Рустем Абязов: «Почему рэперов так хотят присоединить к классической музыке, я не понимаю»

Интервью    14 марта 2019, 11:05
Рустем Абязов: «Почему рэперов так хотят присоединить к классической музыке, я не понимаю»
VII Международный фестиваль L'arte del arco («Искусство смычка») проходит в Татарстане с 13 по 17 марта

Он объединяет шесть концертов в Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске. На сцену выйдут лучшие исполнители на струнно-смычковых инструментах со всего мира. О миссии фестиваля, возможности исполнения саундтрека из «Игры престолов» в Казани, юбилейном концерте в двух актах, перспективах проекта «Звезды из завтра» и возможности сочетания рэп и классической музыки, в пресс-клубе портала «Вверх» рассказал художественный руководитель L'arte del arco, главный дирижер казанского камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов.

- С приездом солистов на фестиваль L'arte del arco постоянно происходят невероятные истории. На этот раз обошлось и все сложилось, как задумывалось?

- Те приглашенные музыканты, которые должны были выступать на открытии фестиваля (оно прошло 13 марта на сцене ГКБЗ им.Сайдашева – прим. ред.) и концертах второго и третьего дней, Слава Аллаху, уже здесь. Еще два исполнителя должны приехать в Набережные Челны и Казань и, надеюсь, они тоже благополучно доберутся. Пока тревожных сигналов нет (смеется).

- Что на сегодняшний день представляет собой фестиваль L'arte del arco. Какова его миссия на культурной карте Татарстана и России в целом?

- Когда я только задумывал этот фестиваль, то просто не представлял, что он получит такой широкий резонанс не только среди поклонников классической музыки, имеющих возможность услышать топовых солистов, работающих в сфере струнно-смычкового искусства, но и во всем мире. Когда мы обращаемся к тому или иному музыканту с предложением выступить на фестивале, оказывается, что многие уже наслышаны о нем, потому что музыканты делятся друг с другом впечатлениями от выступления у нас, кто-то встречает информацию в Интернете. И в общем то все музыканты с удовольствием соглашаются приехать.

Как мне кажется, у нашего фестиваля сразу несколько миссий. Первая - это знакомить казанского, челнинского, нижнекамского слушателей с выдающимися музыкантами, которые играют на скрипках, альтах, виолончелях, контрабасах.

Вторая задача - привлечение в республику, Казань действительно именитых солистов. Когда они приезжают к нам, то восторгаются городом, оркестром. И, конечно, рассказывают об этом коллегам. Еще один важный аспект - объединение музыкантов нашего оркестра и приглашенных солистов столь высокого уровня. Все приглашенные музыканты, а некоторые из них очень востребованы во всем мире, когда приходят на репетицию к оркестру, превращаются в обычных людей, коллег, с которыми можно спокойно пообщаться. С ними наши музыканты практически сразу переходят на ты, у них даже можно запросто попросить поиграть на скрипке Страдивари. Такое общение, в том числе, и музыкантское, потому что мы видим и класс, и мастерство, - очень вдохновляет. Так что получается довольно много наслоений с точки зрения миссий фестиваля, очень важных и для музыкантов оркестра, и для слушателей, и для приглашенных исполнителей.

- Какие солисты приехали на фестиваль в этом году и какая программа ожидает слушателей?

- На концерте-открытии сыграет самый известный представитель семейной династии скрипачей Стефан Миленкович. Он серб, но в настоящее время проживает в США, поскольку является профессором Иллинойского университета. Я знал, что он потрясающий скрипач. Но когда он вышел на первую репетицию буквально с колес, то отчебучил все технические вещи так, будто это ему ничего не стоит. Я понял, что это железобетонный музыкант, причем, у него все и музыкантски здорово, и технически абсолютно совершенно.

Второй приглашенный солист, который будет открывать фестиваль - Ирмина Тринкос из Польши. Она как раз одна из тех, с кем и приключилась невероятная история. Она должна была приехать на наш фестиваль в прошлом году. Но за три дня до начала фестиваля агент Ирмины сообщил, что она, выходя из такси, прищемила руку так, что врачи на месяц запретили даже шевелить рукой, не то, что играть на скрипке. Нам пришлось судорожно искать замену. Тем не менее, через год Ирмина нашла возможность исполнить свои обязательства и приехала в Казань.

- 15 марта в рамках фестиваля в ГБКЗ имени Сайдашева ожидается очень масштабный концерт…

- Для меня лично концерт 15 марта будет самым интересным и масштабным на нынешнем фестивале.

Программа включает сразу четыре премьеры. То есть все четыре произведения, которые будут звучать, - премьерные. Во-первых, я сделал свою оркестровую версию скрипичной сонаты Франка. Я очень люблю это произведение, но до поры до времени даже не задумывался, что его можно играть с оркестром. А потом я подумал: «Почему бы мне одно из любимых произведений не сыграть с оркестром?». Тогда летом я подготовил оркестровку, потом мы опробовали ее в Сарове, а недавно на гастролях во Франции и Швейцарии. Это достойно того, чтобы показывать в любой точке мира.

15 марта я также пригласил выступить с нами выдающегося французского виолончелиста Марка Дробинского. Это наш старинный творческий и личный друг. Главное – он потрясающий музыкант. На наших недавних европейских гастролях мы осуществили французскую и швейцарскую премьеры нового сочинения американского композитора Гольдштейна «Рапсодия на тему Альбинони для скрипки, виолончели и камерного оркестра». Это очень интересная концертная пьеса. Думаю, публика получит огромное удовольствие от ее прослушивания.

Самое главное – Гольдштейн очень хотел побывать на премьере в Швейцарии. Я ему сказал: «Зачем вам ехать в эту деревню? Приезжайте, лучше, в Казань. Вы же у нас тут еще ни разу не были».

И вы знаете, он приезжает. И не только в Казань. 14 марта он будет присутствовать на первом исполнении своего сочинения в Нижнекамске, а 15-го – на премьере в Казани. Мы с ним уже успели познакомиться, он очаровательный человек. Такого мне кажется еще никогда не было – российский оркестр, российский скрипач, французский виолончелист играют музыку американского композитора, а сам композитор сидит в зале. Самая большая пикантность: все участвующие в этом действии – выходцы из Советского Союза.

Будет у нас еще одна интересная премьера. Впервые в Казани прозвучит виолончельный концерт Вайнберга, столетие которого отмечается в этом году. А Марк Дробинский – один из лучших исполнителей этого концерта. И он меня попросил сделать для него аранжировку этого сочинения для камерного оркестра. Дробинский остался в восторге от оркестровки и я счастлив, что ему угодил.

Венцом премьерного вечера будет исполнение кантаты очень известного, ныне здравствующего испанского композитора Антона Гарсиа Абриля. Я до сих пор знал его только как гитарного композитора.

И совсем недавно выяснил, что автором музыки к очень популярному в Советском Союзе фильму «Пусть говорят» является Абриль. Я никогда не думал, что он пишет такие интересные классические произведения. Его кантата написана для виолончели, органа, хора, сопрано и струнного оркестра. Впервые мы исполнили это произведение в Перми на органном фестивале. Результат был таким замечательным, что я еще тогда решил: «В Казани это должно прозвучать обязательно». В этом произведении главная роль отведена виолончели.

Так что нас ожидают четыре потрясающих премьеры 15 марта. В программе фестиваля также есть два выездных концерта – в Челнах 16 марта и Нижнекамске 14 марта. И завершать фестиваль в Казани будут два музыканта – словацкий скрипач Далибор Карвай, который прямо с детства очень известен, он играл перед папой Римским, принцем Чарльзом. И очень интересный российский альтист Даниил Гришин.

- Можете ли вы назвать три причины, почему слушателям стоит пойти на фестиваль L'arte del arco?

- Этот фестиваль стал серьезным музыкальным брендом Татарстана, Казани. Это настоящий фестиваль, который собирает очень интересные музыкальные силы. Музыка, которая звучит на фестивале, очень разнообразна. Прежде всего, она виртуозная, потому что приезжие музыканты хотят продемонстрировать все свои технические возможности, которые у них просто безграничны.

Мы очень часто показываем премьеры – это одна из фишек фестиваля.

Публика может услышать и знакомые произведения, которые она запросто насвистит вместе с исполнителями, и совершенно незнакомые сочинения, которые, я уверен, станут любимыми в дальнейшем. Мы делаем достаточно жесткий отбор программы.

И третья причина – я считаю, что каждое посещение концерта классической музыки – шаг вперед в своем развитии для любого человека. Если делать этот шаг в течение пяти дней проведения фестиваля, можно на пять шагов приблизиться к совершенству.

- Как вас приняла публика во время недавних гастролей во Франции и Швейцарии?

- Слава Богу, публика нас всегда принимает хорошо. Гастроли получились интересными и отличались от многих других. Французская часть гастролей включала необычное для нас явление: часть вечернего концерта, который предназначен для взрослой публики, исполнялась днем, и на эти концерты свозилось по 500-800 детей. И они, очень шумный народ, стихали, когда начинала звучать музыка, и с удовольствием слушали.

А потом общались с музыкантами, просили автографы, благодарили. Они почти не говорят на английском, а мы – на французском. Так что объяснялись практически на пальцах. А уже вечером, во время концертов для взрослых, мы исполняли первые три пьесы с местными детишками. Эти дети учатся в обычных школах, но каждый занимается на каком-то музыкальном инструменте. Некоторые вообще еще не могут толком играть, только водить смычком по открытым струнам. Но при этом они садились в оркестр и водили по открытой струне там, где эта нота возникала. Это очень вдохновляло зал. После таких совместных выступлений публика была готова к восприятию основной программы.

Мы ездили по нескольким городкам Франции. А в пригороде Лиона организатор попросил нас подготовить музыку к «Игре престолов».

Программа, конечно, состояла из классических произведений, но было и немного киномузыки. Однако рекламный удар приходился именно на «Игру престолов». В итоге зал церкви, где проходил концерт, был заполнен насколько, что разве что на люстрах было место. Думаю, еще немного, и туда бы полезли. Этот концерт прошел на ура. Публика была крайне довольна. Мы захватили в подарок организатору татарскую тюбетейку. Когда мы ее вручили на сцене, это произвело эффект был разорвавшейся бомбы, - все бросились фотографировать.

Потоммы переехали в Швейцарию. Там были четыре наших концерта – три взрослых и один детский. В одном городке мы впервые играли в шатре, потому что у них не было хорошего концертного зала. Они отстроили этот шатер как торговый павильон, причем, получилась потрясающая акустика.

- Не хотите повторить исполнение музыки из «Игры престолов» в Казани?

- Возможно. Но мне это не очень нравится, честно говоря. Однако, учитывая, как Марк Дробинский старался, делая оркестровку, может быть, это и случится.

- Если смотреть в динамике, изменилось ли количество поклонников камерной музыки в Татарстане и ситуация с подготовленностью зрителя к такой музыке?

- Я вижу все больше новых лиц на наших концертах. У оркестра La Primavera есть своя публика. Но то, что появляются новые лица, радует меня значительно больше. Из этого я могу сделать вывод, что все-таки увеличилось количество любителей такой музыки. Об их подготовленности я могу судить по тому, что они начинают аплодировать между частями, что не принято на классических концертах. Но меня это тоже радует. Потому что я понимаю, что скорее всего, они пришли на классический концерт в первый раз. И слава Богу, что пришли. Так что пусть аплодируют! Тем более раньше аплодировали, и никому это не мешало. Это потом уже ввели традицию, что надо сначала все полностью благоговейно выслушать, а уже потом начинать аплодировать.

- Вы еще ни разу не играли с рэперами. Возможно ли это в принципе?

- В последнее время мне все чаще задают этот вопрос. Почему рэперов так хотят присоединить к классической музыке, я не понимаю. Я слышал даже несколько песен, где звучит классическая музыка, и на этом фоне рэперы начинают работать. Меня это пока не очень увлекает.

Я просто не понимаю связи рэпа и музыки. Если только с ритмической точки зрения, возвращения к истокам первобытно-общинного строя…

- Буквально через две недели предстоит ваш личный юбилей в рамках сезона больших юбилеев оркестра. Что вы будете дарить публике и что будут дарить вам?

- Я не знаю, что будут дарить мне. Об этом я думаю в последнюю очередь. А вот о том, что подарить публике, я придумал уже давно – больше года назад. Тут все сложилось. Учитывая, что 2019 год объявлен в России Годом театра, я решил, что вечер должен быть как-то связан с театром. К тому же, есть День дурака, который мы отмечаем ежегодно концертом-капустником. И мне показалось, что где-то в апреле сразу после моего дня рождения два концерта можно посвятить себе-любимому. Так что капустник 3 апреля тоже будет связан с моим юбилеем. И потом уже состоится более академичный, официальный концерт 26 апреля.

Мои друзьями-музыканты приедут специально, чтобы поиграть со мной дуэтом. Так что получится юбилей в двух актах, как в театре. В первом акте будет дана комедия, во втором – мелодрама.

Комедия – это капустник «День дурака, или на дураках держится жизнь». А второй акт будет называться «Таинство музыки». Я думаю, будет интересно.

Капустник я взял в свои руки, написал сценарий. Ну а концерт 26 апреля соберет интереснейших музыкантов… это будет очень красиво.

- Ваш проект «Звезды из завтра» впервые выезжает за пределы Казани. Как это будет?

- Мы уже давно задумывались над тем, чтобы вывести этот проект на уровень республики и даже обращались за помощью к руководству Татарстана. Этот вопрос сейчас прорабатывается. Я очень надеюсь, что к 100-летию ТАССР мы все же получим финансирование, чтобы распространить этот казанский опыт на несколько городов республики.

А в этот раз с этим предложением мы вышли на РИТЭК. Тех денег, которые они нам выделили в рамках гранта, хватило на реализацию проекта еще в одном городе. В этом году мы решили выбрать Альметьевск. Провели предварительную работу.

Я сам ездил, чтобы объяснить директорам музыкальных школ, что это за проект и как мы планируем его осуществлять. Потом я поехал в Альметьевск, чтобы провести кастинг юных исполнителей. Там я отобрал 24 номера. 15 апреля мы выезжаем в Альметьевск, будем репетировать вместе с воспитанниками местных музыкальных школ, а 17 апреля состоится гала-концерт в драматическом театре. Этот очень полезно детям, педагогам, это совершенно другой уровень творческого посыла. Учащиеся музыкальных школ очень вдохновляются возможностью сыграть с оркестром.

Хотя мне бы больше хотелось видеть крен в пользу классических музыкальных инструментов, но пока я этого не увидел во время кастинга.

Буквально одна-две скрипачки, пианисты есть, некоторые духовые. Но в основном это вокал, ансамбли, народные инструменты. Тем не менее, впечатление очень приятное: есть, из кого выбирать.

 

Если этот проект удастся раскрутить, он может стать фестивалем уровня «Созвездия», только в академической музыке. Для ДМШ это просто необходимо. Иначе нет серьезных стимулов для развития.

- Довольны ли вы тем, как ваша музыка продается?

- По-разному продается. Времена непростые в этом смысле. Продать каждый концерт стоит большого труда. Административная часть оркестра этим усиленно занимается. Иногда очень успешно, иногда не очень успешно. Конечно, было бы здорово, если бы билеты на все наши концерты уходили на ура. Но у нас в Казани очень ограниченное количество слушателей, которые ходят из одного классического концерта на другой. А их проходит очень много. У нас работает и симфонический, и камерный оркестры, есть просто камерные исполнители, приезжие, местные солисты. Глаза разбегаются. Я слышал разговоры – «Я купил билет на Шаляпинский фестиваль, и уже месяца два никуда не смогу сходить».

- Вам удается держать цены на билеты?

- Мы принципиально не хотим поднимать цены на билеты. Хотя для нас это было бы, наверное, выгоднее. Просто понимая, что очень большая часть публики ограничена в своих финансовых возможностях, мы этого не делаем - пусть публика ходит на концерты.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

21.11.2021 Алло, мы ищем молодых авторов Год пандемии и связанных с нею ограничений, творческих экспериментов и ожидания капремонта.
26.06.2021 Марат Бариев: «Если в 12 нацпроектах будет раздел, посвящённый молодёжи, - это уже новый, 13-й нацпроект» От того, какую молодёжь мы воспитываем, зависит благополучие и развитие нашего общества уже не только завтра, но и сегодня, убеждён депутат
30.04.2021 Фельдшер скорой Раиль Каримов: «На работе выкладываемся на 100 процентов» 28 апреля в России впервые отметили День работника скорой медицинской помощи.




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх