Европейских игр позитивно отразится не только на спортивной инфраструктуре города, но и на сфере услуг, транспортной инфраструктуре, сфере туризма. Чем ждать когда мы еще проведем Юношеские игры, пока есть возможность, надо воспользоваться этими соревнованиями. - Как меняется ситуация в сфере антидопинговой работы? - С одной стороны, она меняется в положительную сторону по документам, отчетам. Не случайно, РУСАДА, Паралимпийский комитет России восстановили в правах. Но ниже, на уровне регионов, спортивных школ этой работы не чувствуется. Вчера я был в одном крупном спортивном сооружении Казани, и не видел ни одного стенда по антидопинговой работе. Месяц назад проходила итоговая коллегия Минспорта Татарстана, но ни одного слова о допинге сказано не было. Это большое упущение, начиная от Министерства спорта России и далее по пирамиде. Мы видим по отдельным примерам, что эти явления сохраняются. И повод об этом серьезно думать тоже есть. Я считаю, что происходит недооценка этого явления. Будучи министром по делам молодежи, я серьезно занимался вопросом профилактики наркомании. Беда была большая.
Только массовый ликбез позволил остановить темпы роста наркомании. С допингом примерно такая же ситуации. На мой взгляд, пока мер по профилактике очень недостаточно. - Какие бы системные шаги вы могли предложить? - Должно быть сильное методическое обеспечение. В спортивных и обычных школах должны рассказывать об этом, нужно, чтобы специалисты выступали, педагоги, тренеры понимали серьезность проблемы. У нас ведь тренеры могут говорить: «Да, да», а потом сунуть спортсмену таблетку или еще что-то. Необходимо, чтобы все понимали, что допинг – это зло. Профилактика – самое эффективное, чтобы не допустить распространения явления. У нас есть канал «Матч ТВ», и что, там много информации про допинг? Пока с каждого экрана, монитора, каждой газеты не будут об этом говорить, эффекта будет достигнуть сложно. И мы всегда будем иметь риск. Кристина Иванова Вернуться назад Новости рубрики
|
|