«Санкционный режим никому не нужен»Экономика    18 марта 2019, 09:50
Шотландский инцидент– Василий Михайлович, платежная система Visa с апреля увеличит предельную сумму покупок при бесконтактной оплате без введения пин-кода с 1 тыс. рублей до трех. О чем говорит это решение? – Смотрите, если мы возьмем тысячу рублей до крымского периода, то в долларовом эквиваленте получим чуть больше 30 баксов. При нынешнем курсе это уже будет только 15 долларов. Соответственно, пропорционально изменились все цены. В виду того что система требует идентификации – введения пина, отправки сообщения и так далее – Visa решила облегчить жизнь себе и своим клиентам в России, снизив затраты на авторизацию таких небольших платежей. – Решение Visa косвенно свидетельствует о популярности бесконтактных платежей в нашей стране. Насколько оправданны опасения, что данная технология небезопасна? – Риск того, что вы потеряете кошелек, гораздо выше, чем возможные проблемы с вашей картой. Плюс есть система защиты – если банк или платежная система фиксируют прохождение неавторизованного платежа или еще что-то подозрительное, то карта моментально блокируется.
Бесконтактные платежи очень удобны, так как сегодня почти у всех есть смартфоны. Если вы загрузили приложение PayPal, позволяющее пользоваться данной услугой, то почему нет?! Грубо говоря, вам теперь не нужен кошелек. Конечно, есть вероятность того, что в ответственный момент сядет смартфон, но я не вижу в этом особой проблемы. Мы все научились с этим бороться. Более того, если мы возьмем развивающиеся страны – Индию, Филиппины, Мексику - то там эта услуга необычайно популярна. В отличие, кстати, от развитых стран.
– Логично предположить, что в развитых странах люди финансово более грамотные… – Здесь совершенно другая история. Если у людей нет глубокой финансовой культуры, им проще переходить на что-то новое, минуя промежуточные этапы. Допустим, в США до сих пор используются чеки. Мы с вами понятия не имеем, что это такое, у нас этого никогда не было. Хотя, в принципе, дебетовая карта родилась на базе чека. У вас есть книжечка, вы отрываете в ней листочек, пишете сумму и данные человека, которому нужно ее передать. И получатель чека, соответственно, может воспользоваться им как платежным средством. У нас в жизни такого не было, поэтому мы сразу же перешли на дебетовые кредитные карты, а теперь и на бесконтактные платежи. Принуждение к «Миру»– О национальной платежной системе «Мир». На ваш взгляд проект удался? – При условии, что всех бюджетников в нарушении всех мыслимых законов обязали получить карту «Мир», и, несмотря на это объем рынка, который она заняла, всего 10%, я оцениваю данный проект как выдающийся провал.
Все деньги, которые туда поступают, я тут же перевожу на другую карту. Второе – с этой картой где угодно за рубежом могут возникнуть какие угодно проблемы. Она для домашнего пользования. – По телевидению отрапортовали о росте экономики по итогам 2018 года на 2,3%. Это действительно так? – Вы имеете в виду ситуацию, когда Росстат пересчитал свои собственные данные? Естественно, это результат манипуляций. Каков реальный рост или спад в экономике мы с вами теперь не знаем. Понимаете, когда у градусника постоянно меняют шкалу, сказать какая температура просто невозможно.
– Вам не кажется, что введение налога на самозанятых и развитие бесконтактных платежей – взаимосвязанные явления? Безналичные денежные потоки легко отслеживать… – Естественно, такая связь прослеживается. В перспективе это может привести к росту наличных платежей. Пока мы этого не наблюдаем, потому что налог на самозанятых по факту не работает. Вообще система взимания любого налога должна быть эффективной. Сумма полученного налога на самозанятых должна быть больше, чем те деньги, которые государство потратит на его сбор. Пока это не очевидно. Бегать за бабушкой, которая продает укроп с морковкой на рынке и имеет доход 200 рублей в день, бессмысленно. К ней надо будет послать специального человека, который изымет у нее 10 рублей в качестве налога. Это смешно… Запад в растерянности– Год назад мы с вами говорили о ситуации в банковском секторе, ипотечной ставке и новых санкциях. Как со всем этим обстоит дело сегодня? – Я могу констатировать факт – за 4 года количество банков сократилось вдвое. И конца краю этому процессу пока не видно. Ипотечная ставка зависит от инфляции, а она сейчас определяется множеством факторов, начиная с колебаний курса рубля и заканчивая новыми налогами, которые придумал Минфин, и, разумеется, новыми внешнеполитическими инициативами российского руководства. По поводу санкций… Сейчас обсуждается два пакета санкций: один связан с инцидентом в Керченском проливе, другой – с отравлением Скрипалей. Все пока на стадии обсуждения. Здесь надо понимать одну простую вещь: Запад в не заинтересован нас давить. Западу нужно взаимовыгодное сотрудничество и чтобы Россия пришла в чувства.
Санкционный режим никому не нужен. Вопрос в другом: как реагировать на несоблюдение Россией своих договорных обязательств? Запад просто теряется как на это реагировать. – Два года назад чиновники на полном серьезе обсуждали идею создания крипторубля. Эта идея получила продолжение? – Я не знаю. Вообще, для чего нужна криптовалюта мир до сих пор так и не понял. Пока она выступает как спекулятивный инструмент. У государства есть обычный рубль, производство которого почти ничего не стоит. Когда мы говорим о крипторубле, то это, наверное, не государственный проект. Естественно, наше государство, которое терпеть не может кого-то рядом с собой, говорит: «А с какого бодуна что-то помимо меня создается?!» Если вы заметили, у нас все возможные варианты использования криптовалют преследуются как еретики испанской инквизицией. – Эксперты в этой области говорят о прозрачности расчетов, быстроте транзакций… – Я не вижу здесь никакой дополнительной прозрачности, быстроты и так далее. Все современные расчеты происходят моментально. Вот попробуйте себе перевести деньги на карту. Через какое время она там появится? Моментально. А как это произошло вас как юзера интересовать не должно, главное, что деньги появились на вашем счете. – Судя по вашему аккаунту в фейсбуке, вы частый гость на международных банковских форумах и конференциях. Каковы основные тренды развития банковского сектора? – Тренды простые - на все большую цифровизацию, уход от личного общения банкира с клиентом, удаленный доступ к услугам. В этом плане Россия в тренде. Но при этом еще раз поймите… Мой друг-голландец, он чуть постарше меня, говорит: «Я в жизни не буду пользоваться этим интернетом для того чтобы заходить в свой офис! Мне надо прийти и посмотреть в глаза банкиру». Доля этих людей на рынке еще очень велика. Алексей Егоров
Вернуться назад Новости рубрики
|
|