«Звуки советских скрипок, выпускающихся мебельными фабриками, не мог выдержать даже взрослый»Общество    14 марта 2019, 09:59
Накануне стартовало официальное открытие VII Международного фестиваля L'arte del arco, что в переводе с итальянского означает «Искусство смычка». Каждый раз маэстро со своим камерным оркестром La Primavera готовит какой-нибудь эксклюзивный сюрприз, и каждый раз он удается. Публика уходит с концертов перенасыщенная энергией и впечатлениями. На этот раз он пригласил в Казань восходящую звезду Ирмину Тринкос – гречанку, но проживающую в Польше и виртуоза Стефана Миленковича – серба, проживающего в США. Во время балканского конфликта он был первым послом детства, но, к сожалению, как мы знаем из истории, это не помогло…
«Потом появились уже и ансамбли – Растрелли, и квартет им. Глинки. Поэтому сегодня мы приглашаем всех, кто связан со струнно-смычковым искусством». Художественный руководитель оркестра признался, что вначале подбираются солисты, кто будет принимать участие в фестивале, затем обговаривается программа, какую они хотели бы сыграть. Рустем Абязов старается расширять как географические, так и жанровые рамки. Скрипач Стефан Миленкович прекрасно понимает русский язык, но говорить предпочитает на английском. Он не первый раз в России, но впервые в Казани и очень хорошо отзывается о камерном оркестре РТ. «Господин Абязов — маэстро по праву, прекрасный эксперт и лидер. По сути. Этот фестиваль полезен не только для самого оркестра, но и для приглашенных музыкантов, поскольку каждый получает неоценимый опыт», - говорит Миленкович. Скрипач признался, что к каждому концерту идет особая подготовка, но важен не только сами репетиции, но и все факторы, которые до и после концерта происходят. Важна атмосфера. И в Казани с ней было все великолепно. Каждый из приглашенных гостей помимо выступления дал еще по двухчасовому мастер-классу для детей, занимающихся в музыкальной школе. «У меня у самой был преподаватель по скрипки из России, поэтому я погружена в тонкости вашего образования», - призналась Ирмина Тринкос. - И я горжусь вашими детьми, поскольку они восхитительны! Сегодня у меня был мастер-класс с шестью ребятами от маленького возраста до колледжа, и я поражаюсь, насколько у них разный характер, каждый - индивидуальность, и это очень удивительно, что дети в России столько занимаются с инструментом. И это очень серьезно».
Рустем Абязов объясняет этот феномен просто. Как бы не пытались в последние годы все испортить, но до сих пор советско-российская система музыкального образования очень отличается от других стран. Такой выстроенной системы, которая начинается от музыкальной школы через училище и вузов, и даже есть специализированные музшколы при вузах, которые совмещают специальное и общее образование – такое редко где можно увидеть. «Хотя мы все пытаемся сделать как на западе, - говорит маэстро. И музыканты борются за то, чтобы все, что уже создано, это не разрушили». Серб играет на инструменте итальянского мастера Гваданини 1873 года. Говорит, что иногда устает от игры, но он просто влюблен в музыку, и именно через нее реализуется. Тринкос играет на скрипке тирольского мастера Якова Штайнера 1670 года. Они в свое время ценились больше скрипок Страдивари. Корреспондент портала «Вверх» поинтересовался, как сохранить у современных детей любовь и привязанность к инструменту, когда вокруг столько соблазнов. «Некоторые дети фанатеют, а некоторые не признают эти занятия, - говорит Стефан. - И нужно найти баланс между своей жизнью и этими занятиями строго по расписанию. В конце люди счастливы от того, чему обучились, и по-настоящему получают удовольствие от игры». «Когда вы выходите на сцену, то должны уметь переключаться, перестраиваться, и воспринимать игру не как какое-то дело, а восхищение от самого процесса, - говорит Ирмина. Именно в этот момент происходит настоящая связь с публикой, и это очень важно».
Они покупались в магазинах, и были изготовления какой-нибудь мебельной фабрикой. Это были не скрипки, а какой-то кошмар. И звуки, которые извлекались из этих инструментов, не мог выдержать даже взрослый. А детям, которым это дано от Бога, через подобное испытание проходили и становились настоящими музыкантами». Маэстро признался, что сам учился на подобном музыкальном инструменте. Но на концерте с виртуозностью и великолепным звучанием все было хорошо. Публика услышала шедевры скрипичной музыки. Стефан исполнил цыганские напевы Сарасате и каприсы Паганини. Всего их 24, и требуют от скрипача особой виртуозности, поскольку нужно долгое время держать внимание зала, выступая один на один, что называется, без оркестра. Но на фестивале прозвучало очень оригинальная версия пяти каприсов. В этом году отмечается 90-летие выдающегося советского композитора Эдисона Денисова, который в свое время был лидером неформального движения, куда входили София Губайдулина, Альфред Шнитке и многие другие. В нашей стране его долго не признавали как авангардиста, а на Западе его называют Моцартом XX века. И он написал аккомпанементы к пяти каприсам Паганини. И получилось очень оригинально.
Как и положено на Абязовском фестивале, в конце концерта гостей объединили в один ансамбль, и они сыграли часть второго концерта Баха. К слову, в рамках фестиваля L'arte del arco концерты будут проходить еще в Набережных Челнах и Нижнекамске. Но нечто оригинальное состоится в БКЗ 15 марта. Абязов обещает сразу 4 премьеры. Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|