Марина Григорьева: «Самая уставшая мама – это мама одного ребенка. Мама трех детей успевает все»Общество    21 марта 2019, 10:33Ее проект «ИнформРесурс» получил поддержку Центра поддержки гражданских инициатив Татарстана. Благодаря этому многодетные родители и родители детей с особенностями развития смогут обращаться в онлайн-режиме за консультациями, и подобные акции будут проходить ежемесячно. РООРДИ РТ «Забота» создана родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями. В организацию объединяются родители, у которых дети имеют различные заболевания: ДЦП, синдром Дауна и аутизм, эпилепсия, нарушение зрения и др. Организация занимается реализацией акций, мероприятий, направленных на поддержку и помощь родителям, воспитывающих «особенных» детей. В рамках «ИнформРесурса» под эгидой «Заботы» проводятся юридические онлайн-консультации для родителей на площадке сайта проекта. - Вы стали автором инициативы по предоставлению онлайн-консультаций родителям «особенных» деток, многодетных семей. Как возникла эта идея? - Такая задумка родилась после подобных консультаций, которые я проводила в различных реабилитационных центрах. На встречах с родителями я поняла крайнюю актуальность этой идеи. И возможность проводить такие консультации онлайн – очень своевременный и нужный шаг. При нынешней загруженности мам, благодаря режиму онлайн, они могут продолжать находиться со своими детьми и параллельно смотреть консультации, задавать вопросы. - Вы – многодетная мама. Для вас это, прежде всего, счастье? Или, бывает, что возникающие трудности перевешивают? - Конечно, с детьми возникают трудности. Но это и большое счастье. Есть даже такое поверье, что самая уставшая мама – это мама одного ребенка. Мама трех детей успевает все. У нее, как правило, есть собственный бизнес, дети в полном порядке, посещают кружки, школу и т.д. И я все это ощутила на себе.
- Вы с супругом изначально мечтали о большой семье? - Не могу сказать, что это было в планах. Но жизнь так вывела и подсказала, что это необходимо и здорово. - Правда ли, что большая семья – это большие проблемы? Или чем больше семья, тем лучше? - Каждый ребенок привносит в семью что-то новое, целый космос, открывает еще что-то новое в маме, дарит огромное счастье. - Помимо того, что вы многодетная мама, вы еще и мама «особенного» ребенка. Дети-инвалиды – это правильная формулировка или лучше говорить «ребенок с особенностями развития», чтобы не обидеть? - Имеют место разные формулировки. Они не обидны. Просто в разных условиях они применимы по-разному. Главное – не обидеть каким-то действием, своим отношением. - Воспитывая ребенка с инвалидность, нередко возникают проблемы с его социализацией. Сейчас активно используется понятие «инклюзия». Чем инклюзивные школы отличаются от обычных и нужны ли отдельные учебные заведения для «особенных» детей или лучше использовать эту новую форму? - Эта тема стала очень модной, и об этом много говорят. На мой взгляд, надо признать, что были, есть и будут детки, которым не будет комфортно в рамках инклюзии. И им будет комфортнее получать образование в специализированных, адаптированных школах. Поэтому идти только по пути развития инклюзии в корне неверно. Я думаю, необходимо развивать как направления инклюзивного образования, так и сохранять адаптированные школы.
- Решение, в какую школу отдавать ребенка – это желание родителей или выбор определяется, исходя из медицинских показаний? - По закону, принятие решения о формате получения образования принимают родители в интересах ребенка и учитывая мнение ребенка. Что касается ресурсных классов, инклюзивного образования, требуется рекомендация психолога медико-педагогической комиссии. Причем, последняя носит лишь рекомендательный характер. Родитель может получить эту консультацию, но принять свое решение в интересах ребенка. - Если говорить о дошкольном образовании, то в этом случае какой выход лучше искать? Воспитывать в семье или искать подходящий детсад? - Дети с инвалидностью бывают очень разными, даже имея схожие диагнозы. Радует, что в последнее время в детсадах открываются специальные группы, все больше дошкольное образование поворачивается к «особенным» детям лицом. Еще лет 10 назад это было почти невозможно. - Кто должен работать с «особенными» детьми. В последнее время начали появляться тьюторы, в чем их отличие от обычных учителей, психологов? - Что касается понятия «тьютор», то в этой области распространено множество заблуждений. Я сама поймала себя на мысли, что из интернет-публикаций я сформировала мнение, что тьютор – это помощник. Но когда я стала изучать законодательство в этой области, чтобы реализовать права своего ребенка, то поняла, что существует большая разница, как это преподносится, и как дело обстоит в правовом плане. Право ребенка на сопровождении в дошкольном учреждении, школе и далее в техникуме, вузе, может быть реализовано с помощью тьютора и ассистента-помощника. Долгое время преподносилось, что это одно и то же, хотя это не так. Это заблуждение, что тьютор и ассистент-помощник – идентичные должности и что существуют какие-то школы тьюторов, где можно выучиться на эту специальность и что обязательно этому нужно выучиться родителям, чтобы сопровождать своих детей. Но все это не так, все это не верно. Если следовать букве закона, то ассистент-помощник – тот человек, который помогает ребенку при передвижении, подготовке рабочего места, приеме пищи и так далее. То есть при физических действиях, которые ребенок не в состоянии сделать сам. Тьютор же – это педагогическая должность, он выполняет функции индивидуального педагогического сопровождения ребенка в процессе обучения. То есть функционал у этих двух специальностей совершенно разный. - То есть тьютор может помогать ребенку в обычной массовой школе в процессе обучения? - Ставки тьютора могут быть и в обычной, и в адаптированной школе. Законодатель дает свободу руководству школы в этом вопросе. - В каких ситуациях ребенку положен тьютор? Необходимо ли родителю подать для этого заявление? - Ассистент-помощник оказывает физическую помощь ребенку, помогает ему передвигаться, принимать пищу, одеваться, раздеваться. Он назначается детям с ограниченными возможностями по зрению и опорно-двигательного аппарата. Что касается предоставления услуг тьютора, то это затрагивает детей-аутистов и детей с множественными нарушениями. - Существуют ли требования по штатным единицам в образовательных учреждениях, если это касается тьюторов или ассистентов-помощников? И каким образованием должны обладать люди, которые планируют работать по этим специальностям? - Тьютор – это педагогическая должность. Соответственно, имеются требования по образованию – высшее педагогическое образование и стаж работы не менее двух лет.
Для ассистентов-помощников проводится инструктаж на рабочем месте. И функцию ассистента-помощника могут исполнять даже родители ребенка. Причем, образовательная организация может самостоятельно принять решение о введении в штат данных должностей или расширения должностных обязанностей уже имеющегося педагога, психолога, социального педагога. В этом случае школе дается автономия в принятии решения. Что касается того, сможет ли родитель выполнять функции тьютора, то такое возможно, если он будет устроен в штат. А вот оказывать функции ассистента-помощника родитель может и без трудоустройства в образовательное учреждение. Должность тьютора может быть введена в школе, техникуме и вузе, но ее нет в детсаду. Ассистента-помощника в вузе уже не предусмотрена, его помощь возможна только при сдаче экзаменов. - Бывают ли случаи отказа от принятия решения о необходимости такого сопровождения? - Ко мне с такими жалобами не обращались. Как правило, если у ребенка имеются такие ограничения, то ему прописывается помощник в виде тьютора. - Почему, на ваш взгляд, многодетная семья в современном обществе – большая редкость? - Люди боятся трудностей, дополнительных забот, затрат. При желании и целеустремленности все достижимо, все в наших руках. Хочется, чтобы многодетность была осознанной. С появлением каждого последующего ребенка хочется не уменьшить жизненный уровень уже имеющихся детей, чтобы это не превратилось в жизнь за счет пособия на ребенка. - С какими вопросами к вам чаще всего обращаются родители «особенных» деток или многодетных семей? - Это и вопросы алиментов, и вопросы долевой собственности, и наследства. Родителям зачастую не хватает информированности о своих правах – они не знают, на что имеют право в каждой конкретной ситуации. - Какую категорию можно отнести к детям-инвалидам? - Ребенок-инвалид – ребенок до 18 лет, имеющий стойкие нарушения функций организма, приводящие к нарушению жизнедеятельности. Этот статус устанавливается Бюро медико-социальной экспертизы. Понятие же «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» впервые появляется в ФЗ «Об образовании», и здесь подразумевается лицо, имеющее такие недостатки в физическом или психическом развитии, которые не дают ему возможность получать образование без создания для него специальных условий.
- Как работает проект «ИнформРесурс». Помимо онлайн-консультаций и сайта, какие еще формы работы предусмотрены? - На нашем сайте будет размещена самая актуальная и нужная информация для семей, имеющих «особенных» детей. - Какой бы совет вы дали молодым родителям, которые только стоят перед вопросом, заводить ли большую семью или ограничиваться одним ребенком? - Не стоит бояться трудностей. Дети – это счастье. Каждый привносит в семью что-то новое, обогащает семью. Кристина Иванова Вернуться назад Новости рубрики
|
|